Для стран Центральной Азии предложили создать торгово-распределительную систему

Перспективы сотрудничества в агропромышленной сфере обсудили на Центрально-Азиатском торговом форуме в Шымкенте.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Центрально-Азиатский торговый форум в Шымкенте собрал более 500 участников. Среди них и предприниматели, и дехкане, и руководители крупных холдингов и агропромышленных гигантов, и эксперты-аналитики, и чиновники. Во время дискуссий и пленарных заседаний участники мероприятия пытались озвучить и предложить способы решения проблем, которые мешают взаимовыгодному сотрудничеству в секторе АПК, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

 «Товарооборот Казахстана со странами Центральной Азии за 2018 год вырос на 18,4% и составил 4,3 млрд долларов. Экспорт показывает ежегодный рост. Страны Центральной Азии и Казахстан экспортируют пшеницу, муку, семена подсолнечника. Мы можем стать крупнейшим производителем аграрной экспортной продукции. Необходимо создать торгово-распределительную систему, которая объединит производителей, торгово-логистические компании. Налаженная торгово-транспортная инфраструктура станет основой для дальнейшего торгово-экономического сотрудничества между странами», – сказал вице-министр торговли и интеграции РК Азамат Аскарулы.

Центрально-Азиатский торговый форум проводится девятый раз. Основным организатором является Проект Агентства США по международному развитию (USAID) по конкурентоспособности, торговле и созданию рабочих мест в Центральной Азии. Шымкент на этот раз выбран неслучайно. По мнению экспертов, здесь огромный потенциал для производителей плодоовощной продукции.

 «Сегодня Центральная Азия продолжает быть важным перекрестком, соединяя восток и запад. Где как не здесь, в Шымкенте и в целом регионе Южного Казахстана. Туркестанская область соединяет две крупнейшие экономики в Центральной Азии: Казахстана и Узбекистана. Регион создает транзитный центр для товаров со всей Центральной и Южной Азии. Только посмотрите на торговлю между Узбекистаном и Казахстаном. С 2015 по 2018 год экспорт из Узбекистана в Казахстан вырос более чем на 74%. Казахстанский экспорт в Узбекистан вырос более чем на 16%», – рассказал Посол США в Казахстане Уильям Мозер.

В перерывах между дискуссиями участники обсуждают проблемы, с которыми сталкиваются в ежедневной работе. Где-то ощущается нехватка агрономов, где-то за специалистов выдают себя начинающие огородники, где-то дорогие коммунальные услуги, а кого-то разоряют траты на минеральные удобрения. Во время пленарных заседаний эксперты из разных стран делятся своим опытом в агронауке. К примеру, представитель ЕБРР Корнелис Коулман охотно рассказывал о различиях между интенсивными садами и обычными. Он проанализировал подход к выращиванию интенсивных садов в разных странах СНГ и убеждал всех собравшихся перейти именно на такой способ выращивания яблок, слив и других фруктов.

«Экстенсивные сады – это 500 деревьев на гектаре. Требуется долгий срок до первого урожая, который принесет доход. К тому же, считаю иллюзией – иметь большой урожай и целые плоды, ведь во время сбора урожая, дерево трясут и яблоки падают на землю, поэтому такой урожай годится только на переработку. За 20 лет почти 63% фермеров перешли на интенсивное садоводство. Яблоки лучше и урожайность увеличилась почти в 2 раза, с 35 тонн до 60 тонн. В европейских садах с 3 тыс. деревьев урожайность составляет около 65 тонн», – рассказал Корнелис Коулман

Впрочем, особых проблем с урожаем у шымкентских дехкан нет. Продукцию производят, вот только зачастую реализовывать ее приходится как сырье, рассказывает аким Ерлан Айтаханов. Говорит, что городу нужны проекты по глубокой переработке сельхозпродукции, нужны новые технологии, которые позволят увеличить производительность труда и увеличить объемы. Эксперты из соседних стран с акимом Шымкента соглашаются, но настаивают на том, что открывать производства это мало, необходимо привести в порядок транспортное сообщение между странами.

«Для стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морским портам, важно комплексное решение проблем международных перевозок, повышение качества и сокращения срока доставки. Слабое развитие транзитной системы в регионе, их низкая интеграция между собой отрицательно влияет на международную торговлю, сдерживает транзит и грузопотоки. Транспортные издержки достигают 70-80% от стоимости продукции. Нужен транспортный коридор на основе существующих путей, совершенствование транспортной инфраструктуры», – рассказал заместитель министра сельского хозяйства Республики Узбекистан Баходир Халиков.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы