Казахстан: Инвестсубсидии по-новому (для анализа)

Долгожданные большинством казахстанских аграриев правила инвестиционных субсидий вышли. Оправдают ли они ожидания фермеров?

Коллаж: АгроИнфо
Коллаж: АгроИнфо

Приказом министра сельского хозяй­ства Республики Казахстан от 1 февраля 2017 года №48 утверждены «Правила субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агро­промышленного комплекса, при инвести­ционных вложениях» (далее – Правила), которые вступили в действие 8 марта 2017 года. В Правила внесено много изменений по организации приема заявок и работы комиссии по вопросам инвестиционного субсидирования, по приоритетности секторов АПК для субсидирования, по содержанию паспортов инвестиционных проектов. Обо всех изменениях читайте по порядку.

Форма и содержание паспортов

Согласно пункту 4 Правил, инвести­ционные субсидии выплачиваются по затратам на строительство модульных конструкций, оборудование и технику, приобретенную или введенную в экс­плуатацию в рамках инвестиционного проекта. И согласно пункту 6 Правил, воз­мещению подлежит часть вложений при строительстве модульных конструк­ций, приобретении оборудования и/ или техники. В старых правилах вместо модульных конструкций субсидированию подлежали объекты и основные средства. Тут же в 3 пункте Правил дано опреде­ление: модульная конструкция – это модульное, быстровозводимое со­оружение на основе каркасно-рамоч­ной конструкции, к которой крепятся панели или готовые блок-контейнеры. Теперь при рассмотрении заявки на суб­сидии будут учитываться материалы, из которых изготовлены сооружения в рамках инвестиционных проектов. В ста­рых правилах было несколько паспортов проектирования животноводческих комплексов, куда включались здания и сооружения для содержания скота, но не уточнялись материалы, из которых они изготовлены. Теперь в Правилах живот­новодческих проектов намного меньше, и субсидироваться будут лишь модульные конструкции.

Нажмите на таблицу, чтобы увеличить её.
Нажмите на таблицу, чтобы увеличить её.

Сроки и суммы приема заявок

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 Правил, субсидированию подлежат инвестиционные проекты, введенные в эксплуатацию не позднее двух лет до года подачи заявки. Если Правила действуют с марта 2017 года, то субси­дироваться будут проекты, введенные в эксплуатацию не ранее января 2015 года. В старых правилах субсидированию под­лежали инвестпроекты, начавшие дей­ствовать с января 2014 года. В областных управлениях сельского хозяйства на­копилось много заявок от фермеров на получение инвестиционных субсидий, которые были одобрены комиссией, но не удовлетворены. Органы местной власти обещали все их погасить, все субсидии выдать, как только выйдут Пра­вила. Сейчас, кстати, идет оплата старых одобренных заявок на субсидирование. Будут ли удовлетворены в их числе заяв­ки на субсидии по проектам, введенным в эксплуатацию до марта 2015 года, неиз­вестно. Во всяком случае, власти обеща­ли их погасить, а как будет на самом деле – вопрос открытый. В пункте 9 старых правил была сноска: «В случае нехватки средств для выплаты субсидий по одо­бренным комиссией инвестиционным проектам в текущем финансовом году, решение комиссии является основанием для выплаты субсидий в приоритетном порядке в следующем финансовом году, по очередности согласно дате поступле­ния заявки до начала рассмотрения за­явок инвесторов, поданных в следующем финансовом году». А вот в Правилах на­ступление описанного случая отсутству­ет. Теперь одобренные заявки не будут переноситься на следующий год из-за нехватки бюджетных средств.

Согласно пункту 16 Правил, заявки на субсидирование аграрии теперь будут подавать в Государственную корпо­рацию «Правительство для граждан» (областной ЦОН). По слухам, районные ЦОНы и другие органы местной власти не вправе принимать такие заявки. Из чис­ла документов, прилагаемых к заявке, в Правилах исключили проектно-сметную документацию, имеющую положительное заключение экспертизы проектов в соот­ветствии с законодательством РК. Теперь ПСД проекта не нужно предоставлять для получения инвестиционных субсидий. В соответствии с пунктом 22 Правил, по заявкам инвесторов, сумма инвестиционных субсидий по которым составляет 500 (пятьсот) миллионов тен­ге и более, оператор направляет запрос в Минсельхоз РК для получения согласова­ния. МСХ в течение 5 (пяти) рабочих дней после даты получения запроса оператора предоставляет письмо об отраслевой целесообразности или нецелесообраз­ности реализации крупного инвестици­онного проекта.

Нажмите на таблицу, чтобы увеличить её.
Нажмите на таблицу, чтобы увеличить её.

Субсидии по займам и лизингам

Остался в Правилах вариант выплаты субсидий на счета финансовых инсти­тутов в качестве авансового платежа или иначе, когда инвестиционный проект фермер приобретает в кредит или в лизинг. Но несколько изменился перечень паспортов проектов, по кото­рым возможна оплата банкам и лизинго­вым организациям по договорам займа/ лизинга. В соответствии с пунктом 35 Правил, исключены из данного перечня создание и расширение объектов для выращивания КРС мясного направления мощностью от 50 коров; овец/коз мощно­стью от 300 голов маточного поголовья; лошадей/верблюдов мощностью от 100 голов маточного поголовья; молочно- товарной фермы от 50 до 400 коров. Теперь вместо них в Правила включены паспорта: приобретение техники и обо­рудования для сельскохозяйственных кооперативов; для выращивания сель­скохозяйственных животных мясного на­правления. Остальные инвестиционные проекты в перечне не изменились, их так же можно приобретать в кредит или в ли­зинг и претендовать на инвестиционные субсидии.

Значимость и приоритет

Изменена в Правилах приоритет­ность направлений инвестиционного субсидирования. В первую группу при­оритетности теперь входят направления субсидирования и инвестиционные про­екты, имеющие наиболее значимый по­тенциал развития для АПК республики: 1) приобретение техники и оборудования для сельскохозяйственных кооперати­вов; 2) приобретение востребованной сельскохозяйственной техники; 3) при­обретение техники и оборудования для инфраструктуры обводнения пастбищ. Ранее в старых правилах в первую группу приоритетности направлений субсидиро­вания входили еще и животноводческие фермы. Теперь значимость этих объектов снижена, и они входят во вторую группу приоритетности. В целом, направления и паспорта субсидируемых инвестици­онных проектов в Правилах сохранились с небольшими изменениями, добавлено только два новых направления. Самое первое по приоритетности – «Приоб­ретение техники и оборудования для сельхозкооперативов», что уже не ново: внимание и поддержка для сельскохозяй­ственных кооперативов возросли по всем направлениям АПК. И самое последнее в перечне приоритетности – «Создание и расширение торгово-логистических объектов». Субсидироваться теперь будут образование и развитие стационарных объектов оптовой и розничной торговли продукцией АПК, то есть помещений рын­ков и базаров. Нет в паспортах проектов разделения техники и оборудования по странам-изготовителям. Теперь вместо него есть дифференциация размера нор­матива субсидий по мощности техниче­ского средства (лошадиные силы).

***

В таблице 1 частично приведены содер­жание паспортов проектов и нормативы субсидирования из Правил. Опубликовать в издании всю информацию по паспортам инвестиционного субсидирования нет возможности. В данном выпуске «Агро­Инфо» размещаем наиболее актуальные и востребованные паспорта проектов.

Гани Ермек

Статья от 24.04.2017 г.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы