Налоговые новшества – 2015
С 1 января 2015 года введено столько изменений в налоговое законодательство для фермеров и сельхозпроизводителей, что впору говорить о реформировании налогообложения аграрной сферы в нашей стране. Подробнее обо всех изменениях корреспонденту газеты «АгроИнфо» рассказал руководитель управления разъяснительной работы Департамента государственных доходов по Костанайской области Марат Ескендиров.
КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОЗЯЙСТВА
– Марат Макенович, начнём с изменений в налоговом законодательстве, касаемых крестьянских и фермерских хозяйств. Уже всем, наверное, известно, что с 1 января 2015 года специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств не вправе применять те хозяйства, площадь обрабатываемых земельных участков которых не соответствует опредёленным размерам.
Как быть теперь крестьянам, которые работают на площадях больше установленных лимитов? Что и в какие сроки они должны сделать?
– С 1 января 2015 года специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств на основе уплаты единого земельного налога применяют крестьянские или фермерские хозяйства при одновременном соответствии следующим условиям:
1) совокупная площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования) не превышает следующей предельной площади земельного участка, установленной для:
Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей – 3 500 га;
Атырауской, Мангистауской областей – 1 500 га;
Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно – Казахстанской областей – 500 га, в районах, расположенных на землях пустынных и предгорно-пустынно-степных почвенно-климатических зон (Бетпак Дала, пески возле озера Балхаш), – 1 500 га;
2) осуществляют исключительно виды деятельности, на которые распространяется данный специальный налоговый режим;
3) не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Эти изменения в Налоговый кодекс внесены от 1 января 2015 года, соответственно если крестьянское хозяйство, ранее действовавшее на основе уплаты единого земельного налога, теперь не соответствует какому-либо одному из вышеназванных условий, и с 1 января возникло условие не позволяющее применять специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств на основе уплаты единого земельного налога, то согласно пункту 3 статьи 441 Налогового кодекса республики, главы таких крестьянских хозяйств представляют уведомление о применяемом режиме налогообложения в налоговый орган в течение пяти рабочих дней с даты возникновения несоответствия (или до 12 января 2015 года) и переходят на общеустановленный порядок налогообложения, или иной специальный налоговый режим.
– Какая ответственность предусмотрена для тех хозяйств, которые не подали данное уведомление?
– Если КХ не представит указанное уведомление, то налоговый орган при установлении фак-та несоответствия условиям, установленным статьей 439 НК РК, переводит данные КХ на общеустановленный порядок.
– С 1 января 2015 года крупные крестьянские хозяйства могут начать применять специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, то есть СНР на основе упрощённой декларации или общеустановленный порядок налогообложения. Только два выхода есть у хозяйств, чьи площади землепользования превышают установленные лимиты, или ещё какой-то режим существует?
– Нет, они вправе совершать любые действия, не запрещённые законами РК, могут не только перейти на другие режимы налогообложения, но и остаться. Для того, чтобы остаться на едином земельном налоге, фермеры могут расторгнуть договоры аренды земельных участков, превышающих 3500 га, могут сняться с регистрационного учёта плательщика НДС, могут написать заявление на прекращение прочих видов деятельности.
А также можно пройти перерегистрацию и создать юридическое лицо.
– Расскажите подробнее об изменениях условий применения СНР на основе уплаты ЕЗН. Если главы крестьянских хозяйств ранее добровольно вставали на учёт по НДС (что предполагалось пунктом 2 статьи 442 Налогового кодекса) ради более высокой цены за зерно, то теперь они не могут быть плательщиками НДС?
– Для дальнейшего применения СНР на основе уплаты единого земельного налога КХ – плательщики НДС в срок до 12 января 2015 года должны представить заявление о снятии с регистрационного учёта в качестве плательщика НДС. Согласно последним изменениям налогового законодательства КХ, являющиеся плательщиками НДС, не вправе применять СНР на основе ЕЗН.
– Ранее пункт 3 статьи 442 НК РК позволял крестьянским хозяйствам – плательщикам единого земельного налога заниматься и другими видами деятельности. С определёнными условиями в части применения двух специальных налоговых режимов одним предпринимателем. Теперь этот пункт исключён. То есть плательщики единого земельного налога не смогут осуществлять иные несельскохозяйственные виды деятельности – магазины, СТО, услуги и прочее? Даже если эти виды применяются на общеустановленном режиме налогообложения?
– Да, действительно, плательщики единого земельного налога с 1 января 2015 год не вправе осуществлять иные виды деятельности, в том числе, если эти виды деятельности осуществляются на общеустановленном режиме налогообложения. Плательщики ЕЗН теперь должны вести только один вид деятельности – производство сельскохозяйственной продукции, продукции рыбоводства, переработка сельскохозяйственной продукции, продукции рыбоводства собственного производства и её реализация.
Если же главы КХ решат сохранить прочие виды деятельности, то они должны перестать быть плательщиками ЕЗН.
– Крестьянские хозяйства теперь не уплачивают плату за эмиссии в окружающую среду?
– Плательщики ЕЗН не являются плательщиками платы за эмиссии в окружающую среду с 1 января 2015 года. Теперь не нужно высчитывать суммы платы за эмиссии от передвижных источников в виде сожжённых дизельного топлива и бензина, сдавать декларации по плате за эмиссии. И не нужно плательщикам ЕЗН заключать договора на захоронение отходов с местными коммунальными предприятиями.
Эта норма не распространяется на крестьянские хозяйства, не применяющие СНР на основе уплаты ЕЗН. Такие хозяйства остаются плательщиками платы за эмиссии, как было прежде.
– Увеличены ставки единого земельного налога, с 1 января 2015 года расчёт суммы ЕЗН главам крестьянских хозяйств следует производить по новым формулам. Можете ли назвать причину этих нововведений?
– Ставки ЕЗН по пашне увеличены в 1,5 раза, по пастбищам и естественным сенокосам – в 2 раза. Ранее платежи по единому земельному налогу были минимальными, теперь решено их немного повысить. – Введено условие, что местные представительные органы могут увеличивать, но не более чем в 10 раз, ставки единого земельного налога на участки, не используемые в соответствии с действующим земельным законодательством. Если маслихат примет такое решение, каким образом до сведения налогоплательщиков дойдёт эта информация?
– Если местные представительные органы на основании предложений местных исполнительных органов повысят ставки единого земельного налога не более чем в десять раз, то управления государственных доходов доведут это решение до сведения налогоплательщиков.
Кроме того, согласно п. 8 ст. 5 Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124-3 «О частном предпринимательстве», проекты нормативно- правовых актов, затрагивающие интересы предпринимателей, подлежат обязательному опубликованию (распространению) в средствах массовой информации, включая интернет-ресурсы, до их рассмотрения в соответствующем органе или на заседании экспертного совета.
– Какие изменения вводятся для крестьянских хозяйств по налогу на имущество и по налогу на транспортные средства?
– Глава и члены крестьянского или фермерского хозяйств освобождаются от уплаты налога на транспортные средства по специализированной сельскохозяйственной технике. Причем освобождаются КХ независимо от режима налогообложения – и плательщики ЕЗН, и не плательщики.
Перечень освобождаемой от обложения налогом на транспортные средства техники теперь утверждается постановлением Правительства РК. Ранее весь перечень был приведён в статье 365 Налогового кодекса. С 1 января 2015 года такой перечень устанавливается постановлением правительства. Пока данный нормативно-правовой акт не вышел.
Также независимо от режима все крестьянские или фермерские хозяйства освобождаются от уплаты налога на имущество, за исключением тех объектов налогообложения, которые не используются непосредственно в процессе производства, хранения и переработки собственной сельскохозяйственной продукции.
– Если крестьянское хозяйство не попадает под действие СНР на основе уплаты ЕЗН, и выберет общеустановленный порядок налогообложения, то какие особенности существуют для таких хозяйств? Есть ли дополнительный вычет по фонду оплаты труда?
– Если КХ не вправе применять СНР на основе единого земельного налога и выберет общеустановленный режим, то налогоплательщик имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода на однократный размер начисленных в налоговом периоде расходов работодателя по подлежащим налогообложению доходам работников.
В Налоговом кодексе статья 183 – Доходы индивидуального предпринимателя дополнена пунктом 3, который регламентирует данную норму.
– Понятие «единый сельскохозяйственный налог» не нашло отражения в сегодняшнем кодексе о налогах? Все разговоры и доводы о введении этого нового вида налога так и остались не претворёнными, или ожидается какое-либо изменение в данном направлении?
– Такое понятие Налоговым кодексом не предусмотрено, и каких-либо изменений не ожидается.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА – СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛИ
– Условия применения специального налогового режима для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), сельских потребительских кооперативов несколько изменились. С 1 января 2015 года вновь применять этот СНР для СХТП вправе юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов и юридические лица, у которых учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим. С какого-то периода в прошлом и до 01 января 2015 года такие налогоплательщики не могли применять указанный СНР, теперь опять вернули прежнее условие, с чем это связано?
– Да, действительно, ограничение по применению СНР для СХТП по составу учредителей в соответствии с пунктом 3 статьи 448 НК РК было принято в 2009 году, но действие этих ограничений было приос- тановлено, то есть не имело законной силы. В настоящее время данное ограничение вообще отменено.
– Условия налогообложения для сельхозпроизводителей претерпели несколько изменений. Начнём с земельного налога и платы за пользование земельными участками. Согласно статье 378 НК РК, увеличены базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения. Как и на сколько?
– Ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения увеличены в 5 раз. Ставки платы за пользование земельными участками определяются в соответствии с земельным законодательством РК. При этом ставки платы устанавливаются не ниже размеров ставок земельного налога. В соответствии с пунктом 1 статьи 481 Налогового кодекса, сумма платы исчисляется на основании договоров временного возмездного землепользования.
– С 1 января снята льгота по семидесятипроцентному уменьшению земельного налога и платы за пользование земельными участками для юридических лиц – сельхозпроизводителей, действующих по СНР для СХТП. Теперь эти налогоплательщики должны уплачивать полную стоимость налога по ставкам, согласно статье 378 НК РК? Это сделано с целью сокращения доли не используемых по назначению земельных участков?
– Ранее платежи за землю были минимальные. Подъём ставок земельного налога связан с рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения.
– Земельный налог – это местный налог, поступления от него пополняют бюджет области. Ожидается ли заметный рост бюджетных поступлений в связи с увеличением ставок?
– Естественно, если увеличены ставки налога, то и приток его должен вырасти. Пока конкретные цифры назвать невозможно, поскольку новые ставки только введены. Ориентировочно через год будет возможно оценить рост бюджетных поступлений от реформирования земельного налога.
– В части корпоративного подоходного налога, какие изменения произошли для данной категории налогоплательщиков? Расскажите подробнее о дополнительных вычетах по фонду оплаты труда. В классической схеме эти вычеты уже учтены в декларации по КПН как себестоимость реализованной готовой продукции или как административные расходы, теперь же эти суммы можно повторно вычесть из доходов организации?
– Для юридических лиц – сельхозпроизводителей, применяющих общеустановленный режим налогообложения, с 2015 года есть изменение по включению на вычеты фонда оплаты труда. Уже исчисленный налогооблагаемый доход можно уменьшить на однократный размер начисленных в отчётном налоговом периоде расходов работодателя по доходам работников.
– Какие нововведения ожидают сельхозпроизводителей по социальному налогу, налогам на транспортные средства и на имущество?
– С 1 января 2015 года для сельхозпроизводителей, применяющих общеустановленный режим налогообложения, снижена ставка социального налога до 6,5%, ранее размер ставки был 11 %. Кроме того, данные налогоплательщики освобождаются от уплаты налога на транспортные средства и налога на имущество по объектам налогообложения, непосредственно используемым в процессе производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Для сельхозпроизводителей, осуществляющих деятельность по СНР для СХТП, нормы по исчислению и уплате налогов–социального, на транспортные средства, на имущество–остаются прежними.
-С чем связано девятикратное снижение ставки платы за размещение отходов сельхозпроизводства?
– Согласно пункту 6 статьи 495 НК РК, ставка платы за эмиссии в окружающую среду, а именно за размещение отходов производства и потребления составляет 0,001 МРП за 1 тонну отходов. Ранее размер ставки был 0,009 МРП. Снижение размера ставки принято с целью уменьшения налоговой нагрузки для сельхозпроизводителей.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
– В Налоговый кодекс введено новое понятие – доходы от личного подсобного хозяйства. Что это такое, какие именно это доходы? Какими документами и кто должен подтверждать этот вид доходов?
– В соответствии с подпунк- том 13-1 пункта 1 статьи 156 НК РК доходом от личного подсобного хозяйства признается доход от реализации лицом, занимающимся личным подсобным хозяйством, заготовительной организации в сфере агропромышленного комплекса следующей сельскохозяйственной продукции от личного подсобного хозяйства:
– скот крупный рогатый молочного стада живой;
– лошади и животные семейства лошадиных прочие, живые;
– верблюды и верблюдовые живые;
– овцы и козы живые;
– свиньи живые;
– домашняя птица живая;
– яйца куриные в скорлупе свежие;
– мясо скота крупного рогатого, свиней, овец, коз, лошадей и животных семейства лошадиных свежее или охлажденное;
– молоко сырое скота крупного рогатого молочного стада;
– мясо птицы домашней свежее или охлажденное;
– картофель, морковь, капуста, баклажаны, помидоры, огурцы, чеснок, лук, свёкла сахарная, яблоки, груши, айва, абрикосы, вишня, персики, сливы,
– шерсть щипаная, шкуры, кожи сырые скота крупного рогатого, животных семейства лошадиных, овец, коз.
Доход от личного подсобного хозяйства исключается из доходов, подлежащих налогообложению, при предоставлении заготовительной организации следующих документов:
1) справки о наличии личного подсобного хозяйства в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
2) подтверждения местного исполнительного органа о наличии используемых в личном подсобном хозяйстве:
– земельного участка с указанием площади;
– домашних животных с указанием количества;
– домашних птиц с указанием количества;
3) заявления на применение корректировки доходов, подлежащих налогообложению. При этом документы представляются налоговому агенту не менее одного раза в календарный год, в котором применена такая корректировка.
– Эти доходы теперь освобождены от уплаты индивидуального подоходного налога? Ранее такие доходы облагались ИПН у источника выплаты, при этом удержание и выплата налога возлагалась на покупателя мяса, молока животных или налогового агента. Теперь все покупатели могут приобретать продукцию из личных подсобных хозяйств без уплаты каких-либо налогов, или определённая категория организаций?
– Нет, не все, данная льгота применяется только одним налоговым агентом – заготовительной организацией в сфере агропромышленного комплекса, прошедшей аккредитование в местных исполнительных органах. Список аккредитованных заготовительных организаций будет размещён на интернет-ресурсах местных исполнительных органов.
Кроме того, доход от личного подсобного хозяйства не облагается ИПН за год в пределах 24-кратного минимального размера заработной платы.
– На документы, подтверждающие доход от личного подсобного хозяйства, есть ли шаблонные формы, виды, в которых они должны предоставляться заготовительным организациям?
– Формы предусмотренных документов будут установлены уполномоченным органом в сфере агропромышленного комплекса.
– Расскажите о списании сумм штрафов и пеней в соответствии со статьями 32-2 и 32-3 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Так называемая налоговая амнистия. С какого момента, и какие штрафы и пени не признаются налоговой задолженностью? Как быть тем налогоплательщикам, которые уже погасили указанные штрафы и пени?
– Статьёй 32-2 указанного закона установлено, что не признается налоговой задолженностью и не подлежит внесению в бюджет, а также подлежит списанию в порядке, установленном уполномоченным органом, сумма пеней, числящаяся в лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 1 января 2014 года и не уплаченная по состоянию на 1 октября 2014 года.
При этом сумма пеней, уплаченная по видам налогов и других обязательных платежей в бюджет в период с 1 января 2014 года по 1 октября 2014 года, подлежит зачислению в бюджет в счёт уплаты суммы пеней по таким видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, образованной до 1 января 2014 года.
Положения настоящей статьи не распространяются на налогоплательщиков:
1) соответствующих условиям статьи 623 Налогового Кодекса Республики Казахстан (крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу);
2) участвующих в разбирательствах в международном арбитраже по вопросам исполнения их налоговых обязательств;
3) осуществляющих один или несколько из следующих видов деятельности:
– недропользование;
– игорный бизнес;
– производство подакцизной продукции.
Аналогично по штрафам, в соответствии со ст. 32-3 не признается налоговой задолженностью и не подлежит внесению в бюджет, а также подлежит списанию в порядке, установленном уполномоченным органом, сумма штрафа, наложенная до 1 января 2014 года и не уплаченная по состоянию на 1 октября 2014 года, за правонарушения в области налогообложения, нарушение законодательства о пенсионном обеспечении и (или) обязательном социальном страховании в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Положения настоящей статьи не распространяются на налогоплательщиков:
1) соответствующих условиям статьи 623 Налогового Кодекса Республики Казахстан (крупные налогоплательщики подлежащие мониторингу);
2) участвующих в разбирательствах в международном арбитраже по вопросам исполнения их налоговых обязательств;
3) осуществляющих один или несколько из следующих видов деятельности: – недропользование;
– игорный бизнес;
– производство подакцизной продукции.
Работа по списанию пеней и штрафов будет производиться в соответствии с утверждённым Регламентом, который будет доведен по областям вышестоящей организацией.
Налогоплательщикам, уже оплатившим суммы пени и штрафов, возврат данных сумм не предусмотрен.
– Хотелось бы узнать о вводе в действие электронных счетов-фактур, как, где и насколько уже действует система. И о всеобщем декларировании физических лиц, на какой стадии развития сегодня эти новшества?
– С 1 июля 2014 года вступили в силу нормы в Налоговом кодексе о выписке электронных счетов-фактур. Налогоплательщики на добровольной основе могут выбрать режим электронных счетов-фактур. Такие уже есть, и система в республике начала работать.
Консультации по всем вопросам, касаемым применения электронных счетов-фактур, Вы можете получить в ходе семинаров, которые будут проведены Департаментом государственных доходов по Костанайской области в районах и городах области. Так, в городе Костанае семинар запланирован на 17 февраля 2015 года.
Что касается всеобщего декларирования граждан. В связи с принятием законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц» (далее – законопроект) в ближайшем будущем обязанность представления декларации о доходах и активах в налоговые органы коснётся каждого гражданина РК.
Хотелось бы отметить, что законопроект основан на концепции перехода ко всеобщему декларированию. Основными целями которой являются: повышение эффективной борьбы с коррупцией, снижение активности теневой экономики, а также получение полной картины фактического уровня жизни граждан.
Всеобщее декларирование планируется ввести с 2017 года, новая норма будет внедряться в несколько этапов. Первыми декларировать свои доходы и имущество в новом формате будут государственные служащие, работники государственных предприятий и национальных компаний. С 2018 года – всё население страны.
Жанна Батабаева