Кооперация – способ разбогатеть?

Наши фермеры, хлебнув в советских колхозах и совхозах коллективного способа хозяйствования, теперь и думать не хотят о каком-либо объединении. От слова «кооператив» отмахиваются, как от большой глупости, со словами вроде «зачем мне с кем-то делиться своей и без того невеликой прибылью». А между тем, это совершенно неправильный подход – фермеры развитых стран успешны во многом благодаря своему участию в различных кооперативах. Узнаем, как и для чего это делается.

Молоко без нахлебников

Вот, например, Латвия, страна бывших колхозов и совхозов, уже вступившая в ВТО, где скоро окажемся и мы. Процесс объединения фермеров в кооперативы здесь уже начался. Происходит это потому, что вместе фермерам проще организовать сбыт своей продукции по выгодным ценам, работая напрямую с сетями супермаркетов, без посредников.

«У нас нет посредников, мы сами контролируем всю цепочку, и поэтому наши фермеры имеют большую прибыль, кооператив покупает, например, их молоко по 34 евроцента (67 тенге за литр). Хотя средняя оптовая цена по стране 24 евроцента (47,3 тенге за литр)», – рассказывает в интервью «Комсомольской правде» председатель латвийского кооператива Имант Балодыс.

Тот же кооператив занимается переработкой молочной продукции и поставляет на прилавки магазинов упакованную в фирменные кооперативные упаковки сметану, творог. Покупатели предпочитают приобретать этот местный продукт, нежели привезенный из других стран, поэтому супермаркеты стали приглашать кооперативную продукцию на свои полки и не требуют за это плату за аренду полок, как раньше. Таким образом, члены латвийского кооператива обошли ценовой сговор розничных сетей.

А ведь и у нас розничные сети диктуют производителям свои условия, супермаркеты берут не только свой процент, но и плату за «вход на территорию», за аренду полки и прочее. В результате фермеры сдают по дешевке свою продукцию на переработку или перекупщикам, у которых всё везде схвачено. Гораздо мудрее было бы объединиться в кооператив и вести такую политику, чтобы розничная сеть сама пришла на поклон кормильцу-аграрию.

Коллективные «буржуи»

В США фермерские кооперативы начали создаваться в начале ХХ века. Законом о кооперативах 1926 г. был создан отдел кооперативных услуг при МСХ для оказания поддержки и консультационных услуг фермерским кооперативам. В настоящее время эти функции выполняет Служба фермерских кооперативов МСХ. По данным этого ведомства, три из каждых пяти американских фермеров в настоящее время являются членами одного или нескольких кооперативов.

Американские сбытовые кооперативы занимаются первичным сбытом фермерской продукции, включающим ее заготовку, транспортировку на перерабатывающие и сбытовые предприятия. Они же производят переработку сельскохозяйственного сырья, заключают торговые сделки от лица фермеров, ведут оптовую торговлю, а большие кооперативы – и розничный сбыт продовольствия. Преимущественное распространение получили молочные сбытовые кооперативы, которые реализуют 78 % молока. 17 % плодоовощной продукции, а также 59 % зерновых, включая бобы и горох, реализуются также кооперативами.

 И снова придется надавить на больное место нашим родным аграриям: американские фермеры, объединившиеся в кооперативы, владеют собственными элеваторами, где сушка и хранение зерна оценивается справедливо, потому что делают для себя.

Благодаря выгоде кооперативного бизнеса, этот способ проник и в производственную сферу аграрного сектора. 21 кооперативное объединение по переработке продовольственного сырья вошло в перечень ста ведущих компаний пищевой индустрии США. Молочные кооперативные фабрики выпускают 87 % всего реализуемого в стране сухого молока. Уже с начала восьмидесятых годов кооперативам принадлежало около семисот заводов. Из них 242 осуществляли только посреднические функции по заготовке и перепогрузке молока для последующей реализации, 174 – производили сыр, 122 завода производили сухие продукты из молока, 95 – масло, 123 – специализировались на розливе молока.

Фермеры США объединяются не только в сбытовые кооперативы, но и в снабженческие, обеспечивающие фермерские хозяйства средствами производства и услугами. Сюда входят оптовые закупки семян, химикатов, горючего и ветеринарных препаратов, изготовление комбикормов, контроль качества кормовых ингредиентов, доставка кормов на фермы, ремонт техники и оборудования, доставка запасных частей. Большие региональные снабженческие кооперативы имеют несколько комбикормовых заводов со складами. Они обладают парком трейлеров, тракторов и грузовиков для доставки продуктов. На долю кооперативного снабжения приходится 23-27 % всего объема промышленных поставок фермерам.

Цель американских кооперативов – повышение доходов членов организации благодаря росту объемов сбыта и производства, действенному распределению доходов, развитие только самых подходящих для членов кооперативов видов деятельности, обеспечение кооператоров всеми необходимыми видами услуг.

Как это работает?

Кооперативы США традиционно закупают и реализуют сельхозпродукцию по одному из двух принятых методов.

Купля-продажа. По данному методу кооператив производит оплату сельхозтоваропроизводителю наличными в момент передачи товара кооперативом. Приобретенная продукция перепродается кооперативом после процедур оценки качества, сортировки, упаковки или переработки. После перепродажи кооперативом продукции на рынке, аграрий получает еще и определенный процент с выручки.

Метод «объединения». В его рамках продукция членов «объединяется» и сбывается одновременно. Все решения по сбыту продукции принимаются менеджером по объединению. Члены данного объединения делят между собой эксплуатационные расходы. К примеру, одни члены кооператива несут расходы за процедуру оценки качества товара, другие – за транспортировку товара. Объединение – это своего рода способ разделения рисков, расходов и доходов между сельхозтоваропроизводителями. После поставки продукции в «объединение» фермеру производят «авансовый платеж». После сбыта продукции членам объединения производится промежуточная оплата за вычетом эксплуатационных расходов. Итоговый платеж отражает как оставшиеся доходы от объединения, так и разницу по качеству продукции, поставленной отдельными производителями. Таким образом, фермер получает среднюю стоимость, которая, как правило, выше стоимости реализованной продукции в рамках метода купли-продажи.

Аграрные кооперативы осуществляют эффективную деятельность на рынке в интересах своих членов и решают сами, кому продавать свой товар.

Мировой опыт

Кооперативы чрезвычайно распространены в мире во всех отраслях народного хозяйства.

Годовой оборот 300 ведущих кооперативов мира составляет 1,6 трлн долларов США – и это больше, чем ВВП Канады.

В Аргентине 58 процентов электроэнергии в 2005 году в сельской местности выработали кооперативы. В Колумбии около 15% медицинских услуг страны оказывает кооператив Saludcoop. В Японии около 9 млн семейных фермерских хозяйств являются членами кооперативов и обеспечивают дополнительно 257 000 рабочих мест. В Индии около 67% потребностей домашних хозяйств в сельской местности покрываются кооперативами. В Швейцарии самая большая сеть розничной торговли принадлежит кооперативу, и самым большим работодателем является кооператив. Во Франции около 75 процентов фермеров состоят членами как минимум одного кооператива. В Бразилии 37,2% общего объема произведенной сельхозпродукции приходится на кооперативы. В Египте около 4 млн фермеров зарабатывают на жизнь благодаря членству в кооперативах. Таких впечатляющих цифр можно привести очень много.

Известный нидерландский сельскохозяйственный кооперативный банк «Рабобанк» является вторым по величине банком страны. Этот банк создан и принадлежит фермерам и обеспечивает 90% кредитных потребностей голландского сельского хо­зяйства.

В глобальном масштабе по кооперативам можно озвучить такие данные. 1 млрд человек являются членами кооперативов. Финансовые кооперативы обслуживают 857 млн человек, или 13% населения земли. Кооперативы создают около 100 млн рабочих мест. Производят около 50% мировой аграрной продукции.

Кооперативная система хозяйствования более устойчиво работает в условиях рынка. Например, по статистике, в ФРГ за четыре года сильнейшего кризиса (1991-1994 гг.) банкротство потерпели 20 тысяч различных коммерческих структур, но среди них не было ни одного кооператива.

Будем надеяться, что наши аграрии тоже скоро поймут выгоду кооперации и для начала хотя бы те же химикаты и ГСМ начнут покупать вскладчину по низким оптовым ценам. А там и совместным хранением и сбытом займутся.

О налоговых льготах для сельскохозяйственных кооперативов в Республике Казахстан читайте здесь.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы