Три года без проверок
Какие положительные изменения для землепользователей привнес действующий мораторий на проверки – в интервью с постоянным экспертом ИА «АгроИнфо» в области земельных отношений.
С января текущего года в нашей республике действует мораторий на проверки субъектов малого и микропредпринимательства. О запрете на проверки и многих других накопившихся вопросах корреспондент ИА «АгроИнфо» побеседовал с руководителем ГУ «Управление по контролю за использованием и охраной земель акимата Костанайской области» Нурланом Абдуовым.
– Нурлан Абдрахманович, ввиду действующего моратория на проверки, в течение трех лет ваше управление не будет проверять землепользователей?
– В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229 центральные государственные и местные исполнительные органы прекратили в период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства. Есть в Указе 11 исключений по которым в этот период будут проводится проверки, в том числе заявления предпринимателей о проведении проверки их собственной деятельности. Исключения касаются таможенных, некоторых налоговых проверок, проверок органов прокуратуры и проверок, направленных на предотвращение нарушений, несущих массовой угрозу жизни населения и прочих.
Не коснулся мораторий субъектов среднего и крупного предпринимательства, их также, как и ранее мы будем проверять, и физических лиц – землепользователей.
Кроме того, с 2018 года у нашего управления добавилась функция контроля за законностью и правильностью предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения акиматами районов, городов районного значения и прочих органов МИО. В то же время функцию государственного контроля в отношении землепользователей и собственников земельных участков на землях сельскохозяйственного назначения была передана районным исполнительным органам.Сейчас они организуют и проводят государственный контроль за своевременным и правильным проведением комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, гидротехнических, противоэрозионных и прочих мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв земель. А также за использованием земель в соответствии с целевым назначением и земельным законодательством Республики Казахстан. Органы МИО, соответственно, тоже прекратили на три года проверки субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, течение трех ближайших лет проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства со стороны нашего управления не предвидится. Мы сейчас заканчиваем проверки землепользователей, в том числе и по землям сельскохозяйственного назначения, которые начали в прошлом и позапрошлом годах.
– Расскажите о нововведениях в Земельный кодекс Республики Казахстан в части предоставления земель сельскохозяйственного назначения.
– Земельный кодекс с середины 2018 года дополнен новой статьей 43-1, в которой детально определена процедура предоставления земельных участков для сельскохозяйственного производства и КФХ, также вышли соответствующие правила организации и проведения конкурса по предоставлению. Новые правила предоставления участков уже работают. В них больше внимания уделено общественным организациям, и их присутствию в составе комиссии по рассмотрению заявок конкурсантов.
Для достижения максимальной прозрачности процесс рассмотрения заявок на участие в конкурсе по предоставлению сельскохозяйственных земель должен записываться на видео или транслироваться по интернет-каналам связи.
Кроме того, в новые правила о конкурсе по предоставлению участков внесена бальная система. Каждому участнику конкурса присваиваются баллы, чем больше количество баллов, тем больше шансов на победу в конкурсе. Баллы присваиваются исходя из прогнозных сумм инвестиций в проект предоставления и дальнейшего освоения земельного участка. Чем больше конкурсант намерен вложить средств в свой бизнес-проект, тем больше баллов получает.
Если участник конкурса его не выиграл и недоволен решением земельной комиссии, то в течение трех дней с момента завершения конкурса, он может опротестовать это решение в суде. Подача заявления в суд приостанавливает исполнение протокольного решения земельной комиссии и заключение договора аренды с победителем. И потом уже судебные органы выносят решение о законности и правильности итогов конкурса по предоставлению земель сельхозназначения.
– А что за мониторинг за землями сельскохозяйственного назначения ввели?
– Да, в той же статье 43-1 Земельного кодекса РК есть пункт, что по результатам конкурса по предоставлению участков с его победителем будет заключен договор временного возмездного землепользования (аренды) земельного участка сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского или фермерского хозяйства либо сельскохозяйственного производства. А после заключения данного договора комиссия продолжит наблюдать за тем, как использует новый землепользователь свой участок. Будет проводиться мониторинг использования земель сельскохозяйственного назначения. В середине прошлого 2019 года вступили в юридическую силу Правила организации и проведения мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства. В них подробно описано, какие обязательства по использованию земель должен исполнять победитель конкурса. А также какие меры должны принимать уполномоченные органы с целью проведения мониторинга сельхозземель.
– Одним из спорных условий предоставления участков сельхозпроизводителям было предоставление банковской гарантии. Сейчас его отменили?
– Да, действительно имело место быть. Участник конкурса по предоставлению земельных участков для сельскохозяйственного производства должен был предоставить банковскую гарантию. Но, вскоре это условие отменили, и обязательное предоставление банковской гарантии исключили.
– Теперь при недостатке пастбищных угодий у землепользователя могут принудительно отобрать земли?
– В статью 84 Земельного кодекса внесли 2 дополнительных пункта в перечень государственных нужд, для целей исполнения которых земельные участки могут быть принудительно отчуждены у землепользователей. Это самый обсуждаемый пункт – удовлетворение нужд населения в пастбищных угодьях для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья. И также обеспечение потребности населения в земельных участках для индивидуального жилищного строительства.
Да, если не будет хватать пастбищ для удовлетворения нужд населения, земельные участки могут изъять у землепользователя в принудительном порядке.
– На наш сайт поступает очень много вопросов от физических лиц об условной земельной доле, которую они получили несколько лет назад при учреждении юридических лиц на базе бывших совхозов и прочих хозяйств. Люди хотят восстановить свои права, насколько это реально сейчас?
– Эти люди вправе в судебном порядке восстановить права на условные земельные доли, но при наличии соответствующих правоустанавливающих документов. Если есть документальное подтверждение, то следует обратиться в суд, и там доказать свои права.
Если же никаких документов нет, то как можно утверждать свое членство и долю в учредительном органе юридического лица?
– Спасибо за информацию!
Гани Ермек