Казахстан: Налоговые новшества – 2017
Изменения в использовании специального режима для крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, обложении НДС на импорт товаров для сельхозпроизводства, размерах минимума оборота и во многом другом ожидают налогоплательщиков в 2017 году.
С 1 января 2017 года вступила в силу большая часть налоговых изменений, введенных Законом Республики Казахстан от 30 ноября 2016 года № 26-VІ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» (далее – Закон), согласно которому в Налоговый Кодекс РК внесен ряд поправок, в том числе и для субъектов агробизнеса.
Для крестьянских хозяйств
С начала 2017 года крестьянским хозяйствам, применяющим специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств на основе уплаты единого земельного налога (далее – СНР для КФХ), разрешили-таки осуществлять один вид деятельности, не относящийся к сельскохозяйственному производству. Согласно подпункту 2 пункта 1-1 статьи 439 Налогового кодекса РК (далее – НК РК), СНР для КФХ применяют крестьянские или фермерские хозяйства при одновременном соответствии следующим условиям:
…
2) осуществляют исключительно виды деятельности, на которые распространяется данный специальный налоговый режим, а также реализацию активов, ранее использованных в указанной деятельности крестьянским или фермерским хозяйством.
Таким образом, крестьянские хозяйства теперь вправе продавать свои бывшие в употреблении основные средства (техника, транспорт, здания, сооружения, строения и прочие) без потери права применения СНР для КФХ. Другие виды деятельности остаются под запретом для хозяйств, применяющих СНР для КФХ.
Доход от реализации активов будет являться прочим доходом крестьянского хозяйства и облагаться индивидуальным подоходным налогом по ставке 10%. Облагаемым доходом от реализации активов будет считаться разница между стоимостью реализации и балансовой стоимостью актива.
Также в пункте 1-1 статьи 439 НК РК уточнено, что крестьянские или фермерские хозяйства вправе применять СНР для КФХ, если они не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 228 настоящего Кодекса. В данном подпункте указаны плательщики НДС, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан. А если крестьянские хозяйства импортируют товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и являются плательщиками НДС на импорт в соответствии с налоговым законодательством, то они все равно вправе применять СНР для КФХ.
Для сельскохозяйственных кооперативов
Согласно пункту 1-1 статьи 448 НК РК, право применения специального налогового режима для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов (далее – СНР для СХТП) предоставляется налогоплательщикам при наличии земельных участков на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования). Но с 1 января текущего года требование настоящего пункта не распространяется на сельскохозяйственные кооперативы и налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по производству продукции пчеловодства, а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства.
Теперь, согласно Закону, сельскохозяйственные кооперативы вправе применять СНР для СХТП без регистрации земельного участка в собственности или пользовании.
Переход с одного налогового режима на другой
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 НК РК, для применения СНР для СХТП при переходе с общеустановленного порядка или иного специального налогового режима, налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения представляется уведомление о применяемом режиме налогообложения не позднее 10 декабря года, предшествующего первому году применения специального налогового режима.
При этом датой начала применения СНР для СХТП для налогоплательщиков, за исключением вновь созданных (возникших, образованных), является первое число календарного года, следующего за годом, в котором представлено уведомление о применяемом режиме налогообложения. КФХ, ИП, соответствующие условиям применения СНР для СХТП, и решившие выбрать для себя данный режим налогообложения, вправе подать уведомление о применении СНР для СХТП не позднее 10 декабря года. Но применять спецрежим могут только со следующего календарного года.
Так, если крестьянское хозяйство в середине года перестанет соответствовать условиям применения СНР для КФХ, и вознамерится перейти на СНР для СХТП, то ему придется выбрать общеустановленный режим налогообложения или специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса и доработать оставшееся время до конца года на новом режиме. И только с 1 января следующего года, КХ вправе встать на СНР для СХТП, своевременно подав уведомление в налоговый орган об изменении режима.
НДС при импорте сельскохозяйственных товаров
Статью 250 старого Налогового кодекса (от 12 июня 2001 года) Закон оставил действовать до 1 января 2022 года. Эта статья регламентирует уплату НДС на импортируемые товары методом зачета. Если любой импорт в нашей стране облагается НДС, и суммы налога перечисляются в бюджет, то статья 250 регламентирует перечень импортируемых товаров, по которым фактической уплаты НДС нет, есть метод зачета, и в декларации по НДС суммы налога проставляются одновременно и в начислении, и в зачете. Метод зачета без уплаты НДС, тем не менее, обязует налогоплательщиков соблюсти весь положенный документооборот и сдать в налоговые органы необходимые заявления и декларации.
Согласно пункту 1 статьи 250 НК РК (от 12 июня 2001 года), НДС уплачивается методом зачета налогоплательщиками по следующим товарам, помещаемым под таможенный режим выпуска товаров для свободного обращения либо под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления:
1) оборудование;
2) сельскохозяйственная техника;
3) грузовой подвижной состав автомобильного транспорта;
4) вертолеты и самолеты;
5) локомотивы железнодорожные и вагоны;
6) морские суда;
7) запасные части;
8) пестициды (ядохимикаты);
9) племенные животные всех видов и оборудование для искусственного осеменения;
10) крупный рогатый скот живой.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 250, уплата НДС методом зачета применяется в отношении следующих товаров:
1) не предназначенных для дальнейшей реализации;
2) с целью передачи в финансовый лизинг, за исключением передачи в международный финансовый лизинг;
3) запасных частей, указанных в подпункте 7) пункта 1 статьи 250, используемых в производстве сельскохозяйственной техники, включенной в перечень, установленный уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Ранее, до вступления в силу Закона, все импортируемые запасные части освобождались от фактической уплаты НДС и проходили методом зачета. Теперь уточнено, что методом зачета уплачивается НДС на импорт лишь запасных частей, используемых в производстве сельскохозяйственной техники. При этом, перечень таких запасных частей должны утвердить Минсельхоз РК, Минэкономики и бюджетного планирования. Пока этот список министерствами не утвержден.
В случае нарушения в течение пяти лет с даты выпуска товаров для свободного обращения либо для внутреннего потребления на территории Республики Казахстан требований, установленных пунктом 2 статьи 250, НДС на импортируемые товары подлежит уплате с начислением пени со срока, установленного для уплаты налога.
Законом от 30 ноября 2016 года № 26-VІ внесено еще одно изменение – теперь не являются нарушениями требований, установленных пунктом 2 статьи 250:
1) реализация мяса и мясных продуктов, полученных в результате вынужденного забоя животных, указанных в подпунктах 9) и 10) пункта 1 настоящей статьи, или убыль (падеж) таких животных в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;
2) вывоз ранее импортированных товаров в режиме реэкспорта.
Ранее отечественные сельхозпроизводители импортировали племенной скот, уплачивали НДС методом зачета, и сталкивались с такой проблемой: вынужденный забой животных после транспортировки или по каким-либо причинам. Животноводам приходилось реализовывать ранее импортированную определенную продукцию (живой скот, мясо, побочная продукция). Такая продажа уже считалась нарушением требований пункта 2 статьи 250 о не реализации импортируемых товаров и облагалась НДС.
Теперь реализация ранее импортированных, но забитых по определенным причинам животных в пределах утвержденных МСХ РК норм освобождается от обложения НДС.
Минимум оборота, освобожденного от НДС
Статья 568 НК РК претерпела хронологические изменения со вступлением в силу Закона. Согласно пункту 2 статьи 568 НК РК, превышение размера оборота по реализации в течение календарного года над установленным минимумом оборота обязывает налогоплательщика встать на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость и стать плательщиком НДС. До 1 января 2018 года минимум оборота, согласно пункту 5 статьи 568 НК РК, составляет 30 000 МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. Потом объем минимума оборота начнет снижаться следующим образом:
– с 1 января 2018 года до 1 января 2019 года минимум оборота составит 25 000-кратный размер МРП;
– с 1 января 2019 года до 1 января 2020 года минимум оборота составит 20 000-кратный МРП;
– с 1 января 2020 года минимум оборота составит 15 000-кратный МРП.
На данные изменения сельхозпроизводителям следует обратить внимание, поскольку превышение оборота по реализации над минимумом оборота чревато постановкой на учет по НДС, а для крестьянских хозяйств еще и потерей права применения СНР для КФХ.
Жанна Батабаева
Статья от 23.01.2017 г.