Долгая дорога гектарных субсидий (для анализа)
В субсидирование приоритетных культур внесли некоторые изменения. Активизировать подачу заявок на инвестиционные субсидии просят сельхозпроизводителей аграрные чиновники.
Подходит к окончанию сельскохозяйственный год и период субсидирования отечественных сельхозпроизводителей. Работа почти во всех направлениях государственной поддержки исполнена, почти все суммы субсидий освоены и выданы получателям. В Костанайской области часть средств, выделенных на инвестиционные субсидии, еще не роздана. Аграрные чиновники просят поторопиться сельхозпроизводителей, купивших сельскохозяйственную технику или оборудование в течение последних двух лет, подавать заявки в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» на субсидирование.
По словам заместителя руководителя ГУ «Управление сельского хозяйства по Костанайской области» Тимура Бисимбаева (на снимке), в текущем году сельхозпроизводителям области выплачена небывалая сумма инвестиционных субсидий – 7,5 млрд тенге. И еще 5,8 млрд имеется в бюджете на эти цели.
– Тимур Калыжанович, что можете сказать об инвестиционном субсидировании?
– Мы просим аграриев побыстрее подавать заявки на инвестиционные субсидии, поскольку на сегодня имеется 5,8 млрд тенге, дополнительно выделенных из республиканского бюджета для этих целей. Сумму нужно освоить до конца 2017 года. В текущем году сумма инвестиционных субсидий составит более 13 млрд тенге. Для сравнения, в первый год ввода данного направления субсидирования в 2014-м было выдано более 811 млн тенге, в 2015 году – 356 млн тенге, в 2016-м – 2,4 млрд тенге.
Субсидируется техника и оборудование согласно Правилам субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях, утвержденным Приказом министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 01 февраля 2017 года № 48. Напомню, что cубсидированию подлежат инвестиционные проекты, введенные в эксплуатацию не позднее двух лет до года подачи заявки, то есть не ранее января 2015 года. При этом приобретение техники и оборудования в рамках инвестиционного проекта должно быть не ранее 24 месяцев до даты ввода инвестиционного проекта в эксплуатацию. Если сельскохозяйственную технику аграрий приобрел в 2015-2017 годах, то можно подавать заявки на субсидии.
Условия и нормативы субсидий оговорены в паспортах проектов, приложенных к Правилам инвестиционного субсидирования.
– В Правила субсидирования приоритетных сельскохозяйственных культур внесли ряд изменений. Исключили 2-й пункт с какой целью?
– Да, второй пункт Правил субсидирования повышения урожайности и качества продукции растениеводства, утвержденных Приказом МСХ РК от 27 января 2017 года № 29, исключили. О том, что объемы субсидий по районам устанавливаются постановлением местного исполнительного органа области. Убрали лишний пункт с целью максимального ускорения предоставления государственной услуги. Ранее, когда этот пункт действовал, районные акиматы собирали предварительные объемы на гектарные субсидии, формировали и утверждали списки заявителей, ожидали, когда все аграрии подадут заявки. На эту работу уходило время, теперь его сократили и исключили этот пункт Правил.
Сейчас кто первый подал заявку на субсидирование приоритетных культур, тот первым получил субсидии, кто последним заявил, тот последним и получит. Заявки на субсидирование поступают напрямую в отделы сельского хозяйства, они в течение 1-2 дней обязаны предоставить нам, затем аграрии получают субсидии.
– Общественников включили в согласование перечня субсидируемых культур и нормативов субсидий.
– Да, теперь при предоставлении на согласование в МСХ перечня приоритетных сельскохозяйственных культур и норм субсидий прилагаются документы, подтверждающие согласование этого перечня с Палатой предпринимателей и общественным советом области. Не вижу в этом ничего плохого.
– По субсидированию масличных культур какие изменения ввели?
– Масличные культуры у нас субсидируются только за сданные на переработку объемы. В шестой пункт внесли поправку о субсидировании масличных культур, переданных на переработку собственным перерабатывающим структурам. То есть сельхозпроизводители, имеющие собственные перерабатывающие цеха и получающие масло из своего сырья, тоже могут получать субсидии за масличные культуры. Ранее они не могли получать субсидии, не было в НПА этой оговорки. Инициатива о ней была от нашей Костанайской области, и нас услышали в Минсельхозе.
Согласно пункту 4 Правил субсидии по масличным культурам выделяются на частичное возмещение затрат, понесенных в декабре предыдущего года. Если фермер сдал на маслозавод маслосемена и ему заплатили за них в декабре текущего года, то он может подать на субсидирование данного объема масличных в следующем году. Аналогично схеме субсидирования удобрений, приобретенных в 4-м квартале прошлого года.
– Значит, документы, подтверждающие оплату переработчиков за сырье, все-таки нужны для получения субсидий?
– Да, чтобы получить субсидии за масличные культуры, нужны документы об оплате за них от маслозавода. Согласно пункту 9 Правил для получения субсидий на 1 тонну продукции сельхозпроизводители указывают в заявке сведения касательно наличия: договоров с перерабатывающим предприятием о сдаче сельскохозяйственной продукции, платежных документов, подтверждающих оплату за продукцию от перерабатывающего предприятия.
– Большинство перерабатывающих предприятий принимают масличные культуры от сельхозпроизводителей с отсрочкой платежа за них на срок от 3 до 6 месяцев. И следовательно, получение субсидий для фермера на этот срок затянется?
– Согласно правилам это так. Мы уже оплатили 265 млн тенге 34-м хозяйствам Костанайской области за масличные культуры. Если поздно им заводы оплатят, то мы все равно будем субсидировать культуры урожая 2017 года из бюджета следующего 2018-го. Никто не говорит, что если вам не оплатил переработчик, то и субсидии не получите, вы их получите, но позднее.
– Зачем-то исключили справку банка при предоставлении заявки на субсидии.
– Справка банка либо АО «Казпочта» о наличии банковского счета сельхозпроизводителя с указанием его номера действительно отменена, но мы считаем это неправильным. Реквизиты получателя субсидий в любом случае нужны, иначе мы не можем знать, куда направлять положенные аграрию суммы.
– Спасибо за интервью!
***
Очередные изменения ожидают программу развития отечественного АПК в следующем году. Грядет введение Карт индустриализации как альтернативы неэффективным государственным дотациям для сельского хозяйства. Вместо системы субсидирования власти предлагают льготное кредитование. Это более приемлемый для Правительства РК способ денежных вливаний в АПК по сравнению с безвозвратным субсидированием. Налицо постепенное отсечение аграрного производства страны от безвозмездной государственной поддержки.
Анна Боложи
Статья от 27.11.2017 г.