Почему главная житница страны страдает от дорогого дизтоплива

Продавцы ГСМ подняли вопрос, о котором сами пожалели.

 

Минсельхоз, Минэнерго и нефтеперерабатывающие заводы еще с начала года договорились о ценах на дизельное топливо и его объемах, отпускаемых для фермеров как в период посевной, так и в период уборочной кампании. И они придерживаются своей договоренности. Отпускная цена на литр ГСМ для сельхозтоваропроизводителей не превышает 150 тенге, однако почему-то в главной «житнице» страны — Костанайской области, дизтопливо «на выходе» торгуется по 172, 187 и 205 тенге за литр, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

На недавней встрече с вице-премьером — министром сельского хозяйства Казахстана Умирзаком Шукеевым с фермерами региона был поднят вопрос о ценах на ГСМ. Причем поднят он был самими операторами, продавцами дизтоплива для фермерских хозяйств.

Фото: ©maxmann / pixabay.com
Фото: ©maxmann / pixabay.com

Один из них сообщил, что еще в 2016 году литр солярки стоил 96 тенге, а в этом году — 172 тенге. Рост — 80%. Но это касается удешевленного топлива. Сама же доставка до Костаная ГСМ по сравнению с соседними областями на 4−5 тенге дороже. И такая цена накладывается на себестоимость, и сейчас стоимость дизельного топлива на рынке может доходить до 205 тенге за литр. Можно купить и российское дизтопливо — за 195 тенге за литр. И так как удешевленного ГСМ недостаточно, чтобы полностью закрыть потребность региона, фермеры, естественно, будут закупаться на свободном рынке.

Однако, по мнению вице-министра энергетики Болата Акчулакова, который прибыл в регион вместе с главой Минсельхоза, Минэнерго, МСХ и три НПЗ выполняют ранее достигнутые договоренности. Поэтому просьба к бизнесу — внести свою лепту.

«Сегодня НПЗ дают скидку в 30 тыс. тенге с каждой тонны топлива, которое отпускается вам напрямую с заводов. То есть если розничная цена — 170, 180 тенге или выше, а в приграничных районах доходит до 195 тенге, то нужно понимать, что фермерам с заводов ГСМ отпускается по 150 тенге за литр. Да, есть разница цены в зависимости от удаленности нефтеперерабатывающего завода, но она не столь критичная», — прокомментировал заместитель главы Минэнерго.

Он также пояснил, что Павлодарский завод только в этом месяце произведет около 50 тыс. тонн дизельного топлива. Хотя дефицит дизтоплива не будет ощущаться на рынке даже близко, потому что на начало августа государством сформирован резерв ГСМ для фермеров в размере 280 тыс. тонн.

Вице-премьер тоже не смог сдержать своего удивления. Он спросил: если Минсельхоз, Минэнерго и нефтепереработчики выполняют свои обязательства и удешевленное дизтопливо отпускается с НПЗ по 150 тенге за литр, то почему оно в Костанайской области продается по 172 тенге. Продавцы ГСМ признались, что один только железнодорожный тариф доходит до 12,2 тенге за литр дизельного топлива. Остальное, то есть — 10 тенге, их расходы и маржа.

Однако, по мнению главы МСХ, необходимо будет серьезно разобраться, кто действительно сколько берет или недоговаривает.

«Если железная дорога берет слишком большой процент за доставку ГСМ до пункта назначения, это одно. А если сами операторы и продавцы нефтепродуктов закладывают высокую маржу для себя — это другое. Выходит, что мы со своей стороны выполняем свои обязательства. А на этапе доставки или продажи, а может того и другого вместе, происходит солидная „накрутка“ стоимости каждого литра», — заметил Умирзак Шукеев.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы