Хлопководство Казахстана переживает не лучшие времена
Деструктивное действие принятого в 2007 году закона о развитии хлопковой отрасли производители и переработчики хлопка называют одной из главных причин того, что хлопковая отрасль страны сегодня переживает не лучшие времена, передаёт корреспондент Экспресс-К.
Причины и следствие
Хлопководство занимает особое место в экономике Туркестанской области, но сегодня сразу несколько причин мешают его полноценному развитию.
Большинство из них стали следствием принятия в 2007 году закона о развитии хлопковой отрасли, – говорит председатель объединения юридических лиц «Казахская хлопковая ассоциация» Саин Бактыбаев. – Разрабатывался он с целью поддержки сельхозтоваропроизводителей, занятых в хлопководстве, но в итоге дал обратный эффект. Вместо того чтобы стать локомотивом развития хлопковой отрасли, он стал ее тормозом!
За год до принятия этого закона хлопководство в Казахстане достигло наивысших показателей. Вырастив хлопок на 200 тысячах гектаров, Казахстан смог экспортировать около 150 тысяч тонн хлопковолокна на сумму 147 млн долларов. На рост производства повлияли два ключевых фактора.
Во-первых, предприниматели открывали все новые и новые каналы экспорта хлопкового волокна, во-вторых, переработчики предложили сельчанам схему фьючерсов, привлекая для этого кредиты. В то время хлопкоперерабатывающие заводы были основными инвесторами отрасли. В 2004–2007 годах объем частных инвестиций в хлопководство составлял более 5–6 млрд тенге. Основной объем привлеченных средств шел на финансирование крестьянских хозяйств, занятых в хлопководстве. На эти деньги сельчане закупали семена, проводили необходимый комплекс агротехнических мероприятий. Осенью же рассчитывались с заводом частью выращенного урожая.
Одним из главных минусов нового закона стало то, что с его принятием хлопкоперерабатывающие заводы утратили возможность заниматься самостоятельной коммерческой деятельностью, – добавляет Саин Бактыбаев. – Живые деньги заменили хлопковые расписки. Предполагалось, что под эти квазиценные бумаги аграрии смогут получать кредиты. Они же должны были использоваться при продаже хлопковолокна и сопутствующих продуктов переработки хлопчатника. Но хлопковая расписка так и не стала рабочим инструментом. Работать с ней не пожелали ни банки второго уровня, ни финансовые институты Минсельхоза. В итоге заводы, которым по новому закону было разрешено заниматься только переработкой, уже не могли привлекать инвестиции в хлопковую отрасль, а собственных денег у крестьян как не было, так и нет. В итоге посевные площади стали сокращаться. Из-за использования дехканами некачественного посевного материала и нерационального землепользования ухудшилось качество хлопка. По сути, система хлопковых расписок, разрушив действовавшую систему финансирования, привела к упадку отрасли. Как следствие, к 2015 году размер посевных площадей снизился до 99,3 тысячи гектаров, а экспорт – до 36,1 тысячи тонн волокна на сумму 49 млн долларов.
Упущенная выгода
Неоднократно поднимая вопрос о внесении изменений и дополнений в тормозящий развитие отрасли закон, в том же 2015 году Казахской хлопковой ассоциации удалось добиться поправок, в соответствии с которыми хлопкоперерабатывающие предприятия вновь обрели право на ведение предпринимательской деятельности. Но многое к тому времени изменилось – сильно упали объемы переработки хлопка, а следовательно, и доходы заводов. Кроме того, в цепочке «крестьянин – завод» появилось новое звено – трейдер, в зависимость к которому попали и сельчане, и переработчики.
По сей день продолжают действовать и другие деструктивные механизмы закона, такие как недействующая хлопковая расписка, запрет части залогов, ограничения на реализацию части имущества, лицензирование складской деятельности заводов, которой заводы никогда не занимались, – поясняет председатель ОЮЛ. – Все это сильно вредит хлопководству страны.
Финансовая составляющая
Одним из немногих положительных моментов принятия закона о развитии хлопковой отрасли предприниматели называют введение системы субсидирования хлопководства. Правда, и здесь не все однозначно. На первых порах действовала система субсидирования крестьян и экспертизы качества хлопка. Вначале были предусмотрены только погектарные субсидии без привязки к урожаю. Крестьянин получал свои 12 тысяч тенге на гектар независимо от результата.
С 2015 года государственная поддержка стала выделяться двумя траншами. Первый в размере 11 тысяч тенге за гектар весной, второй – в зависимости от полученного урожая осенью. Обязательным условием для получения второго транша субсидий, выделяемого на тонну продукции, являлась сдача сырца на переработку. Сдав его в сентябре, крестьянин получал переработанный хлопок лишь в конце октября, и только тогда ему перечислялась вторая часть субсидий. Для дехкан, работающих в долг, такой подход к субсидированию был крайне неудобен. Вырастив урожай, им нужно как можно быстрее выручить за него живые деньги, чтобы рассчитаться с кредиторами. Если в 2014 году расходы на гектар хлопчатника составляли 135 тысяч тенге, то в 2018-м уже 186 тысяч. Поэтому они сдавали урожай компаниям-трейдерам, которые сразу же производили расчет. Но при таком подходе крестьяне лишались субсидий. К примеру, в минувшем году из 2,7 млрд тенге, предусмотренных на субсидирование хлопчатника было освоено только 300 млн тенге. Остальные 2,4 млрд не были освоены и вернулись в бюджет государства.
Мы поднимали вопрос об изменении подходов к субсидированию урожая, но решения он так и не нашел, – говорит Саин Бактыбаев. – Мало того, с начала нынешнего года Министерство сельского хозяйства и вовсе отказалось как от погектарных субсидий и субсидирования урожайности, так и от возмещения затрат на проведение экспертизы хлопка-сырца и хлопкового волокна. Признав прежнюю систему субсидирования неэффективной, Минсельхоз предлагает инвестиционное субсидирование – возмещение части расходов, понесенных при инвестиционных расходах, возмещение ставки вознаграждения по кредитам. Кроме того, для хлопководов сохраняется возможность получения субсидий на минеральные удобрения, гербициды, семенной материал, на удешевление стоимости услуг по подаче воды. Но для подавляющего большинства хлопководческих хозяйств новые инструменты поддержки будут недоступны. Для получения кредитов банки требуют ликвидное имущество. С этим у крестьян тоже проблемы. Кроме того, получение субсидий привязывается к электронной карте полей. Но будет ли крестьянин заморачиваться составлением такой карты, если у него всего пять гектаров земли?
В поисках выхода
Для решения проблем в хлопководстве предприниматели просят Министерство национальной экономики инициировать процедуру постановки принятого в 2007 году закона на утрату и разработать десятилетнюю программу развития отрасли.
Я считаю, что хлопководство в нашей стране по-прежнему имеет большой потенциал, – резюмирует Саин Бактыбаев. – Пусть мы не входим в число крупных хлопковых держав, но своя ниша на хлопковом рынке у нас есть. И еще не было ни одного года, когда бы мы не могли реализовать выращенный урожай. Как раз наоборот: спрос на наше волокно существенно превышает предложение. Особенно после введения ограничений на экспорт в соседнем Узбекистане, где решили интенсивно развивать собственную текстильную промышленность. Для нас открываются новые рынки и возможности, а это значит, что нам нужно приложить максимум усилий, чтобы хлопковая отрасль действительно развивалась, а не выживала.
На территории Туркестанской области действует 18 хлопкоперерабатывающих заводов, суммарной мощностью производства 800 тысяч тонн. Но из-за кризиса, в котором не первый год находится хлопковая отрасль, они загружены лишь на 26%. Сегодня в хлопководстве заняты около 500 тысяч жителей региона. Производство хлопчатника является не только экономическим, но и социальным вопросом, от успешного решения которого зависит благополучие этих людей.
При целенаправленной работе государственных и местных исполнительных органов, а также бизнес-сообщества хлопководство можно превратить в высокорентабельный сектор агропромышленного комплекса, – утверждает председатель Казахской хлопковой ассоциации. – Для улучшения качества казахстанского хлопка и его продвижения на мировой рынок необходимо разработать и провести целый комплекс работ в отрасли, начиная с методики выращивания и заканчивая маркетингом. Крайне важной в сложившейся ситуации является разработка государственной программы развития хлопководства, призванной решить ключевые проблемы отрасли. К этому должны быть привлечены местные исполнительные органы совместно с участниками хлопкового рынка.