Транспортный коллапс на границе с Китаем. Бизнесмены РК просят отсрочки по кредитам

Казахстанские бизнесмены терпят большие убытки из-за того, что Китай значительно снизил скорость перевозки грузов, следующих в нашу страну, передает BaigeNews.kz.

Фото: пресс-служба КТЖ

“Там такая ситуация хитрая. Грузы, которые везут в Казахстан из других стран транзитом через Китай, разгружаются в китайском порту. И китайская железная дорога не спешит их принимать к себе для перевозки в Казахстан. Их обязательства возникают только, когда китайская железная дорога принимает груз. Он стоит в буферной зоне. Наша железная дорога ничего предъявить не может, так как груз еще не принят. Они могут только просить. По экспорту тоже грузы стоят, не принимаются из-за карантинных условий, еще из-за чего-то. Но самый смешной факт, что транзитные грузы, которые идут в Европу через Казахстан, проходят беспрепятственно. Все идет и никакие ограничения на них не действуют. Это несправедливо”, – сказал президент ассоциации “Масложировой союз Казахстана” Константин Невзоров.

Есть грузы, которые стоят на границе с марта.

“В основном плотно стоят с июля. Представьте, такие деньги заморожены. Если предприятие оплатило это все, оно вынуждено искать средства купить это все заново, уже имея оплаченное, но не доставленное. Не у всех есть, не все могут. И соответственно, условия совсем другие. Я не исключаю, что малый и средний бизнес может большие убытки понести, вплоть до банкротства. Это не только китайская продукция, как думают, “дешевый ширпотреб”. Это упаковочные материалы, оборудование, запасные части”, – сказал Константин Невзоров.

Тем, у кого товары в герметичной упаковке, повезло больше.

“А тот, кто завозит продукты или требует специального хранения, у них тоже вопрос есть. Плюс за это время транспортные компании предъявляют счет за хранение”, – сказал Константин Невзоров.

Однако сейчас наблюдаются улучшения на границе после того, как предприниматели обратились к Президенту и премьер-министру страны.

“Мы это донесли до руководства нашей страны, они провели переговоры. Члены ассоциации сообщают, что определенное шевеление началось. Конкретно по нашим членам ассоциации – около 48 контейнеров уже подошли к границе. Всего по ассоциации на импорт около 200 контейнеров, на экспорт – около 150. После выступления наших высокопоставленных лиц, Китай начал потихоньку двигать. Но вопрос – сколько это будет продолжаться, в каком объеме и когда мы получим все свои грузы? К сожалению, это пока неизвестно. Мы сразу поняли, что договариваться на уровне министерства, железной дороги – бесполезно”, – сказал Константин Невзоров.

В НПП “Атамекен” также поступают жалобы от бизнесменов.

“Бизнес терпит колоссальные убытки, поскольку не выполняет свои обязательства в связи с тем, что китайская сторона ограничила приемку грузов. Экспортные грузы перевозятся только железнодорожным транспортом. Это негативно сказывается на бизнесе, образуются очереди, волнения со стороны бизнеса. И бизнес просит Правительство оказать необходимую поддержку в рамках переговоров с китайской стороной. Три пункта из пяти работают в штатном режиме, два пункта (Калжат, Майкапчагай) не работают с китайской стороны. Их открытие позволило бы увеличить грузопоток между двумя странами”, – сказал управляющий директор НПП “Атамекен” Мурат Амрин.

По информации КТЖ, есть небольшие улучшения в вопросе приемки грузов китайской стороной.

“Увеличение идет на порядка 200 вагонов. Если с начала октября приемка составляла порядка 200-250 вагонов, то сейчас эта цифра порядка 400. Но, учитывая грузопоток, нужно увеличить до 800-1000 вагонов. Необходимо усилить переговорную позицию на уровне глав правительств”, – считает Мурат Амрин.

В автомобильных перевозках ситуация обстоит хуже, там приемка составляет 5-10 машин в одном пункте пропуска. Китайская сторона ограничила до минимума приемку транспортных средств. Сейчас порядка 50 транспортных средств проходит через каждый пункт пропуска. В 2019 году китайская сторона принимала ежедневно порядка 300-400 машин.

НПП поддерживает идею отсрочки выплат по кредитам для пострадавших от данной ситуации предпринимателей.

“Необходимо также рассмотреть отсрочку по налогам. Это скажется на всех импортерах и экспортерах, в том числе и на перевозчиках. Бизнес теряет большие деньги”, – добавил Мурат Амрин.

Из-за затяжного транспортного коллапса на границе с Китаем многие предприятия Казахстана несут убытки, связанные со срывом договоров на производство или поставку товаров. Это влечет не только потерю прибыль, но и штрафные санкции со стороны партнеров, а также банков из-за просрочки выплат по кредитам. По информации компаний, их убытки доходят от нескольких десятков миллионов до одного миллиарда тенге.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы