Прогрессивная шкала ИПН для казахстанцев – благо или уход в тень?
Окончательное решение по прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога не принято, а все предложения будут обсуждаться с общественностью.
Казахстанцы обсуждают идею руководства страны о внедрении прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога (ИПН). У правительства пока нет четкого плана, сколько процентов граждане должны отчислять государству. Поэтому корреспондент Sputnik Казахстан собрал мнение экспертов – экономистов и юристов.
Предложение президента
Во вторник глава государства пояснил, что люди, зарабатывающие более 25 миллионов тенге в год, должны платить 13-15% подоходного налога. При этом максимальное отчисление не должно превышать 15%.
Идея Касым-Жомарта Токаева такова: прогрессивная шкала ИПН позволит гражданам с низкой заработной платой платить меньше налога, чем сейчас. А для высокооплачиваемых работников сумма возрастет.
Таким образом власти намерены вывести из тени самый массивный, непрозрачный нижний сегмент заработной платы. Сейчас все казахстанцы платят одинаковый процент ИПН – ежемесячно 10% от зарплаты.
В министерстве нацэкономики заверили, что предложения по ИПН будут обсуждаться открыто.
Два варианта от советника Токаева
Одним из первых о прогрессивной шкале ИПН высказался экономист, внештатный советник президента по экономическим вопросам Олжас Худайбергенов. Он предложил собственную шкалу для расчета подоходного налога и заявил, что будет отстаивать этот вариант перед руководством страны.
Переход к прогрессивной шкале может быть осуществлен двумя способами, считает Худайбергенов.
Первый – поменять только ставку ИПН, не меняя остальные налоги и сборы. Но это вызовет закономерное возмущение населения и бизнеса.
Второй – поменять всю конструкцию налогов и сборов на фонд оплаты труда, что позволит перейти на прогрессивную схему, не повышая общую нагрузку.
“Если будет реализован второй вариант, то население и бизнес могут не беспокоиться, так как речь будет лишь об оптимизации конструкции. Что касается уровней прогрессивной шкалы, то тоже есть два варианта: в качестве нижнего предела взять имеющую ставку в 10%, но тогда последующие ставки будут означать только повышение. В качестве нижнего предела взять 0% и дальше постепенно наращивать до 10% и выше, что, по сути, означает снижение нагрузки для абсолютного большинства и повышение нагрузки исключительно для тех, кто ее может или должен нести”, – уточнил советник президента Казахстана.
В качестве примера Худайбергенов привел такой расчет: при официальной средней зарплате в 200 тысяч тенге ИПН не будут платить все, у кого зарплата меньше 80 тысяч тенге.
Если зарплата выше 80 тысяч, то с каждого следующего порога платится определенный процент. Если зарплата – 140 тысяч, то с 80 тысяч платится 0% ИПН, а со следующих 60 тысяч – 2%, а общая нагрузка со 140 тысяч тенге будет – 1 200 тенге (менее 1%).
Если зарплата – 200 тысяч тенге, то с 80 тысяч платится 0%, со следующих 60 тысяч – 2%, со следующих 60 тысяч – 4%. Общая нагрузка на 200 тысяч будет около 3 600 тенге (около 1,8%).
“Нельзя просто взять и повысить налог”
Экономист Арман Байганов уверен, что ужесточение фискально-налоговой системы неизбежно для страны, желающей увеличить социальные обязательства перед народом.
“Среди стран СНГ у нас одни из самых низких налогов. К примеру, в России, уровень ИПН – 13%, у нас – 10%. Но нельзя взять и просто повысить налоги для одних граждан. Сначала нужно вести эффективную борьбу с теневой экономикой и коррупцией. Если мы не улучшим эти показатели и будем внедрять новую налоговую реформу, то это может ухудшить экономическое состояние казахстанцев, что повлечет еще большую социальную напряженность”, – прокомментировал экономист корреспонденту Sputnik Казахстан.
Байганов отметил важность скорейшего перехода на безналичную систему оплаты. И чем больше государство будет поощрять безнал, тем быстрее удастся вывести из тени значительный капитал, который находится на руках граждан, уверен эксперт.
Не ломать то, что работает
Известный казахстанский юрист, эксперт по налогам Жангельды Сулейманов обратил внимание, что президент в своей речи затронул не только наемных работников, получающих заработную плату, но и индивидуальных предпринимателей.
“Есть своевременность любой реформы, сейчас мы только отходим от режима ЧП, карантин еще продолжается. И считаю, что вопрос повышения налогов – несвоевременный, и его нужно отложить лет на пять. Мои опасения просты – мы приостановим формирование среднего класса, тогда как именно средний класс формирует экономику страны. Также есть опасения, что люди уйдут в “серые” схемы”, – высказался юрист с 40-летним стажем в вопросах налогов.
Сулейманов подчеркивает, что госслужащие, которые ратуют за прогрессивный ИПН и приводят в пример европейские страны, должны смотреть экономическую систему стран в целом, а не вырывать из нее отдельные части.
“У нас часто говорят, что в Казахстане низкие налоги, но никто не говорит о высоких банковских процентах или об очень низкой минимальной заработной плате. Нельзя брать только налогообложение какой-то развитой страны. Нужно перенимать все, иначе эти расчеты необоснованны”, – продолжил он.
В качестве альтернативы налоговой реформы Жангельды Сулейманов приводит вариант пополнения бюджета за счет повышения уровня ВВП.
“Нужно улучшать логистику, привлекать инвестиции, по-настоящему развивать промышленность. Брать с населения – это не системное решение пополнения бюджета. Не надо трогать то, что худо-бедно работает. В любом случае на дополнительные триллионы от налогов рассчитывать не стоит”, – заключил эксперт по налогам.
Реформа ИПН может увести в тень средний класс
Юрист Ержан Есимханов считает, что в Казахстане лишь небольшая прослойка граждан может считаться настоящим средним классом.
Он перечислил категории казахстанцев, которые, по его мнению, живут достаточно хорошо. Это госслужащие, пользующиеся административным ресурсом, высокооплачиваемые работники нацкомпаний с раздутым штатом. Также владельцы и менеджмент бизнеса, обслуживающего проекты государства и нацкомпаний.
“Ритейл, консалтинг, сервис, медицина, туризм, IT. Этим сферам труднее всего. Им никто не помогает в кризис, не списывает кредиты, как самым бедным, и не дает деньги, как самым богатым. Но они как-то выживают, развиваются и дают работу другим. И именно они в нормальных странах называются “средний класс”, – отметил юрист.
По словам Есимханова, именно эта немногочисленная категория попадает под удар новой налоговой реформы.
“Государство устами президента говорит нам сегодня – мы не будем преследовать коррупционеров, не будем сокращать неэффективные расходы, не перестанем помогать крупному бизнесу. Мы все это продолжим делать. А деньги на это мы возьмем у вас, средний класс. Потому что с вами справиться проще всего. Потому что вы честные, и вас видно. Потому что больше нам деньги на это взять негде”, – отмечает он.
Есимханов уверен, что прогрессивная ставка ИПН не выведет из тени нижний сегмент заработных плат. А, наоборот, приведет к противоположному результату. Ведь в тень уйдут получатели средних и высоких заработных плат.
Отличия простой и прогрессивной шкалы подоходного налога
Страны во всем мире используют две шкалы для расчета налога – плоскую и прогрессивную шкалу.
Плоская шкала подразумевает единую ставку при любом уровне доходов.
Прогрессивная шкала – повышает ставку при росте дохода (на каждый следующий отрезок дохода более высокая ставка).
Сейчас в мире лишь 29 стран используют простую шкалу, Казахстан в их числе. Большинство развитых стран (все страны Организации экономического сотрудничества и развития) используют прогрессивную шкалу.