Зачем казахстанских производителей заставляют внедрять код Data Matrix
С 1 ноября производители обуви должны будут маркировать свой товар. А 1 января 2022 года планируется введение обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции.
Цель введения маркировки – отследить перемещение товара от производителя к ритейлерам, а затем к конечному потребителю. Для идентификации одного товара от другого нужен специальный код. При этом важно, чтобы код был максимально защищенным и обладал множеством преимуществ для бизнеса и потребителей, передает inbusiness.kz.
По информации комитета технического регулирования и метрологии МТИ РК, именно двумерный код Data Matrix позволяет прослеживать движение товаров на территории Казахстана. По словам пресс-секретаря комитета Розалии Аубакировой, специальный код позволяет идентифицировать один товар от другого.
“При этом важно, чтобы код был максимально защищенным и обладал множеством преимуществ для бизнеса и потребителей. Именно поэтому для маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане выбран двумерный код Data Matrix”, – отмечает Розалия Аубакирова.
Готовы к Data Matrix? Да? Нет? Тогда начали
Стоит отметить, что код Data Matrix не новое изобретение. Так, к примеру, с 1 марта 2019 года была введена обязательная маркировка меховых изделий. А с октября 2020 года такую цифровую защиту в Казахстане стали применять производства, занимающиеся табачными изделиями.
“А значит, – говорят в комитете технического регулирования и метрологии МТИ РК, – уже сейчас с помощью мобильного приложения Naqty Onim можно получить всю необходимую информацию о товаре и убедиться в его легальности”.
С 1 октября 2021 года начали работать с Data Matrix производители алкогольной продукции. Кстати, предусмотрена маркировка всей алкогольной продукции, кроме этилового спирта и виноматериалов. Также в РК завершился пилотный проект по маркировке лекарственных препаратов, реализуются пилотные проекты по товарам легкой промышленности, упакованной воды и безалкогольных напитков.
С 1 ноября это станет возможным и в отношении обуви. Здесь стоит отметить, что маркировка обуви должна была стартовать еще в июле текущего года. О чем, кстати, писал inbusiness.kz. Но позже из-за неготовности производителей дату “Х” просто перенесли. Однако начиная с 1 ноября будут запрещены производство и ввоз немаркированной обуви на территорию страны. Для распродажи остатков немаркированного товара у розничного бизнеса будет еще дополнительный год – до 1 ноября 2022 года.
Как отмечают в министерстве цифрового развития, стоимость одного кода составит 2,68 тенге. Data Matrix код может наноситься непосредственно на обувь, а также на товарный ярлык или потребительскую упаковку. Новая цифровая метка уже будет для покупателя сигналом о легальности продукции.
С 1 января 2022 года планируется введение обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции. Торговые точки будут получать уже промаркированный товар. Поэтому производители молочных изделий, в том числе и производители мороженого, активно готовятся к введению двумерного кода. Так, по словам представителей “Шин-Лайн”, поскольку компания является одним из экспортеров казахстанского мороженого в Россию и другие страны, здесь принимают меры, чтобы обеспечить выполнение правил обязательной маркировки молочной продукции, которые вступили в действие в РФ с 1 июня 2021 года.
“Для этого у нас организован комбинированный подход к проведению маркировки: часть упаковки с уже нанесенными кодами поступает от партнеров, а частично маркировка проводится на предприятии”, – рассказал inbusiness.kz руководитель категории “мороженое” компании “Шин-Лайн” Дмитрий Докин.
Стоит отметить, что в период пандемии производители мороженого оказались в той самой категории бизнеса, которая сумела выжить в период жесткого локдауна. Оно и понятно, как же в аномальную жару не побаловать себя освежающим лакомством, особенно во время вынужденного или внепланового отпуска. Люди, сидя по домам, покупали и заказывали мороженое в немалых объемах.
“Казахстанский рынок здесь вырос на 3-3,9%; в денежном выражении, в связи с тем, что есть какая-то инфляция, на 9%. И, пожалуй, мороженое чуть ли не единственный молочный продукт, который очень коррелирует с российскими цифрами. Там тоже, в отличие от всех молочных продуктов, рынок мороженого за эти полтора года рос. Рост идет и у наших соседей: в Кыргызстане, в Узбекистане”, – отмечает Дмитрий Докин.
Возможно, поэтому производитель мороженого заявляет: “…Имея свой опыт, скорее всего, в этой ситуации мы выживем, но выживут ли другие, мы не знаем”.
Не мыслью едины
Любопытно и то, что, несмотря на пилотные проекты в ряде производственных отраслей, некоторые участники рынка устав доказывать, что они не “верблюды”, приветствуют нововведения, ссылаясь на то, что на рынок под отечественными брендами часто заходят подделки, которые из-за дешевой стоимости устраивает и продавца, и покупателя.
Так, по словам главы ТОО “Натур Продукт” Эльмурата Балтабаева, их часто просят определить, зашла ли новая контрафактная продукция или это реальный товар. “В какой-то момент нам надоело доказывать, что вот это – подделки, а вот это – наша продукция. И мы ввели маркировку внутри предприятия самостоятельно”, – отмечает Балтабаев.
Отечественный производитель после ввода маркировки бутылок начал наносить код Data Matrix на коробки с продукцией, и не понимает коллег по цеху, которые просят отсрочки.
Впрочем, желающих оттянуть неизбежное, тоже можно понять. К примеру, у тех же производителей молочной продукции или мороженого масса причин для беспокойства. Так же как и в России, казахстанские производители сладкого лакомства считают, что внедрение Data Matrix нецелесообразно и весьма затратно. Дело в том, что маркировка товаров предполагает капитальные инвестиции, доступ к которым есть не у каждого субъекта предпринимательской деятельности.
Кстати пока непонятно, будут ли покрываться затраты бизнеса на реконструкцию или установку производственных линий и производственных цехов. Ведь увеличение затрат на упаковку с кодами при настройке линий и в ходе технологического процесса, очевидно.
“На больших линиях, автоматизация маркировки стоит столько же, сколько и сама линия. Почти 3 млн евро будут стоить почти вся эта автоматизация, – говорит Дмитрий Докин. – Данное нововведение увеличивает стоимость каждого мороженного от 30 до 50 тенге. Это не так страшно для дорогого товара, а вот для дешевого это очень много. Некоторые виды мороженого стоят столько”.
Когда этикетка системы взглядов отличается от этикетки других товаров Кстати, по данным Комитета статистики МНЭ РК, ссылающегося на опыт Белоруссии и России, максимальное удорожание молочной продукции после внедрения цифровой маркировки не превысит 1,76%.
Здесь стоит отметить, что ускорение процесса маркировки казахстанской продукции зависит не только от того, что страна находится в Евразийском пространстве и вынуждена играть по общим правилам. Головная боль чиновников от комитета скорее в серьезном “теневом”, или как его еще называют “сером” рынке, мешающем отечественному производителю. Так, к примеру, только на рынке “молочки”, являющемся продуктом массового спроса, теневой оборот составляет около 13%. По данным молочного союза Казахстана, 33% молочной продукции реализуется в условиях стихийной торговли, без сертификатов соответствия, без проверки на антибиотики и бактерии.
В этой связи понятно, что внедрение цифровой маркировки позволит защитить потребителя от просроченного товара, станет невозможным подделать срок годности: все сведения о товаре будут защищены кодом Data Matrix. Более того, как утверждают ведомственные чиновники, компаниям-участникам пилотных проектов для апробации на их производстве механизмов нанесения кода Data Matrix на продукцию, бесплатно предоставляется специальное оборудование.
Так, по словам управляющего директора Центра развития цифровой экономики Нуржана Баекеева, за последние 5 лет среднегодовой темп роста стоимости молочной продукции без маркировки составлял от 6 до 13%. Это, по мнению эксперта, говорит о постоянной тенденции роста, а внедрение маркировки и прослеживаемости товаров не окажет ощутимого влияния на конечную стоимость молочной продукции.
Также на портале Центра развития цифровой экономики отмечается, что маркировка молочной продукции не повлияет на налоговый режим, в котором ведется бизнес, так как не изменит основополагающие принципы налогообложения.
При маркировке молочной продукции владельцы торговых точек расходы не понесут, поскольку внедрение кода Data Matrix будет осуществляться производителями молочной продукции или упаковки. Расходы производителей на приобретение маркировочного оборудования будут зависеть от типа маркировки и специфики оборудования.
Почему все-таки код Data Matrix?
Как поясняет Комитет технического регулирования и метрологии МТИ РК, у цифрового кода Data Matrix есть ряд преимуществ. По сравнению с другими вариантами кодов идентификации – QR-код, RFID-метки, штрих-коды – Data Matrix обладает высокой степенью защиты: благодаря криптографическим методам шифрования его невозможно подделать.
Кроме того, код Data Matrix, по сравнению с другими аналогами, может содержать в себе больший объем информации. Информация для считывания может достигать более 2 килобайтов. Сведения с кода Data Matrix можно считывать даже при его повреждении до 30%.
“Также это средство идентификации товаров имеет низкую себестоимость, а значит его применение не окажет существенного влияния на стоимость маркированных товаров.
Одним из главных преимуществ кода Data Matrix является и его размер. Минимальный размер кода 0,5*0,5 см, его удобно размещать на небольших упаковках или этикетках”, – говорится в сообщении комитета.
К тому же, еще одним его преимуществом является то, что данный двумерный код применяются в Европе, США, России, Белоруссии и других странах.
Итак, планируемым эффектом маркировки казахстанской продукции является очищение рынка от фальсификата. Также предполагается, что ставя такой цифровой заслон на пути контрафактной продукции, мы тем самым защищаем свой рынок и соответственно отечественного производителя. Предполагается, что в конечном итоге маркировка позволит бизнесу повысить производительность, усовершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и в конечном счете увеличить выручку. Впрочем, оно конечно хорошо в идеале, но как это будет выглядеть в реальности, покажет время. Скорее всего, здесь многое зависит от самого товара. Ведь если с алкогольной продукцией или меховыми изделиями все очевидно и понятно, то скажем, увеличение стоимости стаканчика мороженого или брикета молока весьма неприятно для того же потребителя. Однако как говорил в свое время Билл Гейтс – “цифра в электронной форме способна рожать мысли и действия”. Соответственно не исключено, что гораздый на выдумку бизнес еще скажет свое веское слово.