Обзор перемен в законах

Снижение штрафных санкций за нарушение налогового законодатель­ства, особенности регистрации КФХ при совместном предприниматель­стве и другие изменения ожидают фермеров в новом году.

С наступлением нового 2018 года в Ка­захстане введен в действие ряд законода­тельных изменений. С подборкой самых важных из них для аграриев познакомим читателей.

Фото: ©3dman_eu / pixabay.com
Фото: ©3dman_eu / pixabay.com

Предпринимательский кодекс

В статье 35 Предпринимательского ко­декса Республики Казахстан (далее – ПК РК) конкретизированы виды доходов, получаемых физическими лицами, при получении которых не нужна регистра­ция в качестве индивидуального пред­принимателя. Согласно пункту 3 статьи 35 ПК РК физическое лицо, не использу­ющее труд работников на постоянной основе, вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпри­нимателя при получении следующих доходов, установленных Налоговым ко­дексом Республики Казахстан:

1) доходов, подлежащих налогообложе­нию у источника выплаты;

2) имущественного дохода;

3) доходов из источников за пределами Республики Казахстан;

4) доходов домашних работников в соответствии с трудовым законодатель­ством Республики Казахстан, получающих доходы от лиц, не являющихся налоговы­ми агентами;

9) доходов от личного подсобного хозяйства, учтенного в книге похозяй­ственного учета в соответствии с зако­нодательством Республики Казахстан, подлежащих налогообложению, по ко­торым не было произведено удержание индивидуального подоходного налога у источника выплаты в связи с представле­нием налоговому агенту недостоверных сведений лицом, занимающимся личным подсобным хозяйством. В редакцию га­зеты «АгроИнфо» поступали вопросы от пастухов общественных стад сельскохо­зяйственных животных и прочих селян о регистрации в качестве ИП при полу­чении разного рода доходов. Теперь все доходы, при получении которых не нужно регистрироваться, конкретизированы.

В статье 44 ПК РК исключен пункт об особенности регистрации крестьянского или фермерского хозяйства, основанного на совместном предпринимательстве. А именно исключена норма о выдаче при совместном предприниматель­стве свидетельства о государственной регистрации на главу хозяйства с при­ложением к нему списка членов КФХ, заверенного органом государственных доходов.

Предпринимательский кодекс допол­нен большой главой, регламентирующей полномочия и компетенцию антимоно­польного органа.

Трудовой кодекс

Согласно новой норме Трудового кодекса РК теперь аттестацию произ­водственных объектов по лабораторным и инструментальным исследованиям факторов производственной среды и ус­ловий труда должны проводить органи­зации, осуществляющие деятельность по проведению аттестации производ­ственных объектов, обладающие квали­фицированными кадрами и имеющие в своем составе испытательные лабо­ратории, аккредитованные в соответ­ствии с законодательством Республики Казахстан. Ранее аттестацию могли про­водить организации, не имевшие своих испытательных лабораторий, но привле­кавшие по договору такие лаборатории. С 2018 года аттестацию могут проводить только организации с испытательными лабораториями.

Два года назад в Трудовом кодексе увеличили перечень причин расторже­ния трудового договора по инициативе работодателя, отчего в РК выросло чис­ло судебных разбирательств и исков о восстановлении работников на рабочем месте. В этой связи Верховный суд РК выпустил нормативное постановление от 6 октября 2017 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законо­дательства при разрешении трудовых споров». В нем дано много разъяснений по практике трудовых споров, которые будут интересны как работодателям, так и работникам.

КоАП

В Кодексе об административных право­нарушениях РК (далее – КоАП РК) ввели некоторые изменения мер ответствен­ности за нарушение налогового законо­дательства.

Согласно статье 269 КоАП РК за наруше­ние налогоплательщиком установленно­го законодательными актами Республики Казахстан срока подачи налогового заявления в орган государственных доходов о постановке на регистра­ционный учет по НДС предусмотрен штраф в размере пятидесяти месяч­ных расчетных показателей. Ранее за подобное правонарушение размер штрафа был иным (штраф на субъектов малого предпринимательства в размере десяти, на субъектов среднего предпри­нимательства – в размере пятнадцати, на субъектов крупного предприниматель­ства – в размере тридцати процентов от суммы облагаемого оборота за период непостановки на учет). Также статью 275 КоАП РК дополнили пунктом 5 – совершение оборота за период непо­становки на учет в качестве плательщика НДС влечет штраф в размере пятнадцати процентов от суммы оборота за период непостановки на учет.

До 2018 года в статье 276 КоАП РК за неотражение в учетной документа­ции операций по учету и реализации товаров (работ, услуг) был предусмо­трен штраф. Теперь за такое нарушение наложат административное взыскание в виде предупреждения, а за совершение данного деяния повторно в течение года после наложения административного взыскания уже будет штраф. Под отсут­ствием у налогоплательщика учетной документации понимается отсутствие бухгалтерской документации и (или) налоговых форм, налоговой учетной по­литики, иных документов, являющихся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, свя­занных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.

В соответствии со статьей 278 КоАП РК штраф за превышение суммы факти­чески исчисленного корпоративного подоходного налога за налоговый период над суммой исчисленных аван­совых платежей в течение налогового периода снижен с сорока процентов от суммы превышения фактического налога до 20%.

За неуплату, неполную уплату либо несвоевременную уплату косвенных налогов при экспорте и импорте това­ров, выполнении работ, оказании услуг в Евразийском экономическом союзе в срок, установленный налоговым зако­нодательством Республики Казахстан, предусмотрен штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерче­ские организации – в размере тридцати, на субъектов среднего предпринима­тельства – в размере сорока, на субъек­тов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. Ранее размер штрафа исчис­лялся в процентах от суммы неисполнен­ного налогового обязательства.

Согласно статье 288 КоАП РК невыпол­нение налогоплательщиком законных требований органов государственных доходов и их должностных лиц влечет предупреждение. Ранее за это деяние на­лагали штраф в размере восьми месячных расчетных показателей.

Гани Ермек

Статья от 19.02.2018 г.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы