Промассоциации выступают за отмену утильсбора: что ответили в Мининдустрии
За пять лет с момента введения утильсбора на утилизацию сдано около 157 тысяч автомобилей, вышедших из эксплуатации
Отмена утилизационного сбора, за которую выступают отдельные промышленные ассоциации, приведет к повышению стоимости легковых, грузовых автомобилей и сельхозтехники, а не к их удешевлению, считают в министерстве индустрии и инфраструктурного развития республики, сообщает Sputnik Казахстан.
Накануне СМИ писали, что крупнейшие промышленные ассоциации Казахстана просили президента Касым-Жомарта Токаева отказаться от утилизационных сборов на технику. Авторы обращения подчеркнули, что за счет этого значительно повышаются цены на автотранспорт, сельскохозяйственную, коммунальную технику, строительные материалы.
Мининдустрии считает, что распространяемая в соцсетях информация по поводу утилизационного сбора не соответствует действительности.
“Отмена утильсбора, за которую выступают отдельные “эксперты” социальных сетей, приведет к повышению стоимости легковых, грузовых автомобилей и сельхозтехники, а не к их удешевлению”, – отметили в ведомстве.
“Благодаря нормам Экологического кодекса, отечественные производители автомобилей и сельхозтехники не включают утилизационный сбор в стоимость производимых автомобилей и сельхозтехники. Государство берет эти расходы на себя. Это дает стимул обновлению техники в стране и развитию производства. Казахстанцы, покупающие технику отечественного производства, не несут дополнительных расходов при покупке отечественной техники на ее дальнейшую утилизацию. Остальные несут”, – заявили в министерстве.
Если данные нормы Экологического кодекса перестанут действовать, цены на технику вырастут. Это будет чувствительно для населения, потому что сегодня 72% проданных в Казахстане автомобилей и 89% сельскохозяйственной техники – отечественного производства. Поэтому правительство и парламент не поддержали отмену, заверили в ведомстве.
В Мининдустрии пояснили несколько спорных моментов касательно утильсбора.
“Введение утилизационного сбора направлено на организацию переработки морально и технически устаревшей техники, которой много накопилось в нашей стране. Это признанная международная практика. Утильсбор действует во всех странах Евросоюза, в США, многих других странах мира, также на территории ЕАЭС”, – говорят в ведомстве.
Для этого была проведена работа по созданию инфраструктуры для проведения утилизации автомобилей и их компонентов, запущен завод по переработке транспорта полного цикла, ведется стимулирование сектора сбора и переработки отходов.
В Казахстане отмечается развитие отрасли переработки отходов, добавили в министерстве. С момента введения утильсбора в 2016 году на утилизацию сдано 156 764 автомобиля, вышедших из эксплуатации.
В Мининдустрии разъяснили, что за 11 месяцев 2016 года было импортировано 25 тысяч автомобилей, произведено в Казахстане 10,1 тысячи автомобилей. За 11 месяцев 2020 года было импортировано почти 36 тысяч автомобилей, произведено в Казахстане 70 тысяч автомобилей. За пять лет отечественное производство выросло в семь раз, подчеркнули в ведомстве.
По данным Мининдустрии, на кабельно-проводниковую продукцию утилизационный сбор не введен. Не распространяется он и на дорожно-строительную коммунальную технику, мототехнику и сельскохозяйственную технику (кроме колесных тракторов и комбайнов).
В ответ на утверждение о создании “эксклюзивных условий” по льготам для казахстанских машиностроителей и создании фейковых проектов машиностроения в министерстве ответили, что по закону любой инвестиционный проект вправе претендовать на получение мер государственной поддержки – никаких эксклюзивных условий у машиностроительных предприятий не имеется. На сегодняшний день почти 150 предприятий заключили специальные инвестиционные контракты в разных отраслях.
В министерстве добавили, что производители автомобильной, сельскохозяйственной техники и их компонентов вместе с таким контрактом подписывают соглашение о промышленной сборке, которое налагает на машиностроителей взаимные обязательства перед правительством по локализации и развитию производства.
“В случае невыполнения соглашения предприятия лишаются льгот и обязаны вернуть все полученные государственные преференции. Это доказывают факты расторжения соглашении с АО “Азия Авто” и АО “Iveco Казахстан”, – заверили в ведомстве.
Также недостоверна распространяемая информация о льготах для отечественных производителей. Ими пользуются лишь покупатели, приобретающие технику отечественного производства через банки второго уровня и лизинговые компании.
Зачем поддерживать отечественный автопром
Правительство поддерживает отечественный автопром, потому что внедрение новых высокотехнологичных производств не просто создает новые рабочие места, но повышает компетенции казахстанских кадров, способствует накоплению ими опыта и профессионализма для будущего индустриального прорыва, заявляют в ведомстве.
“Каждое новое рабочее место в машиностроении приводит к открытию пяти рабочих мест в сопутствующих отраслях. Деньги не утекают из Казахстана, а работают в нашей стране и приносят пользу обществу. По этой же причине правительство создает комфортные условия инвесторам, которые приносят в страну инновационные технологии и свои деньги”, – объяснили в Мининдустрии.
Только за последний год производство автомобилей, сельскохозяйственной техники, а также их компонентов на территории нашей страны привлекло 294,5 миллиарда тенге иностранных инвестиций.
Так, в 2020 году в Казахстане были организованы совместные предприятия и производственные линии в области машиностроения таких транснациональных брендов, как BÜHLER, РОСТСЕЛЬМАШ, ПТЗ, LOVOL, HYUNDAI, CHEVROLET, KAMAZ, YUTONG. Ведется работа по налаживанию производства техники CLAAS, СASE NEW HOLLAND, PÖTTINGER, RENAULT.
“Этот факт говорит не только о емкости казахстанского рынка сбыта, но и об уровне наших кадров и перспективах, которые иностранные бизнесмены видят в Казахстане”, – добавили в министерстве.
Почему отечественные производители подвергаются нападкам
В Мининдустрии пояснили, что нападки на отечественных производителей усиливаются на протяжении последних пяти лет. Это связано с тем, что развитие казахстанского машиностроения создает конкуренцию на глобальном рынке и грозит определенным кругам серьезным снижением доходов.
Министерство убедительно просит общественность и СМИ не поддаваться на провокации и не распространять информацию, не соответствующую действительности.