В Казахстане продукты подорожали на 50% во время карантина
Цены на продукты, внезапно подскочившие во время карантина, не собираются уступать ни тиына. За два месяца общественники заметили подорожание почти на 50%, сообщает сайт телеканала КТК. К тому же выяснилось, что на это не было никаких весомых причин. Чиновники винят многих предпринимателей в сговоре. Корреспондент КТК расскажет, кто уже не в силах закрывать глаза на большие ценники.
– Если раньше мы продавали по такой цене, сейчас мы сами покупаем по такой цене.
На завышенные цены в Казахстане, как и парадоксально, жалуются сами продавцы. За время чрезвычайного положения подорожали буквально все продукты. И на это уже невозможно закрывать глаза. С большим трудом в Петропавловске удерживают только стоимость мяса. Оптовики отпускают розничным торговцам, к примеру, говядину теперь на 100 тенге дороже. Но на рынке пока стоят прежние ценники.
Татьяна Кубасова, продавец:
– Вот эти цены не меняются, вон там у нас висят. Они как были у нас до коронавируса, так и остались. Хотя мы на 100 тенге берем дороже – закупочная цена, стоимость у нас. Нам сказали: нельзя поднимать, надо людям нести добро. Что мы и делаем.
Нельзя было во время ЧП поднимать цены и на другие продукты из списка социально значимых. Власти обещали, что не будут дорожать мука, крупы, хлеб и яйца. Но, похоже, цены жили своей жизнью. В Ассоциации лиги потребителей Казахстана подсчитали, за два месяца стоимость поднялась практически вдвое.
Светлана Романовская, председатель правления Ассоциации лиги потребителей Казахстана:
– Предприниматели ухищрялись. Если, например, на “кирпич”, белый хлеб из первого сорта муки, сдерживали цену, то предприниматели переставали его выпускать. Мы же понимаем, что ни один из предпринимателей работать себе в убыток никогда не будет. Хоть какая пандемия, хоть что. То есть ему проще закрыть это производство, чем работать себе в минус. Очень было много жалоб, что именно молочные изделия подорожали на огромные проценты. Хотя если учесть, это не импортное, то есть продукты. Они у нас здесь в Казахстане производятся.
К примеру, прайс столичного магазина. Стоимость муки казахстанского производства – 660 тенге за 2 кило. Хотя еще до карантина цена была ниже почти на 200 тенге. Подорожало на 90 и подсолнечное масло. Крупные поставщики в свою очередь винят во всем закрытые границы и рост американской валюты. Но как это объяснить простым покупателям, продавцы не знают. Ведь цены никто снижать не собирается.
Асель Канафина, оператор продуктового магазина:
– Во время ЧП цены подорожали почти на все. Первое – это молочка, крупы, макароны. Мука очень хорошо выросла, масло подсолнечное. После ЧП цены вернулись только, наверное, на сахар и на весовые крупы. Остальные цены без изменений. Даже некоторые товары до сих пор растут цены, на 10 тенге, на 5 тенге они повышаются.
В антимонопольном ведомстве говорят, виноват не только карантин. Оказалось, что для многих предприятий коронавирус стал возможностью подзаработать. Бизнесмены просто договаривались друг с другом и искусственно завышали цены.
Аскар Джаппаркулов, заместитель председателя Комитета по защите и развитию конкуренции МНЭ РК:
– В целом на сегодня у нас 246 уведомлений с начала года. Из них большинство уже выполнены. И остальные пока в работе. Если субъект бизнеса не выполняет наши уведомления, то мы выходим на расследование. Многие предприятия, допустим, пользуясь этим карантином, этой паникой, они видят, что увеличивается спрос населения на продукты питания. И уже пользуясь этим, поднимают цены. И мы стараемся это пресекать.
При этом многие нашли выход, как обойти ограничение в наценке выше 15%. Норму еще рассматривают, но уже сейчас предприниматели создают новых героев в системе поставщиков, появляются дистрибьюторы. В итоге на прилавок товар попадает с максимальной накруткой.
Экономисты уже предрекли дальнейший рост цен на продукты и даже дефицит. На это может повлиять и отправка за пределы Казахстана таких товаров, как гречка, сахар и картофель. Ведь с 1 июня будут сняты все запреты на экспорт. Но в то же время общественники призывают государство помочь добросовестному бизнесу. Многие пытаются сдерживать цены, правда, как это делать дальше, не знают. К тому же в статью расходов добавились антисептики и защитные маски. А страдает в итоге покупатель. Все бремя ложится на кошелек простого казахстанца.