•  

    Рубрика: Законодательство |  Просмотры - 2 400

    Производство органической продукции в Казахстане

    Отечественные фермеры, желающие выращивать органик-продукцию, должны соблюдать законодательство в данной об­ласти. Подробнее обо всех регламентированных условиях и тре­бованиях читайте ниже.

    С середины 2016 года в стране действует закон о производстве органической продукции (далее – Закон), определяющий право­вые, экономические, организа­ционные основы производства органической продукции. Про­изводители органической про­дукции и лица, осуществляющие ее оборот, обязаны обеспечи­вать безопасность производства такой продукции и соблюдать законодательство РК в области производства органической про­дукции.

    organicheskaya-produkciya

    Условия перехода к производству органической продукции

    Согласно статье 10 Закона пе­реход к производству органиче­ской продукции осуществляется в соответствии с Правилами производства и оборота ор­ганической продукции (далее – Правила).

    При переходе к производству органической продукции долж­ны соблюдаться следующие условия:

    1) производителем органи­ческой продукции заключается договор с органом по подтверж­дению соответствия на проведе­ние процедуры подтверждения соответствия производства ор­ганической продукции;

    2) в течение переходного пе­риода соблюдаются требования к производству органической продукции, установленные Пра­вилами;

    3) производство органической продукции осуществляется от­дельно от производства продук­ции, не относящейся к органиче­ской продукции, в соответствии с Правилами;

    4) продукцию разрешается реализовывать и маркировать как «переходную органическую продукцию».

    В соответствии с пунктами 9-11 Правил продолжительность перехода земельных участков от производства продукции, не относящейся к органической продукции, к производству орга­нической продукции, составляет:

    для посевных площадей – не менее одного года, предшеству­ющего посеву;

    для пастбищ – не менее шести месяцев с начала переходного периода;

    для многолетних культур (кро­ме кормовых растений) – не ме­нее одного года до сбора первого урожая органических продуктов.

    Продолжительность переход­ного периода в животноводстве составляет:

    для получения мясной, молоч­ной продукции и продуктов пче­ловодства – шесть месяцев;

    для получения пищевой рыбы – два месяца.

    Продолжительность переход­ного периода в птицеводстве составляет:

    для получения мясной продук­ции, яиц – шесть недель.

    При этом продукция, получен­ная от молодняка после оконча­ния переходного периода, явля­ется органической продукцией.

    Условия производства органической продукции

    1. При производстве органиче­ской продукции должны соблю­даться следующие условия:

    1) использование здоровых жи­вотных и растений, безопасной продукции и сырья животного и растительного происхождения;

    2) исключение применения синтетических веществ, пестици­дов (ядохимикатов), гормонов, антибиотиков и пищевых доба­вок, за исключениями, предус­мотренными Правилами;

    3) исключение применения ге­нетически модифицированных объектов;

    4) исключение применения ме­тодов производства продукции растениеводства без использо­вания почвы;

    5) исключение применения ионизирующего излучения;

    6) сохранение и воспроизвод­ство плодородия почв;

    7) минимизация использова­ния невозобновляемых природ­ных ресурсов;

    8) исключение химических ме­тодов обработки дикорастущих растений;

    9) вторичное использование отходов и побочных продуктов растительного и животного про­исхождения возможно лишь в случае их получения в условиях органического производства;

    10) сохранение экологических систем при выборе конкретного вида органической продукции для производства;

    11) защита растений с помощью превентивных мер, включающих выбор соответствующих севоо­боротов, видов и сортов расте­ний, устойчивых к вредителям, сорнякам и болезням растений;

    12) предпочтительное при­менение механических, биоло­гических и физических методов защиты растений от вредителей, сорняков и болезней растений;

    13) забота о здоровье живот­ных путем обеспечения соответ­ствующих помещений и условий выпаса, учета их естественного поведения, стимулирования естественного иммунитета;

    14) выбор адаптированных к местным условиям устойчивых видов, сортов растений и пород животных;

    15) применение в животновод­стве кормов и кормовых добавок, состоящих из ингредиентов, по­лученных в результате производ­ства органической продукции, а также из веществ природного происхождения.

    В Правилах детально описаны условия и требования орга­нического растениеводства, животноводства, птицеводства, пчеловодства и переработки ор­ганической продукции.

    ***

    Кроме Правил, регламентиро­ван Законом список разрешен­ных средств, применяемых при производстве органической про­дукции. В нем перечислены на­звания или описание удобрений, СЗР, кормов, добавок и прочих веществ, допущенных к исполь­зованию в органическом зем­леделии. Утверждены приказом МСХ и Правила ведения реестра производителей органической продукции.

    В Кодекс об административных нарушениях введена админи­стративная ответственность за нарушение законодательства РК в области производства органи­ческой продукции.

    Подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется на соответствие Закону, Правилам, а также действующим стандар­там. Результатом подтверждения соответствия производства ор­ганической продукции является сертификат соответствия.


    Покупатель органик-продукта

    Швейцарская компания «GRANOSA AG» является постоянным покупателем ор­ганической продукции. Приобретают масличный лен, гречиху, просо, горчицу и пшеницу. Директор по закупкам в странах Восточной Европы и Азии компании «GRANOSA» Дмитрий Сиденко поведал о тонкостях рынка органической продукции.

    Granosa логотип

    «Цена на органическую сельхозпро­дукцию складывается из рыночной цены обычного продукта плюс органическая премия», – рассказывает Дмитрий Ев­геньевич. – Эта премия, или надбавка, варьирует в зависимости от культуры от 10-15% до 50-60% к рыночной стоимости. Допустим, сейчас обычный масличный лен на европейском складе стоит 360-370 евро за 1 тонну, а органический лен – 550-600 евро. Так сложилась конъюнктура рынка органической продукции сегодня, но нельзя сказать, что это стабильные цифры, – продолжает руководитель.

    - Как часто и, скажем, с какой ампли­тудой колеблется стоимость органи­ческих продуктов?

    kolos-pole-pshenica- Когда на органик-рынке перепроиз­водство какой-то культуры, то цены на нее снижаются аналогично с общепри­знанным рынком. Бывают случаи, когда органическая культура стоит так же, как неорганическая. Высокое предложение органической культуры, когда нет не­обходимости в таком ее количестве, за­ставляет рынок продавать продукт без органической премии. Органический рынок намного меньше мирового рынка. Если на обычном рынке торгуют миллио­нами тонн, то на органическом речь идет о десятках тысяч тонн. Отсюда и от других факторов складывается конъюнктура ор­ганического рынка.

    - Сколько сегодня в Европе стоит органическая пшеница?

    - Сегодня надбавка за органическую пшеницу высокого качества (не фуража) максимальная. В то время, когда цена на обычную пшеницу продолжает падать, цена на органическую уверенно растет. По состоянию на сегодня мы видим ор­ганическую премию на уровне + 100% по данной позиции. Если обычная пшеница сейчас стоит не более 160 евро за тонну на складе в Германии, то органическая будет стоить минимум 320 евро.

    - А другие культуры, которые вы за­купаете, сколько стоят?

    leaves- Более стабильны стоимость и наценка на органический масличный лен – от 50 до 60% сейчас органик-премия за культуру. Надбавка за органически выращенные гречиху и просо составляет 50%, тоже более или менее премия постоянна. На­ценка за органическую горчицу подвер­жена колебаниям. Поскольку спрос на нее невысокий, не показательная культура. Сейчас, например, органической белой горчицы много, еще в прошлом году ее много вырастили. И она продается без органической премии, как обычная куль­тура. А вот органической желтой горчицы практически нет, и премия за нее в теку­щем сезоне составляет 100%. В следую­щем году цены на горчицу могут быть с точностью до наоборот, за белую горчицу – 100%, а премия за желтую – 0%.

    - На каких условиях закупаете орга­нические культуры?

    - На условиях поставки DAP, то есть с доставкой на наш склад в Германии. Это очень важный момент для всех хозяйств, которые планируют выращивать органи­ческую продукцию для экспорта в страны Европы. Европейские покупатели не бу­дут оплачивать продукцию как органику до тех пор, пока она не будет перевезена в Европу и уже там будет проведена ла­бораторная экспертиза на соответствие стандартам. Потому что органика тради­ционно является очень привлекательной отраслью для мошенничества, и все опе­раторы рынка это знают.

    - С какими сертифицирующими организациями вы работаете? Есть ли какие-либо условия и требования к органам, подтверждающим соот­ветствие производству органической продукции, стандарту?

    - Работаем с украинской сертифициру­ющей организацией «Органик Стандарт». Они нас устраивают, работают сейчас в Костанайской области Казахстана, там сертифицируют многих сельхозпроизво­дителей.

    Был у нас опыт, когда мы пробовали и привозили сертификаторов из Швей­царии для двух крупных казахстанских агрохолдингов. Но проект не получился. У холдингов площадей по 100 тысяч га, а нам нужно было только 3-4 тыс. га. И аграрии не согласились участвовать в сертификации из-за 3-4% земель.

    Компания «Органик Стандарт» сертифи­цирует процесс производства органиче­ской продукции. И выдает сертификат, что все условия органического производства хозяйством соблюдены. После этого куль­туру перед покупкой мы проверяем дваж­ды. Один раз – на казахстанском складе, и второй раз, когда она поступила на наш склад. Образцы органической продукции проверяются тщательно. Если контроль пройден и подтверждено, что продук­ция соответствует стандарту Евросоюза, тогда присваивается знак – «органик». В дальнейшем эта продукция допускается к процессам переработки в Европе или Швейцарии.

    - Сколько вы закупили органических культур в Казахстане?

    - Мы начали работать с Казахстаном в 2014 году. В прошлом году мы заключили несколько контрактов на поставку орга­нической продукции, но, к сожалению, они не были исполнены. У части произ­водителей наличие пестицидов было обнаружено еще при подготовке продук­ции к отправке, у некоторых – в уже при­везенной в Германию продукции. Мы не приняли этот продукт как органический. Надеемся, что в этом году таких случаев будет меньше.

    Алтын Жумагулова

    Статья от 10.10.2016 г.

    Также читайте:

    Принципы органического земледелия, или Как стать органическим фермером?

    В.В. Лопухин: «Органическое земледелие – это здоровье нации и безопасность страны»

    Трудности и радости переработчика органической продукции

    Опубликовано 01.03.2017

    Поделиться в соц. сетях

    Опубликовать в Google Plus
    Опубликовать в Мой Мир
    Опубликовать в Одноклассники

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    * Copy This Password *

    * Type Or Paste Password Here *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

    • Курсы валют

      Курсы валют в Республике Казахстан
    • Архивы

    • Опрос

      Власти РК уделяют особое внимание созданию животноводческих кооперативов – большие субсидии и дотации, льготное финансирование. К чему, на ваш взгляд, приведет тотальная кооперация ЛПХ в стране?

      Показать результаты

      Loading ... Loading ...
    • Комментарии

    • Калькулятор валют

    • Погода

      Костанай
      27°
      24°
      Пт
      25°
      Сб
      23°
      Вс
      26°
      Пн
      27°
      Вт
     
  •   Копирование материалов допускается исключительно с письменного разрешения редакции и при условии ссылки (если это печатные издания), гиперссылки (для интернет-изданий) на agroinfo.kz  
     
    Агро каталог Яндекс.Метрика
     
     
      Распространяется на территории Республики Казахстан Размещение рекламы 8 (7142) 39-15-12, 54-39-39  
    ArabicEnglishFrenchGermanItalianKazakhPortugueseRussianSpanishUkrainian