Что изменилось в законе о регулировании предпринимательской деятельности?

Нурсултан Назарбаев подписал поправки по совершенствованию регулирования казахстанского предпринимательства.

24 мая Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал поправки по совершенствованию регулирования казахстанского предпринимательства «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности», подчеркнув особую значимость подписываемого закона, сообщает пресс-служба НПП РК «Атамекен».

Стоит отметить, что НПП РК «Атамекен» принял в разработке непосредственное участие. Рассмотрим какие предложения НПП учтены.

Фото: ©Free-Photos / pixabay.com
Фото: ©Free-Photos / pixabay.com

Дерегулирование бизнеса

Одним из основных новшеств закона является внедрение профилактического контроля. По его итогам бизнесмену будет выдаваться предписание об устранении нарушений без наложения административного взыскания. Также предусмотрено сокращение контрольных и надзорных функций госорганов. Исключается 20 сфер контроля из 114 в связи с дублированием и отсутствием эффективности, сокращается 17 654 требований по проверке субъектов предпринимательства из 30 497.  Устранены дублирующиеся и несвязанные с рисками угрозы безопасности государству и потребителю 108 из 544 контрольных и надзорных функций госорганов.

Сокращены сроки проведения проверок по особому порядку и профконтролю с посещением субъекта предпринимателя – с 30 до 15 рабочих дней, а по внеплановым проверкам – с 30 до 10 рабочих дней.

В целом, принимаемые меры по реформированию государственного контроля и надзора позволят сократить количество проверок к 2018 году на 30 %, а к 2020 году – еще на 10 %.

Фронтальное снижение всех видов издержек для бизнеса

«Атамекеном» подготовлено 71 рекомендация по снижению издержек для бизнеса. Кроме того, с учетом предложений бизнеса и госорганов, определен предварительный перечень мер, реализация которых обеспечит снижение издержек для бизнеса, а именно:

сокращение либо снижение стоимости ряда платных услуг, оказываемых предприятиями квазигосударственного сектора;

снижение ставок отдельных налогов и обязательных платежей в бюджет (сборов);

сокращение разрыва между тарифами (ценами) для юридических лиц и населения на регулируемые коммунальные услуги;

усовершенствование процедуры выдачи технических условий для подключения к регулируемым услугам субъектов естественных монополий;

решаются проблемы в сфере земельных отношений. Будет обеспечена прозрачность процесса предоставления земельных участков, законодательно закрепляется обязанность акиматов по проведению аукционов и сроки проведения, что минимизирует коррупционные риски в данной сфере.

Реформирование информационных инструментов

Одним из значимых адмбарьеров развития предпринимательства является большое количество информационных инструментов, то есть закрепленная законодательством обязанность бизнеса по предоставлению различного рода отчетностей, справок и других сведений государственным органам и их подведомственным организациям. Проведен детальный анализ законодательства, в ходе которого выявлено большое количество дублирующихся информационных инструментов, не используемых или используемых не для целей госрегулирования.

Сформирован первичный перечень информационных инструментов, состоящий из более 1600, по которым в настоящее время ведется детальный анализ каждого из них на предмет целесообразности.

В результате с применением инструмента «гильотины» уже в 2018 году планируется снизить количество информационных инструментов на 30 % и закрепить законодательно их исчерпывающий перечень.

Улучшение позиции Казахстана в рейтинге всемирного банка «Doing Business»

Новым пакетом предусматриваются поправки по 9 индикаторам рейтинга «Doing Business» («Открытие предприятий», «Обеспечение исполнения контрактов», «Получение разрешения на строительство», «Международная торговля», «Подключение к системе электроснабжения» «Защита миноритарных инвесторов», «Разрешение неплатежеспособности», «Регистрация собственности», «Получение кредитов») предлагаются 148 поправок в 7 кодексов и 20 Законов. В целом в 6 пакете поправок предлагается реализация 12 рекомендации международных экспертов.

Ревизия на предмет выявления норм, препятствующих конкуренции

Целью ревизии является улучшение бизнес-климата в стране посредством создания благоприятных условий для развития здоровой конкуренции без рисков нанесения ущерба интересам общества и обеспечению национальной безопасности.

Проанализировано 8 кодексов, по которым выработано 36 поправок, по итогам анализа 10 законов предусмотрено 95 поправок.

Поправки направлены на:

исключение и (или) изменение норм законов и подзаконных актов, которые препятствуют появлению или развитию конкуренции;

исключение и (или) изменение норм законов, а также приводят к ущемлению прав неограниченного круга лиц (либо дополнению норм законодательства).

В настоящее время ревизия законодательства на предмет выявления норм, препятствующих конкуренции, продолжается, планируется проанализировать еще 70 законов и 1000 подзаконных актов, по итогам которой будут выработаны дополнительные поправки в законодательство.

Усиление ответственности бизнеса

«Атамекеном» совместно с МНЭ РК и другими госорганами проведена большая работа по дерегулированию бизнеса и снижению издержек, результаты которой вошли в этот законопроект. Данные меры предусмотрены с учетом рисков возможного увеличения количества нарушений со стороны предпринимателей, в том числе умышленных нарушений законодательства, снижения качества продукции.

Для исключения этих моментов проработаны предложения, предусматривающие усиление ответственности бизнеса. В чем это выразилось?

Для начала – обеспечение ответственности бизнеса через саморегулирование. Внедрение предполагает установление повышенных требований к стандартам и правилам бизнес-сообщества, введение солидарной имущественной ответственности всех членов саморегулируемой организации за недостатки одного.

Далее, развитие системы защиты прав потребителей. Для устойчивого развития страны необходимо создание системы, равно обеспечивающей интересы как государства и бизнеса, так и общества в целом.

Это также можно отразить через принцип «здоровой конкуренции и состязательности». Общеизвестно, что улучшить качество предоставляемых товаров, работ и услуг возможно через конкуренцию. В связи чем «Атамекен» предлагает создать Национальную систему рейтингов. Инструментом внедрения должна выступать система рейтингов – независимая оценка и ранжирование субъектов предпринимательской деятельности согласно мнению потребителей, официальной финансовой отчетности и налаживания принципа справедливых социально-экономических взаимоотношений.

Также, для повышения ответственности бизнеса, обеспечения принципа добросовестности НПП планирует разработать и принять Кодекс этики и делового поведения предпринимателя. В Кодексе будут закреплены нормы и обязательства предпринимателей при взаимодействии с другими субъектами предпринимательства, а также механизмы по соблюдению этих обязательств.

К примеру, при НПП будет создан Совет по этике, который будет рассматривать обращения предпринимателей на нарушения норм кодекса этики другими бизнесменами, итоги рассмотрения будут размещаться на сайте «Атамекена» и СМИ.

Следующее, это развитие альтернативных форм контроля, к примеру страхование, или аудит, а также усиление разъяснительной работы и развитие потребительского образования, как предпринимателей, так и населения.

«Главная цель вносимых изменений – это либерализация законодательства в сфере регулирования бизнеса. Законом предусматривается сокращение государственных контрольных функций почти на 30 процентов. Важная роль отводится институту профилактического контроля, который будет предупреждать правонарушения. Упорядочиваются услуги естественных монополий и квазигосударственного сектора», – прокомментировал изменения Глава государства, выразив уверенность в том, что принятие данного Закона станет новым серьезным стимулом для усиления предпринимательской деятельности в стране на благо процветания всего народа.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы