Пастбищные демарши
Рационально использовать пастбищные угодья и предотвратить их деградацию стремятся казахстанские власти. Чем это может быть чревато для сельхозпроизводителей и землепользователей – читайте ниже.
С начала марта текущего года в Республике Казахстан вступил в силу Закон от 20 февраля 2017 года № 47-VI «О пастбищах» (далее – Закон), который регулирует и регламентирует общественные отношения, связанные с рациональным использованием пастбищ в нашей стране. Одновременно с Законом вышли и сопутствующие нормативно- правовые акты. Приказом МСХ РК от 24 апреля 2017 года № 173 утверждены Правила рационального использования пастбищ (далее – Правила). Приказом МСХ от 27 апреля 2017 года № 185 утверждена Методика проведения мероприятий по борьбе с деградацией и опустыниванием пастбищ. Тексты всех законодательных актов о пастбищах очень краткие, теоретические и сухие, больше похожи на централизованные директивы и установки, направленные в местные исполнительные органы власти, о проведении глобальной реформы неизвестными способами. То есть сделать надо, а как – думайте сами.
Планы по управлению пастбищами
Согласно статье 13 Закона в каждом районе, городе областного значения должны быть разработаны Планы по управлению пастбищами и их использованию (далее – План). План является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения пастбищепользователями. В соответствии со статьей 1 Закона пастбищепользователь – это физическое или юридическое лицо, обладающее правом пользования пастбищами в соответствии с Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Разрабатывать и утверждать Планы обязали местные представительные и исполнительные органы власти Закон о пастбищах и Закон РК от 20 февраля 2017 года № 48-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам использования пастбищ». Кроме того, органы МИО должны ежегодно отчитываться в МСХ РК о реализации всех мероприятий, связанных с рациональным использованием пастбищ и исполнением Планов.
План по управлению пастбищами и их использованию должен содержать:
1) схему (карту) расположения пастбищ на территории административно-территориальной единицы в разрезе категорий земель, собственников земельных участков и землепользователей на основании правоустанавливающих документов;
2) приемлемые схемы пастбищеоборотов;
3) карту с обозначением внешних и внутренних границ и площадей пастбищ, в том числе сезонных, объектов пастбищной инфраструктуры;
4) схему доступа пастбищепользователей к водоисточникам (озерам, рекам, прудам, копаням, оросительным или обводнительным каналам, трубчатым или шахтным колодцам), составленную согласно норме потребления воды;
5) схему перераспределения пастбищ для размещения поголовья сельскохозяйственных животных физических и (или) юридических лиц, у которых отсутствуют пастбища, и перемещения его на предоставляемые пастбища;
6) схему размещения поголовья сельскохозяйственных животных на отгонных пастбищах физических и (или) юридических лиц, не обеспеченных пастбищами, расположенными при городе районного значения, поселке, селе, сельском округе;
7) календарный график по использованию пастбищ, устанавливающий сезонные маршруты выпаса и передвижения сельскохозяйственных животных;
8) иные требования, необходимые для рационального использования пастбищ на соответствующей административно-территориальной единице.
Вызывают вопросы 4-7 подпункты содержания Планов. К разработке схем перераспределения пастбищ, доступа поголовья животных к водоисточникам, размещения, выпаса и передвижения поголовья на отгонных пастбищах следует подходить не спеша, досконально изучив все материалы и обследования земельных участков. При скоротечном создании Планов можно затронуть интересы землепользователей и собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения. Прежде чем вменить в обязанность землепользователей какие-либо новые меры, следует их проработать. Иначе будет, как у нас не раз бывало в сфере земельных отношений, – «телега впереди лошади». Может, именно поэтому мало Планов на сегодня разработано. Пока такие Планы утверждены и зарегистрированы в органах юстиции лишь в двух районах из всей республики. Есть План по управлению пастбищами и их использованию по Мендыкаринскому району Костанайской области на 2017- 2018 годы, и утвержден План по управлению пастбищами Жылыойского района Атырау- ской области на 2017-2018 годы. В Плане по управлению пастбищами в Мендыкаринском районе очень мало текста, зато к документу приложено множество картографических схем по каждому сельскому округу с условными обозначениями категорий земель и размещения и перегона сельскохозяйственных животных. Стрелками на картах обозначены перераспределения пастбищ, размещение и доступ поголовья на пастбищах и к водоемам.
Непродуманно и не зная броду создавать какие-либо нормативно-правовые акты нельзя. В будущем это может негативно отразиться и на владельцах скота, и на пастбищепользователях, и на растениеводах. При составлении рациональных пастбищеоборотов следует учитывать плодородие пастбищных участков, их геоботаническое и физическое состояние на сегодня, четкие границы участков и прочие моменты. Обладают ли для этого местные власти актуальными сведениями о положении пастбищных угодий?
Как закрыть дефицит?
Увеличение значения и усиление внимания к состоянию пастбищ в нашей стране связано с бесконечными жалобами жителей сел, владельцев личных подсобных хозяйств и животноводов на недостаток площадей для выпаса домашнего скота, оскудение и деградацию имеющихся пастбищ. С целью рационального использования пастбищ, устойчивого обеспечения потребности в кормах и предотвращения процессов деградации внесен ряд изменений в действующие законодательные акты. Законом РК от 20 февраля 2017 года № 48-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам использования пастбищ» введены правки не только в Земельный кодекс РК.
В статью 99 Лесного кодекса РК «Сенокошение и пастьба скота на участках государственного лесного фонда» внесено дополнение о том, что преимущественное право пользования участками государственного лесного фонда, на которых возможны сенокошение и пастьба скота, имеют физические и (или) юридические лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пастбищах. В статью 119 Водного кодекса РК введен дополнительный пункт: 1-1. Сельскохозяйственные угодья в водоохранных зонах могут быть предоставлены физическим и юридическим лицам в землепользование для сенокошения и пастьбы скота местными исполнительными органами согласно Плану по управлению пастбищами и их использованию по согласованию с бассейновыми управлениями. Даже участки особо охраняемых природных территорий в зоне ограниченной хозяйственной деятельности, на которых возможны сенокошение и пастьба скота, могут быть предоставлены в краткосрочное пользование для сенокошения и пастьбы скота.
Земли без народа и народы без земли
Но обстановка с недостатком пастбищных угодий в разных регионах Казахстана складывается по-разному. Есть районы, где пастбищные участки в избытке, поголовье сельскохозяйственных животных на них размещено с низкой плотностью и нагрузкой на 1 гектар. Это, как правило, удаленные от городов, областных и районных центров регионы. На территории близлежащих к городам районов ситуация иная. Тут востребованы земельные участки различного назначения: под ИЖС, сельскохозяйственные и пастбищные. В последнее время вокруг городов растет число животноводческих кооперативов и поголовье домашнего скота, и всем нужны пастбища. Отсюда и дефицит угодий для выпаса животных. Народы без земли не идут на земли без народа – это не выгодно.
Кроме того, Правительство РК ведет политику переселения трудовых ресурсов из южных регионов в северные, что вызвано снижением количества населения в четырех областях страны — Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Костанайской и Северо-Казахстанской. Из трудонасыщенных областей, где идет переизбыток населения, планируется переселить на север в ближайшие пять лет около 60 тысяч семей. Пока переселенцы неохотно едут в северные области. Власти намерены мотивировать семьи из южных регионов. По словам вице-министра труда и социальной защиты населения РК Биржана Нурымбетова, с целью дополнительной мотивации к переезду предусматривается предоставление переселенцам земельных участков для огородничества, коммерческих целей, сельскохозяйственного назначения без конкурсов. Для чего намерены внести изменения в земельное законодательство. Вряд ли переселенцы поедут в отдаленные регионы северных областей, все хотят селиться как можно ближе к городам. Так что потребность в земельных участках не перестанет возрастать в близлежащих к городам районах.
Гани Ермек
Статья от 27.11.2017 г.