Почему в Казахстане растут цены на топливо: четыре причины

Казахстанцы возмущены из-за дефицита дизельного топлива и планомерного роста ценников на автозаправках, сообщает zakon.kz. Ситуация действительно кажется несправедливой: Казахстан – нефтедобывающая страна с огромными запасами, НПЗ только недавно завершили модернизацию, почему тогда за бензин приходится платить все больше?

Иллюстративное фото: из открытых источников

Как отмечает Greenqazaqstan.kz, на это есть несколько причин.

Нерегулируемый ценник

Чтобы разобраться во всех причинах роста цен на бензин, придется заглянуть в недавнее прошлое. До 2015 года цены на бензин в Казахстане регулировались государством, до 2016 года – на дизельное топливо. Тогда еще производство топлива в стране не перекрывало внутренний рынок, и нехватку приходилось пополнять за счет бензина из России. После перехода тенге в “свободное плаванье” перепродавать российское топливо, закупаемое в рублях, по более низким фиксированным ценам в Казахстане стало невыгодно, и ценник отпустили.

С 2018 года, после модернизации три казахстанских НПЗ производят достаточно топлива, чтобы удовлетворить потребности внутреннего рынка. Суммарный годовой объем переработки нефти на НПЗ РК вырос на 20% до 17,5 млн. тонн в год. Почему тогда ценник продолжает расти?

Нагрузка на нефтедобытчиков

Полностью отпустить цены на бензин, сделав их рыночными, государство пока все же не решается. Чтобы снять нагрузку с нефтепереработчиков и розничных сетей, ее переложили на нефтедобытчиков. Недропользователи продают сырье для переработки на внутренний рынок со значительным дисконтом – иногда скидка достигала $10 на баррель, чтобы заводы могли закупать его по сниженным ценам.

Для загрузки казахстанских НПЗ нефтяники по сниженным ценам передавали до 70% собственных объемов добычи, недополучая большие деньги. Разницу покрывали за счет продажи оставшейся части за границу по мировым рыночным ценам. Такой подход означал, что у нефтедобывающих компаний не остается средств для развития бизнеса, разведки новых месторождений, внедрения новых технологий. Все это стопорило развитие отрасли.

В 2020 году произошел новый удар – пандемия. Вся мировая экономика остановилась, потребление нефтепродуктов сократилось. Цена нефти упала до 20$ за баррель и не поднималась выше 50$, ее стали меньше закупать на внешних рынках – доходы от экспорта снизились, и казахстанским нефтедобытчикам стало еще сложнее покрывать дисконтную разницу между внешними и внутренними ценами. Это привело к росту последних.

Дисконт для соседей

При этом внутренняя цена на казахстанское топливо остается одной из самых низких в мире – по разным оценкам и рейтингам Казахстан стабильно входит в десятку стран мира с самым дешевым бензином. Изнутри это может быть не так заметно, поэтому любое повышение цены воспринимается негативно. Но соседи давно видят эту разницу и пользуются ею.

Автозаправочные станции в приграничных районах с Россией, Кыргызстаном и Узбекистаном каждый год стабильно посещают фуры из этих стран, которые загружаются дешевым казахстанским топливом. Кто-то использует Казахстан как дешевую заправочную станцию на пути транзита, например, из Узбекистана в Россию и обратно. Кто-то целенаправленно вывозит топливо на перепродажу. Экспортные ограничения, которые периодически вводят для нефтепродуктов, глобально на этот процесс не влияют.

Отсюда возник и дефицит дизельного топлива, который наблюдается в Казахстане сейчас. При месячной потребности Казахстана в 440 тыс тонн дизельного топлива в сентябре было отгружено 466 тыс. тонн. После закрытия Павлодарского НПЗ на плановый ремонт в октябре возник риск нехватки запасов дизеля.

Единый рынок нефти и нефтепродуктов ЕАЭС

Снизить интерес соседей к низким ценам на топливо можно простым способом: выровнять с ними ценники. Это совпадает и с долгосрочными планами экономической интеграции Евразийского экономического союза, куда Казахстан входит наряду с Россией, Беларусью, Арменией и Кыргызстаном.

На 2025 год запланирован переход стран-участниц ЕАЭС на единый рынок нефти и нефтепродуктов. Что это означает? В первую очередь приведение внутренних цен к мировым с учетом транспортировки и пошлины. Кстати, это требование не только ЕАЭС, но и Всемирной торговой ассоциации: заниженные цены создают неравные условия для конкуренции.

Получается, что дальнейший рост цен на топливо в Казахстане неизбежен. Это нужно и для развития нефтяной отрасли страны, и для полного обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами, и для дальнейшей интеграции Казахстана в мировую экономику.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы