Административный барьер для покупателей бензина создан Биржевым комитетом РК

Представитель бизнес-омбудсмена по Восточно-Казахстанской области, заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей ВКО Алия Мукашева рассказала об искусственно созданном административном барьере, который не позволяет малому и среднему бизнесу приобретать нефтепродукты через биржу. Отсюда рост цен на бензин и его дефицит, локально возникающий в различных регионах Казахстана, сообщает ИА «АгроИнфо» со ссылкой на пресс-службу Палаты предпринимателей ВКО.

Фото: ©geralt / pixabay.com

Представители общественности Восточно-Казахстанской области на заседании Совета по барьерам при Департаменте Агентства по защите и развитию конкуренции по ВКО рассмотрели проблему приобретения бензина через биржу на примере обращения ТОО «Штиф». Член Совета, заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей ВКО Алия Мукашева сообщила о процессе обсуждения данного вопроса и прокомментировала итоги заседания.

В настоящее время, согласно схеме приобретения бензина, поставщик размещает на бирже некоторые объемы товара по графику торгов, причем покупателям заранее не известно количество имеющегося в продаже бензина на конкретную дату. График проведения торговых сессий утверждается Протоколом заседания подкомитета по нефтепродуктам Биржевого комитета Республики Казахстан.

Покупатель, в свою очередь, должен предоставить заявку брокеру на желаемые объемы, которые имеются, исходя из остатков объемов, выделенных от каждого поставщика, и объемов, проданных на предыдущих торгах. Брокер и покупатель за 2-3 дня до начала торгов не знают о количестве будущих торгов и видят лоты только в момент начала торгов. Но при этом гарантийное обеспечение (ГО) уже необходимо перечислить на желаемые покупателем объемы за день до начала торгов, чтобы эти средства успели поступить в ТОО «Клиринговый центр». То есть, не имея представления о том, будет ли бензин в наличии и в том объеме, который нужен покупателю, он вынужден вносить предоплату Клиринговому центру.

«Размер этого гарантийного обеспечения в июне текущего года был увеличен подкомитетом по нефтепродуктам Биржевого комитета РК с 5% до 50% от стоимости объемов заявки покупателя. После подведения итогов торгов и при условии, если покупатель выиграл какие-то объемы, поставщик должен заключить с ним договор в течение одного дня, хотя по факту это сильно зависит от наличия подписантов, которые могут находиться в отпусках, на больничном и так далее. При этом покупатель может ведь выиграть не тот объем, который он подавал в заявке, соответственно перечисленный им взнос «зависнет» в Клиринговом центре. Но если он по каким-то причинам перечислит сумму ГО хоть на 100 тенге меньше оговоренных 50%, то поставщик не отправит ему товар на отгрузку», – говорит Алия Мукашева.

Если покупатель пожелает участвовать в торгах через неделю после прошедших, в которых он не выиграл, возвращать гарантийный взнос для него будет нецелесообразно из-за сроков данной процедуры, поэтому он вынужден еще и на эти несколько дней оставить свои финансы на счетах Клирингового центра.

«Если посчитать размер суммы гарантийного обеспечения, к примеру, за 1000 тонн бензина АИ-92, то она составит более 102,5 млн тенге. При кредитовании покупателя в БВУ только для перечисления гарантийного взноса срок пользования кредитом увеличивается на 2-3 дня, а это 103 000 тенге непроизводственных затрат! Если же покупатель выиграл только часть своей заявки или не выиграл совсем, то возврат суммы гарантийного обеспечения будет происходить еще несколько дней, что также увеличивает время пользования заемными средствами», – констатирует представитель бизнес-омбудсмена по ВКО.

Алия Мукашева также сообщила, что ставка ГО на нефтепродукты никак не соотносится со ставкой ГО на газ, которая составляет всего 15%. Хотя газ и нефтепродукты отгружаются практически от тех же поставщиков, с тех же заводов, в специализированных вагонах-цистернах. Это говорит о том, что столь высокий размер ставки ГО на бензин не является отраслевой особенностью. «В таком случае, по каким причинам эта ставка столь высока?», – задают отнюдь не риторический вопрос члены Совета по барьерам. Причина жесткой привязки перечисления 50% предоплаты через Клиринговый центр именно для нефтепродуктов и отсутствия такой же привязки для газа не очень понятна и приводит к дополнительной финансовой нагрузке для бизнеса.

«Я считаю, что эта ставка «заточена» под определенных крупных игроков, ведь малому и среднему бизнесу такие расчеты не по силам. Иначе зачем подкомитет создал таким образом искусственный барьер мелким игрокам? А мы здесь удивляемся: почему цены растут, когда поставки будут? – Вот поэтому! Все оттуда идет, оказывается», – делает вывод Алия Мукашева.

По итогам обсуждений члены Совета по барьерам при ДАЗРК по ВКО пришли к однозначному мнению о том, что размер гарантийного обеспечения на бензин и механизм его оплаты являются существенным административным барьером. Снижение ставки и суммы ГО снизило бы отвлечение денег из оборота покупателя и позволило бы на эти средства закупить товар не на бирже, особенно в случае неудовлетворения заявки на покупку через биржу в периоды повышенного спроса, когда от скорости предоплаты за товар зависит заключение сделок.

«Члены Совета считают, что необходимо понизить ставку гарантийного обеспечения за нефтепродукты до 15%. А также убрать из требований к Клиринговому центру обязанность контролировать размер 50% стоимости договора между поставщиком и покупателем. Они должны ориентироваться на письма покупателя о необходимости перевода денег в произвольной сумме в адрес поставщика по номеру сделки и договора, исходя из остатков денег покупателя в Клиринговом центре. Это облегчило бы работу покупателя и самого Клирингового центра, скорость обработки платежей и скорость обработки заявок, так как всю сумму ГО можно было бы отправить одному поставщику, а не делать несколько платежей частями на разные номера сделок и договоров с несколькими поставщиками», – процитировала решение Совета по барьерам Алия Мукашева.

Данная резолюция направлена в республиканский Совет по барьерам, а кроме того было решено на месте разобраться в вопросах обеспечения прозрачности товарных рынков, в частности что касается приобретения нефтепродуктов.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы