Новый Земельный кодекс
Проект нового закона по вопросам регулирования земельных отношений обсуждается в регионах республики. Земельщики проводят встречи и совещания, на которых обсуждают грядущие изменения в Земельном кодексе РК.
После широкого общественного резонанса в 2016 году по предлагаемой отечественным правительством земельной реформе было приостановлено введение новых норм Земельного кодекса, создана Комиссия по земельной реформе и наложен мораторий на некоторые статьи земельного законодательства. По истечении двух лет по итогам деятельности Комиссии по земельной реформе разработан проект Закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений (далее – законопроект). В настоящее время законопроект одобрен Сенатом Парламента РК и находится на рассмотрении Президента. Какие же основные изменения ждут землепользователей с текущего года – в материале с кустового совещания, проведенного специалистами земельных ведомств Костанайской области.
Государственный земельный инспектор в районном акимате…
Законопроект предусматривает усиление государственного контроля за использованием и охраной земель путем расширения компетенции районных исполнительных органов в части осуществления государственного контроля за рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения. По словам руководителя ГУ «Управление по контролю за использованием и охраной земель акимата Костанайской области» Нурлана Абдуова (на снимке), во-первых, законопроектом внесено дополнение в компетенцию районного акимата – осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения. Теперь акиматы районов и городов областного значения будут проводить контроль и проверки землепользователей и собственников земельных участков на предмет:
1) своевременного и правильного проведения собственниками земельных участков и землепользователями комплекса организационно-хозяйственных, агротехнических, гидротехнических и противоэрозионных мероприятий по восстановлению и сохранению плодородия почв земель;
2) своевременного и качественного выполнения мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;
3) исполнения проектов землеустройства по использованию и охране земель.
С вступлением нового Закона в силу акиматы районов должны определить и назначить структурное подразделение, специалист которого будет контролировать использование земель сельскохозяйственного назначения, выезжать и проводить проверки. Этим государственным инспекторам будут выданы соответствующие удостоверения и печати.
…и в сельских округах
Компетенция акимов сел, сельских округов и населенных пунктов дополнена осуществлением государственного контроля за использованием и охраной земель.
Согласно законопроекту акимы сел и сельских округов организуют и проводят госконтроль в отношении только физических лиц и лишь на землях в черте населенного пункта, а именно:
– недопущение незаконного занятия государственных земельных участков в прямой или косвенной форме, нарушающего права государственной собственности на землю;
– недопущение использования земельных участков не в соответствии с их целевым назначением.
Областные управления по контролю за использованием и охраной земель будут проводить контроль за законностью принятых решений местных исполнительных органов районов, акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов в области земельного законодательства Республики Казахстан с применением к нарушителям предусмотренных законодательных мер.
Учитывая, что функции проведения проверок для районных акиматов и акимов сел являются новыми, по словам Нурлана Абдрахмановича, после введения в действие законопроекта ГУ «Управление по контролю за использованием и охраной земель акимата Костанайской области» планирует проводить обучающие семинары со специалистами акиматов, которые непосредственно будут осуществлять функции государственных инспекторов по использованию и охране земель.
– Также разработаем методические рекомендации, где пошагово будет описан порядок и организация контроля и проверок. Наши специалисты, имея большой опыт, всегда готовы оказать помощь и дать совет в проведении проверок, – говорит чиновник.
Также будут разработаны и утверждены единые формы всех документов, выдаваемых землепользователям при проведении контроля государственным инспектором. Ранее при осуществлении контроля инспекторы оформляли предписания по устранению нарушений в произвольной форме, а протоколы о факте выявления нарушения земельного законодательства и постановления об административном правонарушении составляли в соответствии с КоАП РК.
Реестр недобросовестных землепользователей
До настоящего времени управление по контролю за использованием и охраной земель после изъятия участка в судебном порядке направляло информацию в управление земельных отношений. Те, в свою очередь, в центральный орган для внесения землепользователя в реестр лиц, у которых изъяты земельные участки. Теперь согласно законопроекту управления по контролю за использованием и охраной земель, районные акиматы и акиматы городов областного значения могут предоставлять в центральный орган информацию о лицах, у которых принудительно изъяты земельные участки согласно решению суда. Так формируется реестр недобросовестных землепользователей. Лица из этого реестра не имеют права на получение земель на всей территории РК, независимо от назначения участка, в течение определенного времени.
– Реестр недобросовестных землепользователей в Костанайской области уже есть, – рассказывает Нурлан Абдуов. – Порядка 280 тысяч га изъято в области, и все эти землепользователи внесены в реестр. Теперь этим лицам в течение трех лет нельзя предоставлять земли.
Согласно законопроекту внесены изменения в статью 92 Земельного кодекса РК. Теперь в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и для КФХ, в течение 2 лет подряд с момента первоначального выявления факта неиспользования – такой участок подлежит принудительному изъятию у землепользователя. Ранее должны были в пятилетний период отслеживать использование участка по назначению, теперь сократили этот период до двух лет. По мнению разработчиков законопроекта, данная норма позволит усилить контроль за использованием земель и упростит процедуру изъятия используемых не по назначению участков.
Предоставление земель для аграрного производства
Согласно выступлению заместителя руководителя ГУ «Управление земельных отношений акимата Костанайской области» Асылбека Дильдабекова, мораторий на предоставление земель сельскохозяйственного назначения в частную собственность казахстанцам и в аренду иностранцам сохранится до 2021 года.
Долгосрочную и краткосрочную аренду сельскохозяйственных земель казахстанцами законопроект сохраняет. Кроме того, теперь в законопроекте предусмотрена новая статья 43-1, которой будет регламентировано установление отдельного порядка предоставления сельхозземель на конкурсной основе. Ранее такой порядок не был регламентирован Земельным кодексом, он был прописан в отдельных правилах, утвержденных приказами профильного министерства. С 2016 года действие правил организации и проведения конкурсов при предоставлении земельных участков в аренду для ведения сельскохозяйственного производства было приостановлено. Граждане Казахстана с этого момента не могут получить право аренды или землепользования на земельные участки сельскохозяйственного и иного назначения, что вызывает много вопросов, в том числе и задаваемых в редакцию нашей газеты.
Согласно указанному в законопроекте порядку предоставление земель будет осуществляться по утвержденному акиматом перечню выставляемых на конкурс земель. Этот перечень должен быть согласован с общественным советом и неправительственными организациями. Для обеспечения прозрачности проводимого конкурса будет создана земельная комиссия, в составе которой общественников должно быть не менее 50% от общего числа участников комиссии. Это представители местных сообществ, НПП «Атамекен» и прочих общественных организаций в сфере АПК. Состав земельной комиссии по предоставлению сельскохозяйственных земель утверждается ежегодно.
По словам Асылбека Дильдабекова, опубликование извещения о предстоящем проведении конкурса будет осуществляться на интернет-ресурсах и сайтах всех районов одной области одновременно, а также в СМИ. Прием заявок на конкурс должен начаться не ранее чем через 30 дней после первого дня публикации извещения. Не вправе участвовать в конкурсе лица, состоящие в реестре недобросовестных землепользователей.
Порядок проведения конкурса по предоставлению земельных участков огромен и более подробно будет опубликован после вступления законопроекта в действие.
Максимальные пределы в «одних руках»
В целях исключения предоставления больших площадей сельхозземель в «одни руки» законопроектом предусмотрено установление максимальных размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в аренде у казахстанцев в пределах административных районов (городов) каждой области по видам угодий. Размеры будут утверждены Правительством РК на основании предложений местных исполнительных органов. Для определения максимального размера сельскохозяйственных площадей отечественным Минсельхозом будет разработана методика. Сейчас специалисты МСХ занимаются подсчетами в пилотном проекте. Так, они предлагают в рекомендательном порядке установить максимальные размеры площадей по Костанайскому району Костанайской области для КФХ – 2400 га, из них 1800 га пашни и 600 га пастбищ; для ТОО – 16 тысяч га, из них 12 тысяч га пашни, 4 тысячи га пастбищ.
Максимальные пределы будут касаться только вновь предоставляемых земель. Тех землепользователей, которые уже имеют в аренде площади, превышающие допустимые пределы, никто не будет трогать, что-то изымать и срезать участки. Закон обратной силы не имеет. Но если землепользователь, у которого уже есть земли, превышающие максимальные площади, захочет оформить дополнительные земельные участки – ему откажут в предоставлении дополнительных земель.
Приграничная полоса
Кроме того, законопроектом предусматривается установление запрета на предоставление земельных участков, расположенных в пограничной полосе и пограничной зоне, иностранцам, лицам без гражданства, гражданам Республики Казахстан, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства, иностранным юридическим лицам и юридическим лицам Республики Казахстан с иностранным участием. Земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в пределах пограничной зоны Государственной границы, предоставляются только гражданам и юридическим лицам Республики Казахстан (без иностранного участия) на праве временного землепользования.
Проблема дефицита пастбищ
Для решения проблем нехватки пастбищных угодий для выпаса скота сельского населения законопроектом предусмотрены нормы, согласно которым вокруг населенных пунктов будут определены площади пастбищ, необходимых для удовлетворения нужд населения по содержанию личного подворья. На данных территориях будет запрет на предоставление их в аренду.
Кроме того, учитывая, что на сегодняшний день большая часть пастбищ вокруг населенных пунктов находится в собственности и землепользовании отдельных лиц, акимам будет предоставлена возможность их изъятия путем отнесения нужд населения в пастбищных угодьях к государственным нуждам. Для этого статью 84 действующего Земельного кодекса о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд дополнили пунктами 4-1 и 4-2.
Если участок, который подлежит отчуждению для государственных нужд, был ранее выкуплен землепользователем, ему возместят стоимость земельного участка. Если участок не был ранее выкуплен – землепользователю предложат взамен другую землю.
Вопросы и споры
На встрече сельхозпроизводители задали вопрос. При нехватке пастбищ вокруг населенных пунктов для скота ЛПХ есть вокруг сел огромные территории, которые попросту захламлены жителями, туда свозят мусор и устраивают несанкционированные свалки. Но при этом селяне жалуются на отсутствие пастбищ. Может, прежде чем отбирать земли у арендаторов для государственных нужд, следует привести в порядок свалки и мусорные ямы?
Земельные чиновники отвечают, что теперь это будет в компетенции акима села и сельского округа. Он будет выполнять функции государственного инспектора в отношении физических лиц и в черте населенного пункта. Сельский аким должен выявить и привести в порядок все свободные земли в черте населенного пункта, а потом уже, если не хватает пастбищ, будет проводиться отчуждение у землепользователей.
Для этого во всех селах и населенных пунктах нужно установить точные границы, в некоторых селах их по сей день нет. Аким села совместно с местным сообществом будет рассматривать вопросы имеющихся пастбищ, несанкционированного захламления земель. По потребности поголовья сельскохозяйственных животных и норме нагрузки пастбищ на одну голову будет рассчитываться потребность в пастбищных угодьях и изыскиваться земли.
Акимами сел был задан вопрос о переводе земель сельхозназначения из одной категории в другую: можно ли перевести участок из пастбищ в пашню, если при этом есть нехватка пастбищных угодий для нужд населения? Перевод земель из одной категории в другую предусмотрен земельным законодательством. Этим занимается почвоведческая комиссия, которая дает заключение о том, что такой перевод возможен. Учитывая всю целесообразность и необходимость такого перевода, сельские акимы рассматривают вопрос о разрешении изменения категории земли.
Много вопросов задавали по поводу цифровизации и актуализации полей, проблем несоответствия документов на землю реальной действительности, несовпадения точечных границ участков и прочих моментов. Ответ один – землепользователям нужно переоформлять все документы на землю, приводить их в соответствие веяниям нового времени.
Также был задан вопрос о территории, прилегающей к дорогам: кто отвечает за данные участки и к чьему пользованию они относятся – сельских акиматов или землепользователей? Земельные чиновники ответили, что все дороги закреплены за дорожниками. Если трасса республиканского значения, то от центральной оси дороги 25 метров в обе стороны считаются территорией, прилегающей к дороге и закрепленной за областным управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог. На трассах районного значения – 18 метров от центральной оси дороги в обе стороны считаются территорией дорожников.
Гани Ермек
Статья от 21.05.2018 г.