Поломки в поле: ошибки, советы и рекомендации

В Казахстане средний возраст большей части тракторов и зерноуборочных ком­байнов составляет 13–15 лет, при нормативном сроке эксплуатации 8–10 лет. При сложившихся темпах обновления тенденция старения машинотракторного парка сохранится, поэтому основной объем механизированных полевых работ в сельском хозяйстве будет выполняться машинами с высоким сроком эксплуатации.

К наиболее распространен­ным ошибкам, снижающим ка­чество ремонта и обслужива­ния машин, относятся:

– применение некачествен­ных запасных частей;
– несоблюдение моментов за­тяжки резьбовых соединений;
– несоблюдение рекоменду­емых для каждого вида тех­ники значений регулируемых параметров;
– разукомплектование в уз­лах приработанных деталей;
– применение некачествен­ных или не соответствующих сортов смазочных материалов и масел, и др.

Основной причиной этих ошибок является недостаточ­ный уровень квалификации специалистов, отсутствие не­обходимого ремонтного обо­рудования и оснастки, норма­тивно-технической документа­ции. Оставшееся от ремонтных предприятий советского пери­ода это оборудование в боль­шинстве своем не нашло при­менения, так как было пред­назначено в основном для узкоспециализированного про­изводства с большой програм­мой ремонта.

9-номер-10-полоса,-МПРД-2052С точки зрения экономиче­ской целесообразности, для средних и крупных сельхоз­формирований необходимы универсальные средства ре­монта с расширенными функ­циональными и эксплуата­ционными возможностями. А для мелких хозяйств, предпо­чтительны средства малой ме­ханизации ремонтных работ, преимущественно с ручным ги­дравлическим и механическим приводом.

Аккольский филиал ТОО «КазНИИМЭСХ» является единственной в республике научно – исследовательской организацией, специализиру­ющейся на разработке, изго­товлении и поставках потре­бителям оборудования, техно­логий и нормативно-техниче­ской документации по сервису сельскохозяйственной техни­ки. За последние годы фили­алом разработаны и внедре­ны в хозяйствах и на сервис­ных предприятиях такие виды оборудования, как мастерская передвижная ремонтно-диа­гностическая на базе автомо­биля МПРД-2052, комплект диагностики тракторов КИ-13896М, устройство для ди­агностирования объемно­го гидропривода КИ-2054, устройство для проверки ги­дросистем машин КИ-2035, устройство для контроля то­пливной аппаратуры дизеля КИ-13893. Из технологий – это восстановление изношен­ных дисков трения ведущего вала коробок передач тракто­ров «Кировец» и рабочих ор­ганов почвообрабатывающих машин.

Восстановление изношенных деталей

Качество ремонта машин и их надежность при исполь­зовании существенно зави­сят от качества запасных ча­стей. В настоящее время на­блюдается большой спрос на запасные части, что вызвано изношенностью машин. Этот большой спрос стимулиру­ет появление на рынке нека­чественных запасных частей, которые изготовляются с на­рушением технических требо­ваний и материалов, не соот­ветствующих техническим ус­ловиям. Определить качество присутствующих на рынке за­пасных частей без специально­го обследования невозможно. Отсутствие законодательной и нормативной базы, обязыва­ющей проводить оценку каче­ства запасных частей, позво­ляет поставщикам и продавцам торговать запасными частями и расходными материалами низкого качества. Утрачен госу­дарственный контроль как над качеством выпускаемых в ре­спублике, так и ввозимых из-за рубежа запасных частей.

9-номер-10-полоса,-КИ-13896МЗапасные части являются наиболее существенной со­ставляющей статьей затрат в себестоимости ремонта машин (60-80%). Снизить эту статью затрат позволяет восстанов­ление изношенных деталей. При применении современ­ных способов восстановления и упрочнения поверхностей, долговечность восстановлен­ных деталей при стоимости, со­ставляющей 40 – 60% от цены новых, может достигать уров­ня новых, а иногда и превзой­ти их.

Существуют различные спо­собы и методы восстановле­ния д еталей. В у словиях ж е хозяйств, в том числе крестьянских и фермерских, до­ступными способами восста­новления изношенных дета­лей являются ручная сварка и наплавка в среде углекислого газа и газопламенная. Эти спо­собы не требуют сложного обо­рудования и применимы для восстановления широкой но­менклатуры деталей – валов, осей, кронштейнов, цапф, кор­пусных деталей, рабочих орга­нов почвообрабатывающих ма­шин. При этом качество восста­новленных поверхностей будет зависеть от присадочного ма­териала (электрода, проволо­ки, порошка), режима наплав­ки (сварки) и квалификации сварщика.

Рабочие органы почвообрабатывающих машин быстро изнашиваются. Несвоевременная замена, на­пример, изношенных лемехов или лап культиваторов приво­дит к увеличению тягового со­противления орудия до 50%. А простои при замене превы­шают 10% рабочего време­ни. Существенно снизить за­траты на ремонт машин мож­но за счет применения восста­новленных рабочих органов. Соответствующая технология восстановления изношенных рабочих органов на основе ис­пользования компенсацион­ных деталей разработана в АФ ТОО «КазНИИМЭСХ» и в на­стоящее время проходит про­изводственную проверку.

Двигателю – особое внимание

При подготовке тракторов к весенним полевым работам особое внимание следует уде­лить проверке технического со­стояния двигателя, топливной аппаратуры, гидравлической системы.

9-номер-10-полоса,-КИ-2054В дизельном двигателе, ко­торым оснащено подавляю­щее число машин сельскохо­зяйственного назначения, рас­ход топлива существенно зави­сит от состояния и регулировки узлов топливной аппаратуры. Неисправность хотя бы одной форсунки увеличивает рас­ход топлива на 15-20%, откло­нение угла начала подачи то­плива на 2-3% от номинально­го значения приводит к увели­чению расхода топлива на 3-5 %. При отсутствии внешних за­метных признаков, работа ма­шины с неисправной систе­мой топливоподачи приводит к существенному перерасходу топлива. Потери топлива из-за технических неисправностей и разрегулировок системы то­пливоподачи дизелей могут достигать 500 – 600 кг в год на один трактор среднего класса и до 1,5 тонн на энергонасы­щенный трактор тягового клас­са «Кировец». Поэтому н еоб­ходим постоянный контроль регулировок топливной систе­мы дизеля, особенно это акту­ально для машин с большим сроком эксплуатации.

Внешними признаками не­исправностей двигателя является:

– снижение мощности;

– дымный выпуск;

– ускоренное выгорание масла;

– недопустимое снижение давления в системе смазки;

– возникновение ненормаль­ных стуков.

По цвету выпускных газов можно ориентировочно опре­делить характер неисправно­сти. Черный дым свидетель­ствует о неполном сгорании топлива, причиной которо­го может быть как зависание и закоксовывание иглы рас­пылителя форсунки, так и не­достаточная подача воздуха (засорен воздухоочиститель). Также причинами такого яв­ления может быть нарушение угла опережения подачи то­плива и фаз газораспределе­ния, повышенная подача то­плива и большая неравномер­ность его подачи секциями насоса высокого давления, разрегулирование или негер­метичность клапанов, неис­правность турбокомпрессора.

Синий (сизый) цвет выхлоп­ных газов свидетельствует о попадании моторного масла в камеры сгорания по причи­не износа деталей цилиндро- поршневой группы двигателя или уплотнительных колец ро­тора турбокомпрессора.

Белый цвет свидетельству­ет о попадании охлаждающей жидкости в цилиндры двигате­ля, а так же о нарушении гер­метичности сопряжении «сед­ло-клапан». Для точного опре­деления причины необходи­мо использовать средства диагностики.

Общее техническое состо­яние гидравлического меха­низма навески трактора мож­но определить, используя специальный груз, который навешивают на навеску трак­тора. Масса груза или машины для соответствующего класса тракторов должно быть таким: класс 0,6 т – 500 кг; класс 0,9 т – 650; класс 1,4 т – 800; класс 3 т – 1500; класс 5 т – 1700 кг.

9-номер-10-полоса,-КИ-2035Запустив двигатель, трактор устанавливают так, чтобы была возможность выполнять подъ­ем и опускание навески маши­ны. При частоте вращения ко­ленчатого вала двигателя 60-70% от номинального значения джойстик управления золотни­ком распределителя, к которо­му подключен гидроцилиндр механизма навески, устанав­ливают в рабочее положение “подъем” и удерживают его в таком положении, нагревая ра­бочую жидкость до температу­ры 45-55°С. Прогрев рабо­чую жидкость, выполняют 5-6 полных подниманий и опуска­ний навески при номинальном значении частоты вращения коленчатого вала двигателя. Продолжительность подъема навесной машины (из крайне­го нижнего в крайнее верхнее положение) не должна превы­шать 4-5 с. Для поэлементного диагностирования гидравли­ческих приводов сельскохо­зяйственной техники применя­ется устройство для проверки гидросистем машин КИ-2035, разработанное филиалом.

Немного о нефтепродуктах

Большое значение для на­дежной работы машин име­ет качество используемых не­фтепродуктов – смазочных масел и дизельного топлива. Особенно чувствительна к качеству масел энергонасы­щенная техника. Так, основ­ной причиной отказов двига­телей тракторов «Кировец», связанных с коленчатыми ва­лами, является применение моторного масла не соответ­ствующего по своим параме­трам техническим требовани­ям. Несвоевременная замена моторного масла также при­водит либо к его перерасходу (при преждевременной заме­не), либо к интенсивному изно­су двигателя (при превышении сроков его использования).

Екатерина Попова по материалам

Аккольского филиала ТОО «КазНИИМЭСХ»

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы