Посевная-2020 в условиях ЧП
Впервые за свою историю казахстанские фермеры проводят весенний сев в условиях пандемии коронавируса. О проблемах и опасениях, минусах и даже плюсах сложившейся ситуации у аграриев выясняла корреспондент издания «АгроИнфо».
Проводя устный опрос сельхозпроизводителей северных регионов Казахстана о готовности к предстоящему севу, большинство интервьюиров отмечает проблему пропуска автомобилей по дорогам. Разрешения на передвижения, въезд/выезд выдают отечественным фермерам лишь на грузовые автомобили. В предпосевной период возрастает необходимость передвижения не только оборотных средств, но и самих фермеров, сотрудников, специалистов и других работников. На блокпостах создаются заторы, которые замедляют, либо вообще не осуществляют передвижения.
По словам руководителя ТОО «Восход-Агро» Целиноградского района Акмолинской области Нурлана Ахметова местные исполнительные органы не совсем готовы осуществлять свои полномочия в условиях карантина и транспортных ограничений.
«На пропускных пунктах, не дают разрешения на проезд легковым автомобилям, грузовые проходят с трудом. Наш бензовоз с дизтопливом на днях не пропускали из-за отсутствия разрешения в электронных списках пропусков. В тот же момент в штабе по обеспечению режима ЧП нас уверяют, что есть разрешение у нашего хозяйства на пропуск автомобиля с соляркой, на КПП, говорят обратное. Пока мы искали истину по телефону, прошло полдня, в результате бензовоз был вынужден вернуться на нефтебазу. Вот такая проволока создается у многих фермеров. Организованность и согласованность действий всех служб в период ЧП вызывает сомнения, создает проблемы. Блокпосты не пропускают легковые автомобили аграриев, чтобы оперативно закупить и привезти запчасти нужно отправлять за ними грузовики или нанимать «ГАЗель», – делится руководитель.
Кроме того, аграрий отмечает серьезное удорожание стоимости оборотных средств производства на фоне увеличения курса американской валюты и кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
«Кредитные средства мы уже получили, но в связи с повышением цен на все ресурсы, возникает необходимость в дополнительных финансовых вливаниях. Первоначальный расчет заемных денег, который мы делали ранее, на сегодня не покрывает затрат на приобретение оборотных средств. Дополнительные суммы кредита пока не можем получить, их еще не довели до кредитных институтов.
«Я надеюсь, что до начала ярового сева ситуация разрешится и все образуется. В самом крайнем случае, хоть я и отгоняю от себя эти мысли, но хозяйство вынуждено будет сократить посевные площади», – говорит Нурлан Казбекович.
Сетует на несовершенства пропускной системы и руководитель ТОО «СХП Беркут» Астраханского района Акмолинской области Вероника Гендик.
«Наши запросы на разрешение легковым автомобилям хозяйства передвигаться по области отклонили. Для того, чтобы съездить за запасными частями нужно передвигаться только на грузовых машинах или на «ГАЗели». В период весенних полевых работ самое дорогое – это время. Сломался агрегат, тут же оперативно надо заменить, выехать в областной центр купить и привезти запасную часть. Для чего мне нужно ехать за ней на КамАЗе, нести лишние затраты – я не понимаю, автомобиля «ГАЗель» в хозяйстве нет. Почему нельзя выдать разрешение на пропуск легкового автомобиля, нам в штабе по обеспечению режима ЧП не ответили, – говорит Вероника Владимировна.
«В целом к севу мы готовы, заранее все закупили, 20-25 апреля планируем выезжать на закрытие влаги, думаю сроки сева будут обычными, как раньше всегда сеяли, в те же сроки попытаемся уложиться. Конечно, опасения есть, как проведем посевную кампанию в условиях запретов передвижения и всей этой ситуации с коронавирусом. Также есть опасения по вопросу низкой цены на нашу продукцию, как сложится рынок осенью. Все экспортные ограничения и квотирование заставляют немного переживать за цены, стоимость всех ресурсов ведь выросла, себестоимость зерна к осени взлетит. Хотелось бы чтобы цены на зерно были достойными», – делится руководитель.
Руководитель ассоциации крестьянских хозяйств района Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области также рассказывает о проблемах пропускного режима автомобилей.
«К посевной мы готовы на 80%, продолжаем завозить необходимые оборотные средства. Вчера вышли в поля на закрытие влаги, по паровым клеткам работаем. На пропускных пунктах есть негативные моменты. Сельхозпроизводителям разрешено передвигаться лишь на грузовом автотранспорте. Хотя нашим фермерам нужно много и быстро двигаться, но в условиях режима ЧП это невозможно. Некоторые еще оформляют кредит, нужно ездить то в город, то в село, то к нотариусу, в нынешних условиях это затруднительно. Штаб по обеспечению режима ЧП не реагирует на наши просьбы, или реагирует медленно, бюрократическая волокита имеет место быть, возникают абсурдные ситуации. Какая разница грузовой автомобиль будет везти людей или легковой?
Есть опасения, что не сможем в период сева оперативно отреагировать на поломку техники в поле, что сервисные службы не приедут. Что все это приведет к срыву сроков сева, есть такие мысли и тревоги у наших фермеров», – заключает руководитель.
Костанайские фермеры пока не отмечают проблем с пропуском автомобилей по дорогам внутри области, пока разрешительной системы нет. Глава КХ «Байгул» Карасуского района Костанайской области Аскар Кошкаров говорит, что есть опасения, что и в Костанайской области могут ввести режим пропусков автомобилей.
«Конечно, не хотелось бы, все-таки надеемся, что не будет проблем с передвижением, что посевную проведем вовремя и спокойно, – говорит Аскар Байгулович. – К севу наше хозяйство почти готово, сейчас завозим дизельное топливо. Отмечаем огромный рост стоимости запасных частей и агрегатов, на 30-40% поставщики подняли цены. В дополнительном финансировании нуждается хозяйство, но если условие кредитования будет через банк, то мы не сможем участвовать, нам эти условия не подходят. В поля выйдем в обычные сроки, как земля прогреется, как почва подойдет, будет готова так и начнем сеять».
Готовится к яровому севу и глава КХ «Кошкодан» Наурзумского района Костанайской области Сергей Кошкодан.
«Есть, конечно, беспокойства по поводу проведения посевной кампании, они ежегодно есть, специфика бизнеса такова. Оборотные средства сейчас завозим, готовимся. Больших проблем и вопросов в связи с пандемией вируса пока нет. Наоборот, хочу отметить положительный момент – увеличилось предложение рабочей силы. Вахтовики, которые в России работали, теперь вернулись и по домам в сёлах сидят. Раньше была проблема повара найти, сейчас есть повара, механизаторы, водители. Огромная проблема с кадрами в текущем сезоне отпала. Сеять планируем в обычные оптимальные сроки, если земля несколько раньше подойдет, то сафлор раньше посеем, остальные культуры – как обычно», – делится фермер.
***
«Зеленый коридор» для фермеров, о котором говорил Глава государства, на деле оказался не таким уж зеленым. Коррективы в цветность вносят местные исполнительные органы. Им, конечно, не просто в такой ситуации, всем не просто. Но, сеять нужно, посев – первоочередная задача. Очень надеемся, что ситуация на пропускных пунктах на дорогах нормализуется, что местные власти наведут порядок, возьмут на особый контроль ситуацию и фермеры смогут беспрепятственно осуществлять свою главную страду сезона.
Анна Боложи