Сколько инвестиций требуется для запуска сити-фермы?
Сооснователь Mygreen.kz Айтуган Макажанов рассказал, почему стратегия «голубого океана» оказалась оправданной при выращивании микрозелени
Западный тренд на сити-фермы подхватили и казахстанские предприниматели. Выращивать микрозелень стало не только модно, но и прибыльно. «В мире высокий спрос на микрозелень. Ее удобно выращивать, производство не требует огромного помещения. К тому же урожай можно собирать круглый год, уже через 8-25 дней после посадки семян. Уверен, что тренд на (потребление. – Ред.) микрозелени будет только укрепляться», – поделился с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz сооснователь торговой марки Mygreen.kz Айтуган Макажанов.
До производства микрозелени предприниматель со своим партнером Ярославом три месяца выращивал клубнику и даже собрал первый урожай.
«Оказалось, что это очень трудозатратное направление. Ведь, чтобы вырастить клубнику, требуется два месяца, а микрозелень можно срезать уже через 8-25 дней. К тому же не было аграриев, которые бы обладали реальными знаниями в этой сфере, – делится Айтуган Макажанов. – Знакомый ресторатор подсказал, что на рынке нет качественной микрозелени. И это несмотря на то что в Алматы на тот момент уже работало 3-4 фермы».
Как отмечает сити-фермер, микрозелень – это молодые побеги растений, которые можно добавлять в блюдо. В них сконцентрирован максимум витаминов, минеральных и биологически активных веществ. И, несмотря на небольшой размер, ростки обладают ярким насыщенным вкусом.
Из хобби – в бизнес
Первые инвестиции в проект по выращиванию микрозелени в 2018 году составили около 2 млн тенге. Сити-ферму предприниматели разместили в подвале, площадь которого не превышала 70 кв. метров.
«Купили мешок различных семян, лотки для посева и стали экспериментировать. Пробовали проращивать разные виды культур: редис, базилик, брокколи и так далее. Хотели понять, как ухаживать за каждым растением. Этот проект был для нас больше как хобби. Но спустя время мы загорелись этим направлением и начали искать помещение для расширения. В целом в процессе экспериментов сменили три локации», – рассказывает собеседник.
Сейчас предприниматели оборудовали ферму в частном доме в Алматы, и стеллажи с рассадой занимают уже 100 кв. метров. В доме есть и дополнительные помещения для посадки и хранения семян, грунта.
«Помещение по сравнению с открытым грунтом имеет свои плюсы. Например, отсутствие солнечного света в нем компенсируется более легким способом создавать микроклимат», – отмечает Айтуган Макажанов.
Обороты предприятия начали расти, проект потребовал дополнительных средств – на сегодня сумма инвестиций достигла 20 тыс. долларов. По словам предпринимателя, затраты начали постепенно окупаться, а выйти на безубыточность удалось уже через два месяца. Сейчас проект является прибыльным.
«Я не агроном, кроме управления сити-фермой, параллельно работаю в сфере недвижимости. Мой друг также никак не связан с аграрным сектором. Хотя мы уже выращивали и продавали нашу продукцию, но решили доверить дело специалистам. К сожалению, они не смогли добиться того объема урожая, который нам хотелось бы получить. За время работы мы сменили трех агрономов. Сложилось ощущение, что у них не хватало знаний или практики. В итоге стали выяснять нюансы выращивания зелени сами, читали разные статьи и экспериментировали», – рассказывает Айтуган Макажанов.
Поиск сотрудников также оказался нелегким делом. Для начала предприниматели обратились в Казахский национальный аграрный университет.
«Обменялись со студентами телефонами, хотели взять их к себе на оплачиваемую практику, но эффекта не было. Никто не перезвонил. Сотрудников, которые у нас работают сейчас, нашли через объявления и своих знакомых. Их пять, у них свободный график работы в оранжерее», – делится Айтуган Макажанов.
На сити-ферме выращивают около 20 видов микрозелени: брокколи, краснокочанную капусту, дайкон, подсолнух, горчицу, рукколу, свеклу, кресс-салат, мангольд и пр. «Специально для нас шеф-повар разработал комбинации вкусов «Mix». Теперь в упаковке можем предложить потребителям не только один вид микрозелени, например, базилик, а несколько: базилик, брокколи, краснокочанная капуста. Вкус микрозелени будет сочетаться между собой», – уточняет предприниматель.
Стоимость семян может отличаться в разы
Айтуган Макажанов подчеркивает, что при выращивании ростков удобрения или стимуляторы роста не используются. Это органический продукт.
«Стеллажи мастерили сами, а растения выращиваем на торфе финского производства», – рассказывает он.
После сбора урожая лотки освобождают от торфа, промывают раствором марганцовки и заполняют новым грунтом. Сити-фермер поясняет: почву необходимо менять, чтобы не заразить зелень вредными микроорганизмами. Использованный торф раздают дачникам. Однако менять торф не обязательно, перед посадкой культуры его можно просушить. Для этого требуется специальное оборудование.
«Мы намеренно не стали его покупать. Сушка – это трудозатратный процесс, она не исключает риск заражения торфа», – отмечает Айтуган Макажанов.
Правильный свет – одно из главных условий для выращивания микрозелени. Важно не только подобрать лампы, но и грамотно их разместить.
«Сейчас используем светодиоды – они обеспечивают тот спектр света, который нужен растениям», – рассказывает бизнесмен.
Не так просто оказалось найти и качественные семена, предприниматели закупали их на Зеленом базаре в Алматы. Но обожглись.
«Попадалось много брака, семена не прорастали. Поэтому решили искать поставщиков на иностранных сайтах. Сейчас заказываем из России, Нидерландов. Сотрудничаем также с поставщиками из Казахстана, которые приобретают семена в разных странах», – отмечает собеседник.
Стоимость семян на рынке может отличаться в разы: от 15 тыс. до 250 тыс. тенге. Их количество в одном килограмме также разное, все дело в размере: например, семена редиса крупнее семян базилика.
А вот семена подсолнуха сити-фермеры стараются покупать казахстанские. «Из десяти семечек подсолнуха обычно прорастает только два. Эта культура требует особого подхода», – делится предприниматель. Например, перед посадкой семечки должны два дня содержаться в мокрой среде.
«Килограмм семян краснокочанной капусты стоит от 30 тыс. тенге, капусты кольраби, которую мы также выращиваем, обойдутся в 35-45 тыс. тенге за килограмм. Семена и затраты на торф составляют около 25-40% от себестоимости микрозелени, электричество около 15%», – рассказывает Айтуган Макажанов.
Ставка на розницу
Летом спрос на микрозелень меньше, чем зимой. И урожай сити-фермы составляет в среднем около 30-40 килограммов в месяц. Зимой спрос на этот продукт может быть на 15% и даже на 70% выше. «Зимой наш оборот, как и затраты, составляют от 1,5 млн тенге в месяц», – отмечает Айтуган Макажанов.
Для реализации продукта на рынке предприниматели взяли на вооружение стратегию «голубого океана» и сделали ставку на супермаркеты. Также стали сотрудничать и с ресторанами.
«Мы договорились с двумя знакомыми рестораторами о поставках зелени. Перед тем как начать с нами работать, они ее попробовали, им понравилось. Но упор мы сделали на супермаркеты – на тот момент эта ниша, в отличие от ресторанов, была не занята. Сейчас около 80% нашего товара продается через торговые сети. Упаковка микрозелени стоит от 1100-1700 тенге. Зелень фасуется весом от 35-80 граммов. Рестораны покупают зелень в основном для декора, а не для придания блюдам вкуса. В некоторых декорируют ростками даже мороженое. Это красиво, но сочетаются эти вкусы или нет, могут оценить только потребители», – отмечает собеседник.
Чтобы зайти в супермаркеты, сити-фермерам потребовалось около месяца. Сейчас Mygreen.kz сотрудничает с несколькими торговыми сетями и онлайн-магазином.
«Стараемся выходить на полки только определенных сетей. Ведь все магазины по-разному относятся к размещению продуктов. У нас был случай, когда одна из крупных сетей не соблюдала условия хранения. Зелень содержалась в холодильнике при температуре +16 градусов, а должна содержаться при +4. Нам стали поступать жалобы от покупателей на качество нашей микрозелени, теперь более ответственно подходим к выбору партнеров. Рекомендую предпринимателям также проверять, как их продукция хранится в холодильниках магазинов», – уточнил он, добавив, что сейчас ведутся переговоры с еще несколькими торговыми точками для реализации товара.
Предприниматель отмечает, что использовать такие надписи на упаковке, как «BIO», «Organic», «Эко», «Made in KZ», они не стали намеренно.
«Мы не видим в этом смысла, рынок пестрит различными логотипами. К тому же за использование лого «Made in KZ» нужно платить около 80 тыс. тенге в год», – заметил Айтуган Макажанов.
Он пояснил, что в Казахстане пока еще нет выбора экоупаковки, поэтому продукт фасуется в пластиковую.
«Если заказывать экоупаковку из-за рубежа, то может возникнуть несколько рисков. Например, закрытие границ», – отметил собеседник.