В МСХ РК обсудили проблемы безопасности гидротехнических сооружений в Казахстане

В Министерстве сельского хозяйства прошел круглый стол на тему «Совершенствование деятельности по безопасности гидротехнических сооружений в Республике Казахстан».
Экономика стран Центральной Азии тесно связана с использованием трансграничных водных ресурсов. Речной сток региона почти полностью зарегулирован каскадами водохранилищ, и бассейны трансграничных рек представляют собой управляемые водохозяйственные системы. Однако гидротехнические сооружения (ГТС), регулирующие сток, были построены 30-40 лет назад. Техническое состояние водохозяйственных объектов ухудшается из года в год. Более того, ряд сооружений представляет определенную угрозу для жизнедеятельности населения, сообщает пресс-служба МСХ РК.

Однако обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в Казахстане является серьезной проблемой, возникшей из-за нерешенности комплекса правовых, финансовых и других вопросов. На сегодняшний день многие гидротехнические сооружения в стране находятся в коммунальной (49%) и частной (31%) собственности. Подавляющее их большинство эксплуатируются без реконструкции и ремонта, в значительной степени выработали свой ресурс и поэтому являются объектами повышенной опасности.
В Казахстане отсутствует специальное законодательство по обеспечению безопасности ГТС. В настоящее время основной правовой базой в этой области является Водный кодекс Республики Казахстан.

Министерством сельского хозяйства в 2008 году был подготовлен проект Закона «О безопасности гидротехнических сооружений». Правительство, с учетом рекомендаций межведомственной комиссии по законопроектной работе, приняло решение о нецелесообразности принятия отдельного закона и положения законопроекта были внесены в виде поправок в Водный кодекс, принятый в начале 2009 года.

В то же время, чрезвычайные ситуации на гидротехнических сооружениях, произошедшие в последние годы, в частности, прорыв плотины в селе Кызылагаш, размыв плотины водохранилища Кокпекты в Бухар-Жирауском районе Карагандинской области и другие показали, что положения существующего Кодекса не обеспечивают в полной мере решение как правовых, так и организационных вопросов безопасной эксплуатации ГТС, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на этих объектах.

К сведению, в качестве основного законодательного документа регулирования отношений по вопросам безопасности плотин в Российской Федерации выступает Закон о безопасности ГТС, в большинстве европейских стран обеспечение вопросов безопасности плотин осуществляется на основе специального законодательства, а в некоторых из них созданы органы, которые самостоятельно занимаются исключительно вопросами безопасности плотин. Также, отдельные самостоятельные Законы по безопасности ГТС действуют в Узбекистане – с 1999 года и Таджикистане – с 2010 года.

Сегодня назрела необходимость разработки и принятия законопроекта по безопасности гидротехнических сооружений, который позволит урегулировать правовые отношения в сфере безопасности гидротехнических сооружений, проводить работы по реконструкции существующих и строительству новых водохозяйственных объектов, привлекать инвестиции, в том числе внешние, устойчиво развивать межгосударственные отношения с сопредельными государствами по вопросам регулирования использования водных ресурсов трансграничных рек, сохранить экологическое равновесие бассейнов водных объектов.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы