Медицинское страхование: Обязательно! (для анализа)
С середины 2017 года платить за себя и за работников заставят наших работодателей и предпринимателей. Сейчас в стране полным ходом идет подготовка к запуску системы обязательного социального медицинского страхования.
Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее – Закон) вводит дополнительные обязательства для работодателей, предпринимателей и работников.
Обязательства работодателей и предпринимателей
Благодаря развернутой государством информационной кампании по разъяснению норм Закона многие знают, что в Казахстане создан Фонд социального медицинского страхования (далее – Фонд). Туда гражданам республики и постоянно проживающим на ее территории иностранцам следует уплачивать отчисления и взносы, чтобы получать в будущем медицинскую помощь. Согласно подпункту 1 статьи 1 Закона, отчисления в Фонд – это деньги, уплачиваемые работодателями за счет собственных средств в Фонд, дающие право потребителям медицинских услуг, за которых осуществлялась уплата отчислений, получать медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования. Итак, страховые отчисления уплачивают только лишь работодатели за своих работников. Согласно подпункту 7 статьи 1 Закона, взносы – это деньги, уплачиваемые в Фонд плательщиками взносов и дающие право потребителям медицинских услуг получать медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования. Взносы уплачивают все индивидуальные предприниматели, работники в свою пользу.
Согласно статье 27 Закона, отчисления на обязательное социальное медицинское страхование подлежат уплате в Фонд работодателями в размере: с 1 июля 2017 года – 1%, с 1 января 2018 года – 1,5%, с 1 января 2020 года – 2%, с 1 января 2022 года – 3% от ежемесячной суммы дохода работника. В эту сумму входят все виды доходов работника, начисленные работодателем. Страховые отчисления юридические лица и индивидуальные предприниматели перечисляют из собственных средств за своих работников. Величину выплачиваемой заработной платы отчисления не уменьшают. Суммы отчислений в Фонд подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода.
Взносы, в соответствии со статьей 28 Закона, исчисляются ежемесячно и подлежат уплате в Фонд:
– индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, частными судебными исполнителями, адвокатами, профессиональными медиаторами, физическими лицами, получающими доходы по договорам гражданско-правового характера, в размере: с 1 июля 2017 года – 2% от объекта исчисления взносов, с 1 января 2018 года – 3%, с 1 января 2019 года – 5%, с 1 января 2020 года – 7% от объекта исчисления;
– работниками в размере: с 1 января 2019 года – 1%, с 1 января 2020 года – 2% от доходов работника. Согласно пункту 3 статьи 14 Закона, исчисление и перечисление взносов работников в Фонд осуществляется работодателями за счет доходов работников.
Объектом исчисления взносов являются (статья 29 Закона):
1) для индивидуальных предпринимателей, применяющих общеустановленный режим налогообложения – это доходы, полученные ими в результате осуществления предпринимательской деятельности, с учетом вычетов, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан.
2) для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, главы и (или) члена крестьянского или фермерского хозяйства, применяющего специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, – размер одной минимальной заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
3) для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов – все виды доходов, полученные от осуществления деятельности по исполнению исполнительных документов, нотариальной, адвокатской деятельности, деятельности профессионального медиатора, включая соответственно оплату за оказание юридической помощи, совершение нотариальных действий, а также полученные суммы возмещения расходов, связанных с защитой и представительством.
4) для доходов физического лица по договорам гражданско-правового характера – все начисленные доходы по данным договорам, за исключением доходов, с которых не уплачиваются взносы, определяемых уполномоченным органом.
Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений и (или) взносов, не должен превышать пятнадцатикратный размер МЗП, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. В случае если объект исчисления отчислений и (или) взносов за календарный месяц составит менее одной МЗП, отчисления и (или) взносы исчисляются и перечисляются исходя из минимального размера заработной платы.
Сроки перечисления на счета Фонда отчислений и (или) взносов через Государственную корпорацию установлены согласно пункту 6 статьи 30 Закона:
1) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих общеустановленный режим налогообложения, – не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов;
2) для крестьянских или фермерских хозяйств, применяющих специальный налоговый режим, – в порядке и сроки, которые предусмотрены налоговым законодательством Республики Казахстан;
3) для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, – в срок, предусмотренный налоговым законодательством Республики Казахстан;
5) для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе патента, – в срок, предусмотренный налоговым законодательством Республики Казахстан для уплаты стоимости патента.
Кроме того, с 1 июля 2017 года вступит в действие статья 92-1 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях». Она предусматривает меры ответственности работодателей и индивидуальных предпринимателей за неуплату, несвоевременную и неполную уплату отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона, освобождаются от уплаты взносов в Фонд следующие граждане:
1) дети;
2) многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени;
3) участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
4) инвалиды;
5) лица, зарегистрированные в качестве безработных;
6) лица, обучающиеся и воспитывающиеся в интернатных организациях;
7) лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, после- среднего, высшего образования, а также послевузовского образования в форме резидентуры;
8) лица, находящиеся в отпусках в связи с рождением ребенка (детей), усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;
9) неработающие беременные женщины, а также неработающие лица, фактически воспитывающие ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет;
10) пенсионеры;
11) военнослужащие;
12) сотрудники специальных государственных органов;
13) сотрудники правоохранительных органов;
14) лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности);
15) лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.
За лиц, относящихся к вышеназванным категориям, взносы будет оплачивать государство.
Участники ОСМС и их права
Обязательное социальное медицинское страхование (далее – ОСМС) начнет действовать в Республике Казахстан с 1 июля 2017 года, тогда же пойдут первые отчисления и взносы в Фонд. ОСМС гарантирует всем застрахованным гражданам равный доступ к медицинской и лекарственной помощи за счет средств Фонда с 1 января 2018 года. По словам руководителя информационно-аналитического отдела ГУ «Управление здравоохранения Костанайской области» Ануара Едрисова, система ОСМС не является накопительной и не предусматривает персонифицированное распределение средств.
– С начала следующего года все граждане, работники и физические лица, за которых осуществлялось перечисление отчислений и взносов работодателем, предпринимателем или государством, могут получить одинаковую медицинскую помощь, – говорит Ануар Сейтенович. – В пакет медицинской помощи в системе ОСМС входит:
1) первичная медико-санитарная помощь (услуги поликлиник) оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, включает профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, наблюдение за течением беременности, медицинские манипуляции т. д.;
2) специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь (профилактика, диагностика, лечение заболеваний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий);
3) плановая медицинская помощь (оказывается в стационарных условиях при заболеваниях и состояниях, не угрожающих жизни пациента);
4) лекарственное обеспечение в соответствии с утвержденным перечнем заболеваний;
5) сестринский уход (оказание помощи лицам, не способным к самообслуживанию, нуждающимся в постоянном постороннем уходе или присмотре вследствие перенесенной болезни).
Государство гарантирует следующий объем бесплатной медицинской помощи:
– скорая помощь и санитарная авиация;
– медицинская помощь при социально значимых заболеваниях (онкологические, туберкулез, сахарный диабет, психиатрические болезни) и в экстренных случаях;
– профилактические прививки.
– Медицинские услуги в рамках пакетов ОСМС предоставляются на всей территории Республики Казахстан, независимо от места нахождения застрахованного гражданина, – продолжает Ануар Едрисов. – Находясь в другом городе или населенном пункте, участник ОСМС может обратиться в поликлинику или медицинское учреждение и получить необходимую ему помощь.
***
Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, единственным учредителем и акционером которого является Правительство Республики Казахстан. Особого энтузиазма у граждан нашей республики такое нововведение, как ОСМС, не вызвало. Отчисления и взносы в Фонд сделали обязательными. А будет ли обязательно и в полной мере оказана медицинская помощь в рамках ОСМС, учитывая нехватку кадрового состава в медицинских учреждениях, особенно в центральных районных больницах, недостаток узких специалистов в отечественной медицине, технических средств и технологий и еще многого другого? Этот вопрос пока без ответа. Власти ссылаются на аналогичный опыт создания медицинского страхования в развитых странах. Но соизмерим ли уровень оснащения медицинских учреждений специалистами и техникой в этих странах и в нашей стране, в отдаленных районных центрах, в глубинке и селах.
Да и в Казахстане уже был подобный опыт, который имел негативный и недолгий эффект. Многие помнят о действовавшем в средине 90-х годов прошлого столетия Фонде обязательного медицинского страхования. Активы этого фонда были расхищены, а его руководство бежало из страны. Остается только надеяться, что вновь организованный Фонд – это не очередной насос для выкачки денег с активного населения, а действительно работающая на граждан система с честными руководителями.
Гани Ермек
Статья от 19.06.2017 г.