Налоговый кодекс – 2018
Что готовит налогоплательщикам новый, четвертый по счету с момента независимости Казахстана, Налоговый кодекс – в интервью со специалистом департамента государственных доходов.
С января 2018 года вступил в действие Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – НК РК). Обо всех изменениях и особенностях в налоговом законодательстве, касающихся аграриев, корреспондент газеты «АгроИнфо» побеседовал со специалистом управления разъяснительной работы ДГД Костанайской области Бауржаном Ерменовым (на снимке).
– Бауржан Утегенович, какие основные изменения по применению специального налогового режима для субъектов малого и среднего бизнеса и для сельскохозяйственных производителей внесены в новый Налоговый кодекс? Начнем с СНР на основе упрощенной декларации.
– Основные изменения в специальном налоговом режиме на основе упрощенной декларации произошли в части условий применения этого режима. Теперь, согласно статье 683 НК РК, спецрежим на основе упрощенной декларации вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:
1) среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает 30 человек;
2) доход за налоговый период не превышает 2044-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года (57,8 млн тенге за полугодие).
С января 2018 года эти критерии стали едины и для юридических лиц, и для индивидуальных предпринимателей. Ранее они разнились. Теперь для юридических лиц пороговые значения применения СНР сократили, а для физических лиц, наоборот, размеры критериев возросли. Теперь все юридические лица, ранее осуществлявшие деятельность на основе упрощенной декларации, у которых численность работников выше 30 человек или доход за полугодие больше 57,8 млн тенге, обязаны перейти на общеустановленный порядок налогообложения или на другой режим. Сейчас в налоговом законодательстве появился новый альтернативный специальный режим – с использованием фиксированного вычета, о нем расскажу позже.
Также не вправе применять СНР на основе упрощенной декларации налогоплательщики, осуществляющие определенный перечень деятельности, куда, как и раньше, входят производство, реализация подакцизных товаров и так далее. И так же, как в старом кодексе, не могут применять СНР на основе УД: 1) юридические лица, имеющие филиалы, представительства; 2) филиалы, представительства юридических лиц; 3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах.
– Уплата налогов и предоставление декларации ФНО 910 как-то изменились для упрощенщиков?
– Для начала сообщу о том, что в новый Налоговый кодекс ввели понятие «социальные платежи» – это обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы, уплачиваемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении, социальные отчисления, уплачиваемые в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании», отчисления на обязательное социальное медицинское страхование, уплачиваемые в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании.
Так вот, согласно статье 680 нового кодекса, исчисление и уплата индивидуального подоходного налога с доходов работников, социальных платежей производятся налогоплательщиками, применяющими СНР на УД, в общеустановленном порядке, то есть ежемесячно. Ранее упрощенщики платили эти суммы налогов один раз в полугодие, теперь же должны ежемесячно до 25 числа осуществлять платежи в бюджет.
А вот отражать в декларации суммы данных налогов нужно, как прежде, два раза в год в налоговой отчетности формы 910. Декларацию по ИПН и социальному налогу ФНО 200 сдавать не нужно. Все остальные нормы по исчислению, уплате налогов и предоставлению отчетности для данной категории налогоплательщиков не изменились.
– Перейдем к сельхозпроизводителям. Какие основные изменения произошли в новом законодательстве для налогоплательщиков, применяющих спецрежимы для сельхозтоваропроизводителей?
– Прежде всего, облегчили условия перехода с одного специального налогового режима на другой режим. Производители сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственные кооперативы по деятельности, на которую распространяется действие таких налоговых режимов, и при соответствии условиям их применения вправе самостоятельно выбрать один из следующих режимов налогообложения:
1) специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов;
2) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации или с использованием фиксированного вычета;
3) общеустановленный порядок.
Крестьянские или фермерские хозяйства вправе выбрать один из трех вышеуказанных режимов или специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств на основе уплаты единого земельного налога при соответствии его условиям.
Переход с одного специального режима на другой теперь осуществляется с месяца, следующего за месяцем подачи уведомления в налоговый орган о переходе. Если в январе КФХ подаст уведомление о смене СНР, то с февраля начнет действовать по новому режиму. Согласно старому налоговому кодексу крестьянские хозяйства, допустим, чтобы перейти на СНР для СХТП, должны были уведомить налоговый орган о переходе не позднее 10 декабря года, предшествующего первому году применения спецрежима. Теперь это можно сделать в любом месяце и со следующего месяца применять новый режим.
Ранее не вправе были применять специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов:
1) юридическое лицо, имеющее структурные подразделения;
2) юридическое лицо, имеющее дочерние организации;
3) юридическое лицо-нерезидент, осуществляющее деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение. Теперь, согласно новому кодексу, только нерезиденты не вправе применять СНР для СХТП, других ограничений больше нет.
– Некоторые крестьянские хозяйства перешли на СНР для сельхозпроизводителей, который предусматривает 70-процентную льготу в связи с превышением минимума оборота по НДС. Теперь они могут вернуться на единый земельный налог – как это можно осуществить?
– Да, действительно, ранее, в случае если размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по НДС превышал в течение календарного года минимум оборота, крестьянские хозяйства, в том числе КФХ на едином земельном налоге, были обязаны встать на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение минимума оборота, и стать плательщиками НДС. Теперь, согласно статье 82 нового Налогового кодекса, обязательной постановке на регистрационный учет по НДС подлежат юридические лица, индивидуальные предприниматели, нерезиденты, за исключением: 1) государственных учреждений; 2) структурных подразделений юридических лиц-резидентов; 3) лиц, указанных в статье 534 настоящего кодекса, по деятельности, подлежащей обложению налогом на игорный бизнес; 4) налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, по деятельности, на которую распространяется такой специальный налоговый режим. То есть, даже если размер оборота по реализации сельскохозяйственной продукции в КФХ превысит минимум оборота по НДС, плательщики единого земельного налога все равно не станут плательщиками НДС.
Теперь те КФХ, которые перешли с ЕЗН на другой спецрежим в связи с превышением минимума оборота и встали на регистрационный учет по НДС, могут сняться с учета по НДС в любое время до 1 июля 2018 года, и если площадь земельного участка соответствует режиму ЕЗН, вернуть себе СНР на ЕЗН путем подачи соответствующего уведомления в налоговые органы. Со следующего календарного месяца они вправе применять избранный режим. Но до этого момента им нужно сняться с регистрационного учета по НДС. В данном случае для КФХ сделали исключение – ускоренный порядок снятия с учета по НДС.
– Нормы по минимуму оборота по реализации претерпели изменения?
– Согласно пункту 4 статьи 82 НК РК минимум оборота составляет 30000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года (72,15 млн тенге в 2018 году). Если размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость у налогоплательщика превышает этот минимум, ему следует стать плательщиком НДС. Поэтапное снижение минимума оборота для целей постановки на учет по НДС, которое ранее пре-дусматривал старый кодекс, теперь отменено.
– А крестьянские хозяйства, импортирующие товары с территории других стран для использования в собственном производстве, остаются плательщиками НДС?
– Если крестьянские или фермерские хозяйства являются импортерами каких-либо товаров с территории других стран и государств-членов Евразийского экономического союза, то они обязаны уплатить сумму НДС при импорте товаров. Также обязаны предоставить все соответствующие документы и декларации в налоговые органы. Тут ничего не изменилось.
Также остается уплата НДС на импортируемые товары методом зачета. В статьях 427-428 НК РК есть перечень товаров, импорт которых при соблюдении условий этих статей освобождается от фактической уплаты НДС. Только следует сдать заявление и декларацию с одновременным отражением в начислении и зачете суммы НДС на импорт этих товаров. Тут тоже нормы без изменений остались, как действовали ранее.
– Какие изменения еще есть для КФХ в новом Налоговом кодексе?
– Исключили для крестьянских и фермерских хозяйств, применяющих единый земельный налог, запрет на осуществление прочей деятельности, не связанной с производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции. Теперь КФХ, применяющие спецрежим, могут, как было до января 2015 года, осуществлять несколько видов деятельности и вести раздельный учет. Остались прежними ограничения в применении СНР по площади земельных участков.
С января 2018 года плательщики ЕЗН освобождены от уплаты социального налога за главу, членов и работников крестьянского или фермерского хозяйства.
Но с января 2018 года все крестьянские и фермерские хозяйства должны уплачивать индивидуальный подоходный налог за работников и социальные платежи за главу, членов и работников в общеустановленном порядке, или ежемесячно. Повторю, такое новое понятие в Налоговом кодексе, как социальные платежи, включает в себя все виды пенсионных взносов, отчисления на социальное страхование и медицинское социальное страхование. Раньше КФХ уплачивали эти налоги 2 раза в год, теперь им следует перечислять каждый месяц до 25 числа месяца, следующего за отчетным. Отражать эти суммы следует, как и прежде, в декларации для плательщиков единого земельного налога (ФНО 920). Сроки сдачи этой отчетности не изменились. Декларацию по ИПН и социальному налогу формы 200 крестьянским хозяйствам сдавать не следует.
Конечно, среди налогоплательщиков это новшество по ежемесячной уплате налогов вызвало много вопросов и недовольства. Кому-то из сел нужно далеко ехать, чтобы произвести уплату налогов. Но хочу сказать, что есть способ уплаты этих налогов и социальных платежей через электронную систему банков второго уровня.
– …И для налогоплательщиков, применяющих СНР для производителей сельскохозяйственной продукции, и сельскохозяйственных кооперативов?
– Как мы все знаем, сельхозпроизводители и сельхозкооперативы, применяющие специальный налоговый режим, имели право на уменьшение сумм пяти видов налогов на 70%. В новом Налоговом кодексе эта льгота сохранилась для всех видов налогов, кроме НДС. С января 2018 года сумму НДС к уплате нельзя уменьшить на 70%, как ранее. Но теперь производители сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственные кооперативы, применяющие специальный налоговый режим, а также переработчики сельскохозяйственной продукции вправе применить дополнительный зачет по НДС согласно статье 411 НК РК.
Расчет дополнительной суммы НДС, относимого в зачет, производится по следующей формуле:
НДСдз = (НДСобл – НДСрз – НДСпр) × 70%, где:
НДСдз – дополнительная сумма НДС, относимого в зачет;
НДСобл – сумма НДС, начисленного с облагаемого оборота по реализации по деятельности, на которую распространяется спецрежим;
НДСрз – сумма НДС, разрешенного к отнесению в зачет;
НДСпр – сумма превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, сложившегося на начало отчетного налогового периода нарастающим итогом.
В результате применения данного дополнительного зачета по НДС величина налоговой нагрузки для сельхозпроизводителей и сельхозкооперативов, применяющих специальный налоговый режим, из-за отмены 70-процентной льготы по НДС не увеличится. Сумма налога к уплате останется прежней.
– Давайте разберем на примере расчет дополнительного зачета по НДС?
– Например, ранее сельхозпроизводители и сельхозкооперативы, применяющие специальный налоговый режим, имели право на уменьшение суммы НДС к уплате на 70%. Как они рассчитывали: сумма НДС к уплате равна сумме начисленного НДС за отчетный период минус сумма разрешенного к зачету НДС за этот же период. Из полученной суммы НДС к уплате вычитали сумму превышения зачета НДС над начисленным за предыдущий период и разницу умножали на 30%. Эту сумму налога уплачивали в бюджет. Допустим, сумма начисленного НДС за квартал составила 200 тысяч тенге, сумма НДС к зачету составила 50 тысяч тенге, а превышение зачета над начислением – 20 тысяч тенге. Сумма НДС к уплате за квартал составляла ранее 150 тысяч тенге (200 тыс. – 50 тыс.), сумма НДС для перечисления в госбюджет сельхозтоваропроизводителем – 39 тысяч тенге (150 тыс. – 20 тыс.) *30%. С января 2018 года сумма НДС для данной категории налогоплательщиков будет рассчитана согласно вышеизложенной формуле следующим образом: сумма дополнительного зачета по НДС составит 91 тыс. тенге (200 тыс. – 50 тыс. – 20 тыс.) *70%. Сумма НДС к уплате сельхозпроизводителем составит 59 тыс. тенге (200 тыс. – 50 тыс. – 91 тыс.). Также из этой суммы вычитаем наше превышение зачета за предыдущий период (20 тыс. тенге), остается сумма налога, которую следует перечислить в бюджет сельхозпроизводителем – 39 тысяч тенге. Результат обоих расчетов одинаков, как я уже сказал, налоговая нагрузка на СХТП, СХК и переработчиков с отменой 70-процентной льготы по НДС не увеличится, так как введен дополнительный зачет.
– Тотальный переход на электронные счета-фактуры вновь отодвинули?
– Согласно статье 37 Закона РК от 25 декабря 2017 года № 121-VI «О введении в действие Налогового кодекса Республики Казахстан» действие статьи 412 НК РК, регламентирующей переход всех налогоплательщиков на электронные счета-фактуры, приостановлено до 1 января 2019 года. В период приостановления до января 2019 года счета-фактуры выписываются в электронной форме или на бумажном носителе.
С 1 января следующего года все счета- фактуры будут в электронной форме, за исключением двух случаев. Первый – это отсутствие сети телекоммуникаций по месту нахождения налогоплательщика, второй – возникновение в информационной системе ЭСФ технических ошибок, подтвержденных уполномоченным органом.
Ряд категорий налогоплательщиков, которые ранее выписывали и по сей день выписывают электронные счета-фактуры в рамках действующих законодательных актов РК, всем известны, тут изменений не произошло. Это налогоплательщики, подлежащие налоговому мониторингу, налогоплательщики, являющиеся в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан уполномоченным экономическим оператором, таможенным представителем, таможенным перевозчиком, владельцем складов временного хранения, владельцем таможенных складов. С 2018 года к ним присоединили налогоплательщиков, занимающихся международными перевозками. Теперь международные перевозчики должны выписывать ЭСФ.
Также хочу обратить внимание налогоплательщиков, что с выходом нового Налогового кодекса вышел Закон о введении в действие этого кодекса, где четко расписано, когда и какая статья НК РК вступает в юридическую силу. Прошу обратить особое внимание на этот закон, дабы не допустить ошибок в исчислении, уплате налогов.
– Известно, что всеобщее декларирование доходов и имущества физических лиц вводится в действие с 1 января 2020 года. Какие изменения для крестьянских хозяйств будут с этим связаны?
– Да, действительно, всеобщее декларирование граждан РК начнется с 2020 года, согласно новому кодексу. С этого же момента крестьянские или фермерские хозяйства, применяющие СНР на основе уплаты единого земельного налога, начнут платить налог с полученного дохода по ставке 0,5% к налогооблагаемой базе. Сейчас объектом налогообложения у КФХ для исчисления ЕЗН является оценочная стоимость земельного участка, установленная на основании акта определения оценочной стоимости земельных участков. С 2020 года объектом обложения новым налогом станет полученный доход. И тогда же КФХ могут использовать два вида специальных налоговых режимов одновременно, один режим ЕЗН по сельскохозяйственной деятельности и второй, допустим, СНР на основе упрощенной декларации – по прочей деятельности хозяйства.
Но это в будущем, там много нюансов и разъяснений. Ближе к 2020 году мы с Вами еще побеседуем на эту тему. Пока для КФХ все остается так, как мы сказали ранее в нашей беседе.
– Блок вопросов для налогоплательщиков-аграриев мы рассмотрели, перейдем к блоку общих вопросов по налогообложению. Какие изменения введены по социальному налогу?
– Кроме того что КФХ освобождены от уплаты социального налога за главу, членов и работников, с января 2018 года снижена ставка социального налога для юридических лиц с 11% до 9,5%. Согласно статье 485 НК РК социальный налог исчисляется по ставке: с 1 января 2018 года – 9,5 процента; с 1 января 2025 года – 11 процентов. То есть в течение семи лет, с января 2018 по декабрь 2024 года, будет действовать ставка 9,5%.
Сельхозпроизводители и кооперативы, применяющие СНР для производителей сельхозпродукции, исчисляют социальный налог по ставке 9,5%. И имеют право, в соответствии с главой 78 НК РК, на 70-процентное уменьшение исчисленной суммы.
Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют социальный налог, как и ранее, в 2-кратном размере месячного расчетного показателя за себя и 1-кратном размере МРП за каждого работника. Тут есть нововведение – индивидуальные предприниматели, которые не получали в отчетном налоговом периоде доход, теперь не уплачивают социальный налог.
Ставки социального налога для плательщиков, применяющих СНР на основе упрощенной декларации, установлены главой 61 НК РК. Для данной категории налогоплательщиков ничего не изменилось.
Также снижены ставки сумм отчислений на обязательное социальное страхование. Согласно статье 14 Закона Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года № 405-II «Об обязательном социальном страховании» социальные отчисления, подлежащие уплате в фонд за участников системы обязательного социального страхования, устанавливаются в размере:
с 1 января 2010 года – 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений;
с 1 января 2018 года – 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений;
с 1 января 2025 года – 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.
Для самостоятельно занятых лиц размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет:
с 1 января 2010 года – 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений, но не менее 5 процентов от минимального размера заработной платы, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
с 1 января 2018 года – 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, но не менее 3,5 процента от минимального размера заработной платы;
с 1 января 2025 года – 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений, но не менее 5 процентов от минимального размера заработной платы.
То есть, аналогично ставке социального налога, ставки социальных отчислений снижены на семилетний период.
– Не могу не спросить об изменениях в уплате отчислений и взносов на обязательное социальное медицинское страхование.
– Согласно статье 27 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» исчисление и уплата отчислений работодателей на обязательное социальное медицинское страхование не изменились и остались в прежнем размере:
– с 1 июля 2017 года – 1 процент от объекта исчисления отчислений;
– с 1 января 2018 года – 1,5 процента от объекта исчисления отчислений;
– с 1 января 2020 года – 2 процента от объекта исчисления отчислений;
– с 1 января 2022 года – 3 процента от объекта исчисления отчислений.
Объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику в виде доходов.
Исчисление и уплату взносов работников, физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, на обязательное социальное медицинское страхование приостановили до января 2020 года.
Но индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, должны исчислить и уплатить взносы на ОСМС за второе полугодие 2017 года. Затем с января 2018 по декабрь 2019 года эти налогоплательщики не уплачивают данные взносы, а с января 2020 года вновь начнут платить взносы на ОСМС в размере 5 процентов от двукратного минимального размера заработной платы.
Взносы на ОСМС за работников, физических лиц, получающих доходы по договорам ГПХ, подлежат уплате в фонд и устанавливаются в размере: с 1 января 2020 года – 1 процента от объекта исчисления взносов; с 1 января 2021 года – 2 процентов от объекта исчисления взносов.
– Новый Налоговый кодекс был подписан в конце декабря 2017 года, а введен в действие с 1 января 2018 года. Выходит, налогоплательщикам на ознакомление отвели менее 10 дней – этого времени мало. Знаем, что во избежание такой несправедливости теперь есть нововведения в кодексе. Какая статья регламентирует единое внесение изменений в Налоговый кодекс до 1 июля?
– До января 2020 года статья 3 НК РК предусматривает, что нововведения в законодательные акты Республики Казахстан, вносящие изменения и дополнения в Налоговый кодекс, за исключением изменений и дополнений по налоговому администрированию, особенностям установления налоговой отчетности, а также улучшению положения налогоплательщиков (налоговых агентов), могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
С января 2020 года те же нормы третьей статьи нового кодекса будут изложены иначе. Так, законы РК, вносящие изменения и дополнения в Налоговый кодекс в части установления нового налога и (или) платежа в бюджет, повышения ставки, изменения объекта налогообложения и (или) налоговой базы, увеличения категорий налогоплательщиков (налоговых агентов), отмены или уменьшения вычета или льготы по уплате налогов и платежей в бюджет, могут быть приняты не более одного раза в год не позднее 1 июля текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Законы, вносящие изменения и дополнения в кодекс по налоговому администрированию, особенностям установления налоговой отчетности, улучшению положения налогоплательщика (налогового агента), могут быть приняты более одного раза в год, но не позднее 1 декабря текущего года. То есть до 1 июля текущего года будут вноситься все изменения в Налоговый кодекс, а введены в действие они будут с 1 января следующего года, чтобы для ознакомления с нововведениями и изменениями у налогоплательщика было не менее полугода.
Кроме того, изменения и дополнения в Налоговый кодекс не могут быть включены в тексты законов, содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
– Появился новый принцип в кодексе – принцип добросовестности налогоплательщика. Что можете сказать об этом?
– Об этом много было обсуждений на различных встречах и семинарах. Новый Налоговый кодекс призван больше доверять налогоплательщикам – в этой связи вводятся концептуальные изменения. Как вы, наверняка, слышали, будет категорирование всех налогоплательщиков по направлениям. Самых добросовестных налогоплательщиков не будут проверять, к иным будут другие, более лояльные меры приняты. Пока не могу углуб- ляться в эту тему, поскольку не приняты все нормативно-правовые акты, регламентирующие данные нормы.
Много поправок в этой связи принято в новом кодексе. Так, срок исковой давности с 2020 года для малого и среднего бизнеса будет снижен с пяти до трех лет. При рассмотрении жалобы на уведомление о результатах проверки все неопределенности и неурегулированные вопросы налогового законодательства Республики Казахстан толкуются в пользу налогоплательщика (налогового агента). Так, если при комплексной проверке возникнет спорная ситуация, а в законодательстве нет точного ответа на возникший вопрос, и если проверяющий не сможет доказать нарушение точного пункта и подпункта налогового законодательства, то такая ситуация будет толковаться в пользу налогоплательщика.
– Спасибо за информацию!
Гани Ермек
Статья от 05.02.2018 г.