Поломки в поле: ошибки, советы и рекомендации
В Казахстане средний возраст большей части тракторов и зерноуборочных комбайнов составляет 13–15 лет, при нормативном сроке эксплуатации 8–10 лет. При сложившихся темпах обновления тенденция старения машинотракторного парка сохранится, поэтому основной объем механизированных полевых работ в сельском хозяйстве будет выполняться машинами с высоким сроком эксплуатации.
К наиболее распространенным ошибкам, снижающим качество ремонта и обслуживания машин, относятся:
– применение некачественных запасных частей;
– несоблюдение моментов затяжки резьбовых соединений;
– несоблюдение рекомендуемых для каждого вида техники значений регулируемых параметров;
– разукомплектование в узлах приработанных деталей;
– применение некачественных или не соответствующих сортов смазочных материалов и масел, и др.
Основной причиной этих ошибок является недостаточный уровень квалификации специалистов, отсутствие необходимого ремонтного оборудования и оснастки, нормативно-технической документации. Оставшееся от ремонтных предприятий советского периода это оборудование в большинстве своем не нашло применения, так как было предназначено в основном для узкоспециализированного производства с большой программой ремонта.
С точки зрения экономической целесообразности, для средних и крупных сельхозформирований необходимы универсальные средства ремонта с расширенными функциональными и эксплуатационными возможностями. А для мелких хозяйств, предпочтительны средства малой механизации ремонтных работ, преимущественно с ручным гидравлическим и механическим приводом.
Аккольский филиал ТОО «КазНИИМЭСХ» является единственной в республике научно – исследовательской организацией, специализирующейся на разработке, изготовлении и поставках потребителям оборудования, технологий и нормативно-технической документации по сервису сельскохозяйственной техники. За последние годы филиалом разработаны и внедрены в хозяйствах и на сервисных предприятиях такие виды оборудования, как мастерская передвижная ремонтно-диагностическая на базе автомобиля МПРД-2052, комплект диагностики тракторов КИ-13896М, устройство для диагностирования объемного гидропривода КИ-2054, устройство для проверки гидросистем машин КИ-2035, устройство для контроля топливной аппаратуры дизеля КИ-13893. Из технологий – это восстановление изношенных дисков трения ведущего вала коробок передач тракторов «Кировец» и рабочих органов почвообрабатывающих машин.
Восстановление изношенных деталей
Качество ремонта машин и их надежность при использовании существенно зависят от качества запасных частей. В настоящее время наблюдается большой спрос на запасные части, что вызвано изношенностью машин. Этот большой спрос стимулирует появление на рынке некачественных запасных частей, которые изготовляются с нарушением технических требований и материалов, не соответствующих техническим условиям. Определить качество присутствующих на рынке запасных частей без специального обследования невозможно. Отсутствие законодательной и нормативной базы, обязывающей проводить оценку качества запасных частей, позволяет поставщикам и продавцам торговать запасными частями и расходными материалами низкого качества. Утрачен государственный контроль как над качеством выпускаемых в республике, так и ввозимых из-за рубежа запасных частей.
Запасные части являются наиболее существенной составляющей статьей затрат в себестоимости ремонта машин (60-80%). Снизить эту статью затрат позволяет восстановление изношенных деталей. При применении современных способов восстановления и упрочнения поверхностей, долговечность восстановленных деталей при стоимости, составляющей 40 – 60% от цены новых, может достигать уровня новых, а иногда и превзойти их.
Существуют различные способы и методы восстановления д еталей. В у словиях ж е хозяйств, в том числе крестьянских и фермерских, доступными способами восстановления изношенных деталей являются ручная сварка и наплавка в среде углекислого газа и газопламенная. Эти способы не требуют сложного оборудования и применимы для восстановления широкой номенклатуры деталей – валов, осей, кронштейнов, цапф, корпусных деталей, рабочих органов почвообрабатывающих машин. При этом качество восстановленных поверхностей будет зависеть от присадочного материала (электрода, проволоки, порошка), режима наплавки (сварки) и квалификации сварщика.
Рабочие органы почвообрабатывающих машин быстро изнашиваются. Несвоевременная замена, например, изношенных лемехов или лап культиваторов приводит к увеличению тягового сопротивления орудия до 50%. А простои при замене превышают 10% рабочего времени. Существенно снизить затраты на ремонт машин можно за счет применения восстановленных рабочих органов. Соответствующая технология восстановления изношенных рабочих органов на основе использования компенсационных деталей разработана в АФ ТОО «КазНИИМЭСХ» и в настоящее время проходит производственную проверку.
Двигателю – особое внимание
При подготовке тракторов к весенним полевым работам особое внимание следует уделить проверке технического состояния двигателя, топливной аппаратуры, гидравлической системы.
В дизельном двигателе, которым оснащено подавляющее число машин сельскохозяйственного назначения, расход топлива существенно зависит от состояния и регулировки узлов топливной аппаратуры. Неисправность хотя бы одной форсунки увеличивает расход топлива на 15-20%, отклонение угла начала подачи топлива на 2-3% от номинального значения приводит к увеличению расхода топлива на 3-5 %. При отсутствии внешних заметных признаков, работа машины с неисправной системой топливоподачи приводит к существенному перерасходу топлива. Потери топлива из-за технических неисправностей и разрегулировок системы топливоподачи дизелей могут достигать 500 – 600 кг в год на один трактор среднего класса и до 1,5 тонн на энергонасыщенный трактор тягового класса «Кировец». Поэтому н еобходим постоянный контроль регулировок топливной системы дизеля, особенно это актуально для машин с большим сроком эксплуатации.
Внешними признаками неисправностей двигателя является:
– снижение мощности;
– дымный выпуск;
– ускоренное выгорание масла;
– недопустимое снижение давления в системе смазки;
– возникновение ненормальных стуков.
По цвету выпускных газов можно ориентировочно определить характер неисправности. Черный дым свидетельствует о неполном сгорании топлива, причиной которого может быть как зависание и закоксовывание иглы распылителя форсунки, так и недостаточная подача воздуха (засорен воздухоочиститель). Также причинами такого явления может быть нарушение угла опережения подачи топлива и фаз газораспределения, повышенная подача топлива и большая неравномерность его подачи секциями насоса высокого давления, разрегулирование или негерметичность клапанов, неисправность турбокомпрессора.
Синий (сизый) цвет выхлопных газов свидетельствует о попадании моторного масла в камеры сгорания по причине износа деталей цилиндро- поршневой группы двигателя или уплотнительных колец ротора турбокомпрессора.
Белый цвет свидетельствует о попадании охлаждающей жидкости в цилиндры двигателя, а так же о нарушении герметичности сопряжении «седло-клапан». Для точного определения причины необходимо использовать средства диагностики.
Общее техническое состояние гидравлического механизма навески трактора можно определить, используя специальный груз, который навешивают на навеску трактора. Масса груза или машины для соответствующего класса тракторов должно быть таким: класс 0,6 т – 500 кг; класс 0,9 т – 650; класс 1,4 т – 800; класс 3 т – 1500; класс 5 т – 1700 кг.
Запустив двигатель, трактор устанавливают так, чтобы была возможность выполнять подъем и опускание навески машины. При частоте вращения коленчатого вала двигателя 60-70% от номинального значения джойстик управления золотником распределителя, к которому подключен гидроцилиндр механизма навески, устанавливают в рабочее положение “подъем” и удерживают его в таком положении, нагревая рабочую жидкость до температуры 45-55°С. Прогрев рабочую жидкость, выполняют 5-6 полных подниманий и опусканий навески при номинальном значении частоты вращения коленчатого вала двигателя. Продолжительность подъема навесной машины (из крайнего нижнего в крайнее верхнее положение) не должна превышать 4-5 с. Для поэлементного диагностирования гидравлических приводов сельскохозяйственной техники применяется устройство для проверки гидросистем машин КИ-2035, разработанное филиалом.
Немного о нефтепродуктах
Большое значение для надежной работы машин имеет качество используемых нефтепродуктов – смазочных масел и дизельного топлива. Особенно чувствительна к качеству масел энергонасыщенная техника. Так, основной причиной отказов двигателей тракторов «Кировец», связанных с коленчатыми валами, является применение моторного масла не соответствующего по своим параметрам техническим требованиям. Несвоевременная замена моторного масла также приводит либо к его перерасходу (при преждевременной замене), либо к интенсивному износу двигателя (при превышении сроков его использования).
Екатерина Попова по материалам
Аккольского филиала ТОО «КазНИИМЭСХ»