Автомобиль не роскошь…, а средство производства

Так ли это? В последнее время отечественные аграрии, коим предоставлена 70%-ная льгота по транспортному налогу на легковые автомобили, стали задумываться над этим вопросом.

Фото: ©shilin wang / pixabay.com

А все потому, что им стали приходить уведомления от налоговых органов с требованием уплатить полную стопроцентную сумму исчисленного налога на транспортные средства на второй и последующие легковые автомобили, принадлежащие хозяйству.

Налоговые органы посчитали что крестьянскому хозяйству, применяющему специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции согласно статье 697 Налогового кодекса Республики Казахстан (далее – НК РК), достаточно лишь одного легкового автомобиля для обслуживания хозяйствования. Все другие легковые автомашины, зарегистрированные на главу хозяйства, якобы не участвуют в сельскохозяйственной деятельности и транспортный налог по ним следует уплачивать в полном размере. И полетели в адрес отечественных фермеров соответствующие уведомления от налоговых служб о «недоплате» транспортного налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 700 НК РК производители сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственные кооперативы, применяющие специальный налоговый режим, вправе уменьшить на 70 процентов суммы следующих налогов, подлежащих уплате в бюджет: налога на транспортные средства – по объектам налогообложения, используемым при осуществлении деятельности, указанной в пункте 2 статьи 698 НК РК. Согласно пункту 2 статьи 698 НК РК специальный налоговый режим распространяется на деятельность производителей сельскохозяйственной продукции по производству сельскохозяйственной продукции (за исключением подакцизной), переработке и реализации указанной продукции собственного производства. Казалось бы, все автомобили хозяйства участвуют в деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и реализации и имеют в этой связи льготу по транспортному налогу. Но, нет, некоторые налоговые службы считают, что сельхозпроизводителю достаточно лишь одного автомобиля для осуществления производственного процесса, остальные машины лишние, и не принимают участия в аграрной деятельности.

Почему ранее не возникало таких проблем? Во-первых, все мы понимаем, что времена у всех и у государства не лучшие, содержимое бюджета претерпевает проблемы, его следует пополнять всеми способами. А на войне, как известно, все средства хороши. Вот соответствующий орган государственных доходов и старается. Во-вторых, в тексте статьи 700 нового налогового кодекса, который начал действовать с января 2018 года, есть фраза «вправе уменьшить на 70 процентов суммы следующих налогов, подлежащих уплате в бюджет: налога на транспортные средства- по объектам налогообложения, используемым при осуществлении деятельности, указанной в пункте 2 статьи 698». В старом действовавшем до начала 2018 года налоговом кодексе эта же статья звучала иначе – «подлежащие уплате в бюджет суммы налога на транспортные средства, исчисленные в общеустановленном порядке, подлежат уменьшению на 70 процентов» (пункт 1 статьи 451 Налогового кодекса от 10 декабря 2008 года № 99-IV). Именно дополнительная фраза в новом налоговом кодексе «по объектам налогообложения, используемым при осуществлении деятельности» позволяет налоговикам считать, что есть у фермера и объекты, не используемые при осуществлении деятельности, не обязательно на все машины применять налоговую льготу. В старом же кодексе не было никаких уточнений по транспортному налогу.

Если аграриям пришло вышеописанное уведомление по транспортному налогу на многообъемные и иные автомобили, то следует дать ответ на него с пояснением, что указанные в уведомлении легковые автомобили непосредственно участвуют в процессе производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, описать какие работы осуществляет автомобиль. Доставка оборотных средств из городов и населенных пунктов, объезд полей специалистами, агрономами в период вегетации для наблюдения за растениями, привоз наемных специалистов из городов (программисты, инженеры, техники и прочие), и так далее и все прочие работы осуществляет автомобиль. Кроме того, все автомобили должны состоять на балансе хозяйства, что должно быть отражено и в налоговой учетной политике организации.

Также на запрос сетевого издания «АгроИнфо» был дан официальный ответ от Комитета государственных доходов КГД-07-1-17/ЗТ-Б-3891 ОТ 21.10.2020. В котором Комитет признает право производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов, применяющих специальный налоговый режим в соотвествии с пунктом 2 статьи 697 Налогового кодекса, уменьшить на 70 процентов сумму налога на транспортные средства, подлежащую уплате в бюджет. При этом отмечают, что аналогичной позиции придерживается уполномоченный орган в области налоговой политики, в том числе, по предоставлению налоговых льгот и преференций – Министерство национальной экономики Республики Казахстан.

Гани Ермек

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы