Утильсбор: оппоненты в поисках компромисса

Решение о введении утилизационного сбора может быть объявлено на планируемой встрече автомобильных и сельскохозяйственных машиностроителей в Костанае 15 августа с участием Премьер-министра Аскара Мамина, передаёт портал Inbusiness.kz.

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

В ожидании запуска

Решение о введении утилизационного сбора может быть объявлено на планируемой встрече автомобильных и сельскохозяйственных машиностроителей в Костанае 15 августа с участием Премьер-министра Аскара Мамина.

Вопрос об утилизационном сборе стал главным в текущей повестке аграрных союзов. И активная позиция неравнодушных аграриев из всех регионов страны изменила планы разработчиков о быстром принятии этого решения. Вопрос стал настолько серьезным, что рассматривался государственной межведомственной комиссией, которая своим решением предоставила разработчикам два месяца для всестороннего обсуждения этой инициативы в регионах. Этот срок истекает в октябре. Мы восприняли такое решение госорганов как желание объективно разобраться и выслушать альтернативную позицию. Но у нас складывается мнение, что наши оппоненты постараются поставить точку в этом вопросе уже 15 августа.

АРВ – защитная мера от принятия необоснованных решений

Действующий порядок принятия государственными органами решений, затрагивающих интересы бизнес-сообщества, предусматривает обязательное проведение анализа предлагаемого решения на предмет его воздействия на предпринимательскую деятельность в Казахстане. Такой анализ согласно законодательству страны должен оформляться отдельным документом – анализом регуляторного воздействия (АРВ) и подлежит процедуре общественного обсуждения до утверждения предлагаемого решения.

В случае с инициативой о введении утилизационного сбора разработчики проекта соответствующего решения подготовили АРВ и объявили о проведении общественного обсуждения. Однако по неизвестным нам причинам разработчики в течение месяца несколько раз приглашали и затем отменяли общественное обсуждение накануне объявленного дня. Сельхозтоваропроизводителей, каждый раз приезжавших в столицу для участия в обсуждении, такое поведение разработчиков, мягко говоря, не радовало. В итоге, когда разработчики в очередной, третий раз объявили о проведении общественного обсуждения, отраслевые аграрные союзы предупредили их, что дата проведения обсуждения выбрана неудачно, так как сельхозтоваропроизводители приступили к подготовке и проведению уборочных работ и по этой причине не могут принять участие в обсуждении. Взамен было предложили перенести обсуждение на площадку НПП «Атамекен», у которой имеется возможность подключения аграриев из регионов посредством видео-конференц-связи.

Несмотря на это, запланированное разработчиками общественное обсуждение было проведено без участия отраслевых аграрных союзов. По итогам такого обсуждения ими был оформлен соответствующий протокол, и формально требование законодательства было соблюдено.

Немногим позже, 10 июля текущего года, при активном содействии НПП «Атамекен» все же удалось организовать инициированное аграрными союзами расширенное заседание сторонников и оппонентов утилизационного сбора. Для аргументации своей позиции аграрными союзами были подготовлены замечания и предложения, которые наряду с АРВ разработчиков планировалось рассмотреть на указанном мероприятии. Но этого не произошло. В результате мероприятие трансформировалось в обмен мнениями о мерах поддержки отечественного сельхозмашиностроения. Поэтому ссылки некоторых сторонников утилизационного сбора о полученной на этом заседании поддержке со стороны НПП «Атамекен» далеки от действительности.

Таким образом, с правовой точки зрения разработчики на сегодня имеют лишь один протокол общественного обсуждения своего АРВ, оформленный по итогам обсуждения в узком кругу без участия оппонентов в лице аграрных союзов.

Позиция комитета АПК

В дальнейшем 25 июля текущего года для определения позиции комитета АПК, который является отраслевым органом при президиуме НПП «Атамекен», было проведено заседание комитета с участием аграрных союзов, представителей сельхозмашиностроения и заинтересованных министерств. В итоге комитет АПК 11 голосами при одном воздержавшемся проголосовал против введения утилизационного сбора, включая голос председателя нашего комитета.

Теперь это официальная позиция не только четырех союзов, активно выражающих свое отношение к введению утилизационного сбора. На основании позиции комитета АПК и в порядке, установленном законодательством, нами был разработан альтернативный АРВ, который с соблюдением всех требований был направлен в уполномоченный госорган. Следует отметить, что такое право оппонентов предусмотрено действующими нормативными правовыми актами. И теперь у министра экологии на рассмотрении два официальных АРВ, и мы надеемся, что результаты нашего анализа будут учтены перед принятием им окончательного решения по утилизационному сбору.

Отдельно об АРВ

Структура АРВ в упрощенном виде предусматривает необходимость четкой формулировки проблемы, требующей решения, вариантов решений этой проблемы и их последствий, обоснование выбранного варианта решения. Разработчики формулируют проблему в необходимости защиты окружающей среды и поддержки отечественного сельхозмашиностроения. При этом используют недавно введенные нормы Экологического кодекса об утилизации. Из всех ими же сформулированных вариантов решения обозначенной проблемы они выбирают введение утилизационного сбора.

Стоит отметить, что ранее на совместном заседании аграрных союзов и экологических ассоциаций было установлено, что экологические ассоциации не обладают какой-либо информацией об ущербе, который наносит окружающей среде сельскохозяйственная техника, и не имеют отношения к инициативе о введении утилизационного сбора. То есть реальной экологической проблемы, требующей оперативного решения, не существует. Следовательно, имеется лишь недавно введенная норма Экологического кодекса, которая по умолчанию определяет, что сельхозтехника наносит вред окружающей среде и подлежит обязательной утилизации. А если так, то за утилизацию нужно платить. При этом другие более вредные для экологии отрасли экономики такой чести не удостоены. Кроме того, в протоколе проведенного заседания отмечена позиция экологических ассоциаций о недопустимости использования утилизационного сбора в качестве инструмента для поддержки развития сельхозмашиностроения.

В альтернативном АРВ аграрные союзы акцентировали внимание на более глубоких экономических и социальных последствиях для АПК решения о введении утилизационного сбора, чем это указано в АРВ разработчиков. При этом убедительно обоснована недопустимость принятия такого решения, в том числе по причине нарушения принципа о предоставлении равных прав субъектам рынка. Разработчиками введение утилизационного сбора рассматривается как защитная мера от поставщиков зарубежной сельхозтехники. Но эффективность этой меры крайне низкая, так как отечественным заводам приходится конкурировать в первую очередь с российскими и белорусскими заводами, которые, с одной стороны, предоставили нашим заводам право на сборку и реализацию в Казахстане своей техники, а с другой стороны, сами активно реализуют на территории Казахстана ту же технику через создаваемую сеть дилеров и дистрибьюторов. В любом случае снижение цен на сельхозтехнику вследствие конкуренции между зарубежными и отечественными заводами – это всегда положительно отражается на покупательской способности аграриев. И не стоит пытаться воспрепятствовать этому.

Аграрии за диалог и консолидацию

Между тем наши аграрные союзы выходят на диалог с представителями ОЮЛИП «Ассоциация казахстанского автобизнеса» (АКАБ), предлагая альтернативные варианты совместного решения проблем отечественного сельхозмашиностроения без введения утильсбора.

Инициативной группой, состоящей из Мясного союза Казахстана, Союза картофелеводов и овощеводов, Союза обрабатывающей промышленности и других, разработан и предложен нашим коллегам от сельхозмашиностроения проект протокола о выработке единой позиции касательно инструментов поддержки отечественных производителей с/х техники. Он основан на принципах диалога бизнеса, недопустимости защитных мер одним субъектам предпринимательства за счет других, защиты внутреннего рынка от серого импорта. В протоколе предусмотрены конкретные инструменты субсидирования отечественного с/х машиностроения в рамках программ поддержки АПК, повышения потребительского спроса со стороны аграриев с помощью льготных кредитов на адресное приобретение отечественной техники и многое другое, что вполне реально воплотить существующими и апробированными инструментами. Аграрии предложили принять взаимные обязательства по исполнению данного протокола.

Также протоколом предусмотрены мероприятия по очень важным вопросам законодательного регулирования сервиса с/х техники, разработки критериев к деятельности официальных дилеров на территории РК.

Данная позиция основана на понимании всех отрицательных последствий от введения утилизационного сбора и ответственности перед своими коллегами и бизнес-сообществом за недопущение непопулярных мер, которые приведут или к ухудшению финансового положения аграриев, или к повышению цен на продукты питания. И то, и другое не улучшает социальное положение в стране.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы