Пастбищные демарши

Рационально использовать пастбищные угодья и предотвратить их деградацию стре­мятся казахстанские власти. Чем это может быть чревато для сельхозпроизводителей и землепользователей – читайте ниже.

С начала марта текущего года в Республике Казахстан вступил в силу Закон от 20 февраля 2017 года № 47-VI «О пастбищах» (да­лее – Закон), который регулирует и регламентирует обществен­ные отношения, связанные с рациональным использованием пастбищ в нашей стране. Одно­временно с Законом вышли и сопутствующие нормативно- правовые акты. Приказом МСХ РК от 24 апреля 2017 года № 173 утверждены Правила рацио­нального использования паст­бищ (далее – Правила). Прика­зом МСХ от 27 апреля 2017 года № 185 утверждена Методика проведения мероприятий по борьбе с деградацией и опусты­ниванием пастбищ. Тексты всех законодательных актов о паст­бищах очень краткие, теорети­ческие и сухие, больше похожи на централизованные директи­вы и установки, направленные в местные исполнительные органы власти, о проведении глобальной реформы неизвест­ными способами. То есть сделать надо, а как – думайте сами.

Планы по управлению пастбищами

Согласно статье 13 Закона в каждом районе, городе област­ного значения должны быть раз­работаны Планы по управлению пастбищами и их использованию (далее – План). План является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения пастбищепользователями. В со­ответствии со статьей 1 Закона пастбищепользователь – это физическое или юридическое лицо, обладающее правом поль­зования пастбищами в соответ­ствии с Законом и иными нор­мативными правовыми актами Республики Казахстан.

Разрабатывать и утверждать Планы обязали местные пред­ставительные и исполнительные органы власти Закон о пастби­щах и Закон РК от 20 февраля 2017 года № 48-VI «О внесении изменений и дополнений в не­которые законодательные акты Республики Казахстан по вопро­сам использования пастбищ». Кроме того, органы МИО должны ежегодно отчитываться в МСХ РК о реализации всех мероприятий, связанных с рациональным ис­пользованием пастбищ и испол­нением Планов.

Фото: ©HOerwin56 / Pixabay.com
Фото: ©HOerwin56 / Pixabay.com

План по управлению пастби­щами и их использованию дол­жен содержать:

1) схему (карту) расположения пастбищ на территории адми­нистративно-территориальной единицы в разрезе категорий зе­мель, собственников земельных участков и землепользователей на основании правоустанавли­вающих документов;

2) приемлемые схемы пастби­щеоборотов;

3) карту с обозначением внешних и внутренних границ и площадей пастбищ, в том числе сезонных, объектов пастбищной инфраструктуры;

4) схему доступа пастбище­пользователей к водоисточ­никам (озерам, рекам, прудам, копаням, оросительным или обводнительным каналам, труб­чатым или шахтным колодцам), составленную согласно норме потребления воды;

5) схему перераспределения пастбищ для размещения по­головья сельскохозяйственных животных физических и (или) юридических лиц, у которых от­сутствуют пастбища, и переме­щения его на предоставляемые пастбища;

6) схему размещения поголо­вья сельскохозяйственных жи­вотных на отгонных пастбищах физических и (или) юридических лиц, не обеспеченных пастбища­ми, расположенными при городе районного значения, поселке, селе, сельском округе;

7) календарный график по ис­пользованию пастбищ, устанав­ливающий сезонные маршруты выпаса и передвижения сельско­хозяйственных животных;

8) иные требования, необ­ходимые для рационального использования пастбищ на со­ответствующей административ­но-территориальной единице.

Вызывают вопросы 4-7 под­пункты содержания Планов. К разработке схем перераспреде­ления пастбищ, доступа поголо­вья животных к водоисточникам, размещения, выпаса и передви­жения поголовья на отгонных пастбищах следует подходить не спеша, досконально изучив все материалы и обследования земельных участков. При скоро­течном создании Планов можно затронуть интересы землеполь­зователей и собственников земельных участков сельскохо­зяйственного назначения. Пре­жде чем вменить в обязанность землепользователей какие-либо новые меры, следует их прора­ботать. Иначе будет, как у нас не раз бывало в сфере земельных отношений, – «телега впереди лошади». Может, именно по­этому мало Планов на сегодня разработано. Пока такие Планы утверждены и зарегистриро­ваны в органах юстиции лишь в двух районах из всей респу­блики. Есть План по управлению пастбищами и их использованию по Мендыкаринскому району Костанайской области на 2017- 2018 годы, и утвержден План по управлению пастбищами Жылыойского района Атырау- ской области на 2017-2018 годы. В Плане по управлению паст­бищами в Мендыкаринском районе очень мало текста, зато к документу приложено мно­жество картографических схем по каждому сельскому округу с условными обозначениями ка­тегорий земель и размещения и перегона сельскохозяйственных животных. Стрелками на картах обозначены перераспределения пастбищ, размещение и доступ поголовья на пастбищах и к во­доемам.

Непродуманно и не зная броду создавать какие-либо норма­тивно-правовые акты нельзя. В будущем это может негативно отразиться и на владельцах скота, и на пастбищепользова­телях, и на растениеводах. При составлении рациональных пастбищеоборотов следует учи­тывать плодородие пастбищных участков, их геоботаническое и физическое состояние на сегод­ня, четкие границы участков и прочие моменты. Обладают ли для этого местные власти акту­альными сведениями о положе­нии пастбищных угодий?

Как закрыть дефицит?

Увеличение значения и уси­ление внимания к состоянию пастбищ в нашей стране связа­но с бесконечными жалобами жителей сел, владельцев личных подсобных хозяйств и животно­водов на недостаток площадей для выпаса домашнего скота, оскудение и деградацию имею­щихся пастбищ. С целью рацио­нального использования паст­бищ, устойчивого обеспечения потребности в кормах и предот­вращения процессов деграда­ции внесен ряд изменений в действующие законодательные акты. Законом РК от 20 февраля 2017 года № 48-VI «О внесении изменений и дополнений в не­которые законодательные акты Республики Казахстан по вопро­сам использования пастбищ» введены правки не только в Земельный кодекс РК.

В статью 99 Лесного кодекса РК «Сенокошение и пастьба скота на участках государствен­ного лесного фонда» внесено дополнение о том, что преиму­щественное право пользования участками государственного лесного фонда, на которых воз­можны сенокошение и пастьба скота, имеют физические и (или) юридические лица в соответ­ствии с законодательством Ре­спублики Казахстан о пастбищах. В статью 119 Водного кодекса РК введен дополнительный пункт: 1-1. Сельскохозяйственные угодья в водоохранных зонах могут быть предоставлены фи­зическим и юридическим лицам в землепользование для сеноко­шения и пастьбы скота местны­ми исполнительными органами согласно Плану по управлению пастбищами и их использованию по согласованию с бассейновы­ми управлениями. Даже участки особо охраняемых природных территорий в зоне ограничен­ной хозяйственной деятель­ности, на которых возможны сенокошение и пастьба скота, могут быть предоставлены в краткосрочное пользование для сенокошения и пастьбы скота.

Земли без народа и народы без земли

Но обстановка с недостатком пастбищных угодий в разных ре­гионах Казахстана складывается по-разному. Есть районы, где пастбищные участки в избытке, поголовье сельскохозяйствен­ных животных на них размещено с низкой плотностью и нагрузкой на 1 гектар. Это, как правило, уда­ленные от городов, областных и районных центров регионы. На территории близлежащих к го­родам районов ситуация иная. Тут востребованы земельные участки различного назначения: под ИЖС, сельскохозяйственные и пастбищные. В последнее вре­мя вокруг городов растет число животноводческих коопера­тивов и поголовье домашнего скота, и всем нужны пастбища. Отсюда и дефицит угодий для выпаса животных. Народы без земли не идут на земли без на­рода – это не выгодно.

Кроме того, Правительство РК ведет политику переселения трудовых ресурсов из южных регионов в северные, что вы­звано снижением количества населения в четырех областях страны — Павлодарской, Вос­точно-Казахстанской, Костанай­ской и Северо-Казахстанской. Из трудонасыщенных областей, где идет переизбыток населе­ния, планируется переселить на север в ближайшие пять лет около 60 тысяч семей. Пока переселенцы неохотно едут в северные области. Власти на­мерены мотивировать семьи из южных регионов. По словам ви­це-министра труда и социальной защиты населения РК Биржана Нурымбетова, с целью дополни­тельной мотивации к переезду предусматривается предостав­ление переселенцам земельных участков для огородничества, коммерческих целей, сельско­хозяйственного назначения без конкурсов. Для чего намерены внести изменения в земельное законодательство. Вряд ли пере­селенцы поедут в отдаленные регионы северных областей, все хотят селиться как можно ближе к городам. Так что потребность в земельных участках не переста­нет возрастать в близлежащих к городам районах.

Гани Ермек

Статья от 27.11.2017 г.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы