Налоговые новшества – 2015

Pile of golden coins isolated on whiteС 1 января 2015 года введено столько изменений в налоговое законодательство для фермеров и сельхоз­производителей, что впору говорить о реформировании налогообложения аграрной сферы в нашей стране. Под­робнее обо всех изменениях корреспонденту газеты «АгроИнфо» рассказал руководитель управления разъ­яснительной работы Департамента государственных доходов по Костанайской области Марат Ескендиров.

КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОЗЯЙСТВА

– Марат Макенович, начнём с изменений в налоговом зако­нодательстве, касаемых кре­стьянских и фермерских хо­зяйств. Уже всем, наверное, известно, что с 1 января 2015 года специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств не впра­ве применять те хозяйства, площадь обрабатываемых зе­мельных участков которых не соответствует опредёлен­ным размерам.

Как быть теперь крестья­нам, которые работают на площадях больше уста­новленных лимитов? Что и в какие сроки они должны сделать?

– С 1 января 2015 года спе­циальный налоговый режим для крестьянских или фермер­ских хозяйств на основе упла­ты единого земельного нало­га применяют крестьянские или фермерские хозяйства при одновременном соответ­ствии следующим условиям:

1) совокупная площадь зе­мельных участков сельскохо­зяйственного назначения на правах частной собственно­сти и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования) не превы­шает следующей предельной площади земельного участка, установленной для:

Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей – 3 500 га;

Атырауской, Мангистауской областей – 1 500 га;

Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно – Казахстанской областей – 500 га, в районах, расположенных на землях пустынных и пред­горно-пустынно-степных по­чвенно-климатических зон (Бетпак Дала, пески возле озе­ра Балхаш), – 1 500 га;

2) осуществляют исключи­тельно виды деятельности, на которые распространяется данный специальный налого­вый режим;

3) не являются плательщи­ками налога на добавленную стоимость.

Эти изменения в Налоговый кодекс внесены от 1 января 2015 года, соответственно если крестьянское хозяйство, ранее действовавшее на ос­нове уплаты единого земель­ного налога, теперь не соот­ветствует какому-либо одному из вышеназванных условий, и с 1 января возникло усло­вие не позволяющее приме­нять специальный налого­вый режим для крестьянских или фермерских хозяйств на основе уплаты единого зе­мельного налога, то согласно пункту 3 статьи 441 Налогового кодекса республики, главы та­ких крестьянских хозяйств представляют уведомление о применяемом режиме налого­обложения в налоговый орган в течение пяти рабочих дней с даты возникновения несоответствия (или до 12 января 2015 года) и перехо­дят на обще­установлен­ный порядок налогообло­жения, или иной специ­альный налого­вый режим.

– Какая ответ­ственность пред­усмотрена для тех хозяйств, которые не по­дали данное уведомление?

– Если КХ не представит ука­занное уведомление, то нало­говый орган при установлении фак-та несоответствия усло­виям, установленным статьей 439 НК РК, переводит данные КХ на общеустановленный порядок.

– С 1 января 2015 года круп­ные крестьянские хозяй­ства могут начать приме­нять специальный налого­вый режим для субъектов ма­лого бизнеса, то есть СНР на основе упрощённой де­кларации или общеустанов­ленный порядок налогоо­бложения. Только два выхода есть у хозяйств, чьи площа­ди землепользования превы­шают установленные лими­ты, или ещё какой-то режим существует?

– Нет, они вправе совер­шать любые действия, не за­прещённые законами РК, мо­гут не только перейти на дру­гие режимы налогообложения, но и остаться. Для того, чтобы остаться на едином земель­ном налоге, фермеры могут расторгнуть договоры аренды земельных участков, превыша­ющих 3500 га, могут сняться с регистрационного учёта пла­тельщика НДС, могут написать заявление на прекращение прочих видов деятельности.

А также можно пройти пере­регистрацию и создать юриди­ческое лицо.

– Расскажите подробнее об изменениях условий приме­нения СНР на основе уплаты ЕЗН. Если главы крестьян­ских хозяйств ранее добро­вольно вставали на учёт по НДС (что предполага­лось пунктом 2 статьи 442 Налогового кодекса) ради бо­лее высокой цены за зерно, то теперь они не могут быть плательщиками НДС?

– Для дальнейшего приме­нения СНР на основе упла­ты единого земельного на­лога КХ – плательщики НДС в срок до 12 января 2015 года должны представить заяв­ление о снятии с регистра­ционного учёта в качестве плательщика НДС. Согласно последним изменениям нало­гового законодательства КХ, являющиеся плательщика­ми НДС, не вправе применять СНР на основе ЕЗН.

– Ранее пункт 3 статьи 442 НК РК позволял крестьянским хозяйствам – плательщикам единого земельного налога заниматься и другими видами деятельности. С определён­ными условиями в части при­менения двух специальных на­логовых режимов одним пред­принимателем. Теперь этот пункт исключён. То есть пла­тельщики единого земель­ного налога не смогут осу­ществлять иные несель­скохозяйственные виды деятельности – магазины, СТО, услуги и прочее? Даже если эти виды применяются на общеустановленном режи­ме налогообложения?

– Да, действительно, пла­тельщики единого земельного налога с 1 января 2015 год не вправе осуществлять иные виды деятельности, в том числе, если эти виды деятель­ности осуществляются на об­щеустановленном режиме на­логообложения. Плательщики ЕЗН теперь должны вести только один вид деятельности – производство сельскохозяй­ственной продукции, продук­ции рыбоводства, переработка сельскохозяйственной продук­ции, продукции рыбоводства собственного производства и её реализация.

Если же главы КХ решат со­хранить прочие виды деятель­ности, то они должны пере­стать быть плательщиками ЕЗН.

Крестьянские хозяйства теперь не уплачивают пла­ту за эмиссии в окружаю­щую среду?

– Плательщики ЕЗН не являют­ся плательщи­ками платы за эмиссии в окружаю­щую среду с 1 января 2015 года. Теперь не нужно вы­считывать суммы пла­ты за эмиссии от передвижных источников в виде сожжённых дизельного то­плива и бензина, сдавать де­кларации по плате за эмис­сии. И не нужно плательщи­кам ЕЗН заключать догово­ра на захоронение отходов с местными коммунальными предприятиями.

Эта норма не распростра­няется на крестьянские хо­зяйства, не применяющие СНР на основе уплаты ЕЗН. Такие хозяйства остаются пла­тельщиками платы за эмиссии, как было прежде.

– Увеличены ставки едино­го земельного налога, с 1 ян­варя 2015 года расчёт суммы ЕЗН главам крестьянских хо­зяйств следует производить по новым формулам. Можете ли назвать причину этих нововведений?

– Ставки ЕЗН по пашне уве­личены в 1,5 раза, по пастби­щам и естественным сеноко­сам – в 2 раза. Ранее платежи по единому земельному налогу были минимальными, теперь решено их немного повысить.  – Введено условие, что местные представитель­ные органы могут увеличи­вать, но не более чем в 10 раз, ставки единого земель­ного налога на участки, не используемые в соответ­ствии с действующим зе­мельным законодатель­ством. Если маслихат при­мет такое решение, каким образом до сведения налого­плательщиков дойдёт эта информация?

– Если местные представи­тельные органы на основа­нии предложений местных ис­полнительных органов повы­сят ставки единого земель­ного налога не более чем в десять раз, то управления го­сударственных доходов дове­дут это решение до сведения налогоплательщиков.

Кроме того, согласно п. 8 ст. 5 Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124-3 «О частном предприниматель­стве», проекты нормативно- правовых актов, затрагиваю­щие интересы предпринимате­лей, подлежат обязательному опубликованию (распростра­нению) в средствах массовой информации, включая интер­нет-ресурсы, до их рассмотре­ния в соответствующем органе или на заседании экспертного совета.

– Какие изменения вводятся для крестьянских хозяйств по налогу на имущество и по налогу на транспортные средства?

– Глава и члены крестьян­ского или фермерского хо­зяйств освобождаются от уплаты налога на транспорт­ные средства по специали­зированной сельскохозяй­ственной технике. Причем освобождаются КХ независи­мо от режима налогообложе­ния – и плательщики ЕЗН, и не плательщики.

Перечень освобождаемой от обложения налогом на транс­портные средства техники теперь утверждается поста­новлением Правительства РК. Ранее весь перечень был при­ведён в статье 365 Налогового кодекса. С 1 января 2015 года такой перечень устанавлива­ется постановлением прави­тельства. Пока данный норма­тивно-правовой акт не вышел.

Также независимо от режима все крестьянские или фермер­ские хозяйства освобождают­ся от уплаты налога на иму­щество, за исключением тех объектов налогообложения, которые не используются не­посредственно в процессе про­изводства, хранения и перера­ботки собственной сельскохо­зяйственной продукции.

– Если крестьянское хо­зяйство не попадает под действие СНР на осно­ве уплаты ЕЗН, и выберет общеустановленный поря­док налогообложения, то ка­кие особенности существу­ют для таких хозяйств? Есть ли дополнительный вычет по фонду оплаты труда?

– Если КХ не вправе приме­нять СНР на основе единого земельного налога и выберет общеустановленный режим, то налогоплательщик имеет право на уменьшение налого­облагаемого дохода на одно­кратный размер начисленных в налоговом периоде расходов работодателя по подлежащим налогообложению доходам работников.

В Налоговом кодексе статья 183 – Доходы индивидуально­го предпринимателя дополне­на пунктом 3, который регла­ментирует данную норму.

– Понятие «единый сельско­хозяйственный налог» не на­шло отражения в сегодняш­нем кодексе о налогах? Все разговоры и доводы о введе­нии этого нового вида нало­га так и остались не претво­рёнными, или ожидается ка­кое-либо изменение в данном направлении?

– Такое понятие Налоговым кодексом не предусмотрено, и каких-либо изменений не ожидается.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА – СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛИ

– Условия применения спе­циального налогового ре­жима для юридических лиц – производителей сельско­хозяйственной продукции, продукции аквакультуры (ры­боводства), сельских потре­бительских кооперативов несколько изменились. С 1 янва­ря 2015 года вновь применять этот СНР для СХТП вправе юридические лица, в которых доля участия других юриди­ческих лиц составляет более 25 процентов и юридические лица, у которых учредитель одновременно является учре­дителем другого юридическо­го лица, применяющего специ­альный налоговый режим. С какого-то периода в прошлом и до 01 января 2015 года та­кие налогоплательщики не могли применять указанный СНР, теперь опять вернули прежнее условие, с чем это связано?

– Да, действительно, огра­ничение по применению СНР для СХТП по составу учреди­телей в соответствии с пунктом 3 статьи 448 НК РК было при­нято в 2009 году, но действие этих ограничений было приос- тановлено, то есть не имело законной силы. В настоящее время данное ограничение во­обще отменено.

– Условия налогообложения для сельхозпроизводителей претерпели несколько изме­нений. Начнём с земельного налога и платы за пользова­ние земельными участками. Согласно статье 378 НК РК, увеличены базовые налого­вые ставки на земли сель­скохозяйственного назна­чения. Как и на сколько?

Безымянный– Ставки земельного налога на земли сельскохозяйствен­ного назначения увеличены в 5 раз. Ставки платы за поль­зование земельными участка­ми определяются в соответ­ствии с земельным законода­тельством РК. При этом став­ки платы устанавливаются не ниже размеров ставок зе­мельного налога. В соответ­ствии с пунктом 1 статьи 481 Налогового кодекса, сумма платы исчисляется на основа­нии договоров временного воз­мездного землепользования.

– С 1 января снята льгота по семидесятипроцентному уменьшению земельного на­лога и платы за пользование земельными участками для юридических лиц – сельхоз­производителей, действую­щих по СНР для СХТП. Теперь эти налогоплательщики должны уплачивать полную стоимость налога по став­кам, согласно статье 378 НК РК? Это сделано с целью со­кращения доли не используе­мых по назначению земельных участков?

– Ранее платежи за землю были минимальные. Подъём ставок земельного налога свя­зан с рациональным использо­ванием земель сельскохозяй­ственного назначения.

– Земельный налог – это местный налог, поступления от него пополняют бюджет области. Ожидается ли за­метный рост бюджетных поступлений в связи с уве­личением ставок?

– Естественно, если увели­чены ставки налога, то и при­ток его должен вырасти. Пока конкретные цифры назвать невозможно, поскольку но­вые ставки только введены. Ориентировочно через год бу­дет возможно оценить рост бюджетных поступлений от реформирования земельного налога.

– В части корпоративного подоходного налога, какие из­менения произошли для дан­ной категории налогопла­тельщиков? Расскажите под­робнее о дополнительных вычетах по фонду оплаты труда. В классической схе­ме эти вычеты уже учтены в декларации по КПН как се­бестоимость реализованной готовой продукции или как административные расходы, теперь же эти суммы можно повторно вычесть из доходов организации?

– Для юридических лиц – сельхозпроизводителей, при­меняющих общеустановлен­ный режим налогообложения, с 2015 года есть изменение по включению на вычеты фонда оплаты труда. Уже исчислен­ный налогооблагаемый до­ход можно уменьшить на од­нократный размер начислен­ных в отчётном налоговом периоде расходов работода­теля по доходам работников.

– Какие нововведения ожи­дают сельхозпроизводите­лей по социальному налогу, налогам на транспортные средства и на имущество?

– С 1 января 2015 года для сельхозпроизводителей, при­меняющих общеустановлен­ный режим налогообложения, снижена ставка социального налога до 6,5%, ранее размер ставки был 11 %. Кроме того, данные налогоплательщи­ки освобождаются от упла­ты налога на транспортные средства и налога на имуще­ство по объектам налогообло­жения, непосредственно ис­пользуемым в процессе про­изводства, хранения и перера­ботки сельскохозяйственной продукции.

Для сельхозпроизводителей, осуществляющих деятель­ность по СНР для СХТП, нор­мы по исчислению и уплате на­логов–социального, на транс­портные средства, на имуще­ство–остаются прежними.

-С чем связано девятикрат­ное снижение ставки пла­ты за размещение отходов сельхозпроизводства?

– Согласно пункту 6 статьи 495 НК РК, ставка платы за эмиссии в окружающую среду, а именно за размещение отходов произ­водства и потребления состав­ляет 0,001 МРП за 1 тонну отхо­дов. Ранее размер ставки был 0,009 МРП. Снижение размера ставки принято с целью умень­шения налоговой нагрузки для сельхозпроизводителей.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

– В Налоговый кодекс вве­дено новое понятие – доходы от личного подсобного хозяй­ства. Что это такое, какие именно это доходы? Какими документами и кто должен подтверждать этот вид доходов?

– В соответствии с подпунк- том 13-1 пункта 1 статьи 156 НК РК доходом от личного под­собного хозяйства признает­ся доход от реализации ли­цом, занимающимся личным подсобным хозяйством, заго­товительной организации в сфере агропромышленного комплекса следующей сель­скохозяйственной продукции от личного подсобного хозяйства:

– скот крупный рогатый мо­лочного стада живой;

– лошади и животные се­мейства лошадиных прочие, живые;

– верблюды и верблюдовые живые;

– овцы и козы живые;

– свиньи живые;

– домашняя птица живая;

– яйца куриные в скорлупе свежие;

– мясо скота крупного рогато­го, свиней, овец, коз, лошадей и животных семейства лошади­ных свежее или охлажденное;

– молоко сырое скота крупно­го рогатого молочного стада;

– мясо птицы домашней све­жее или охлажденное;

– картофель, морковь, ка­пуста, баклажаны, помидо­ры, огурцы, чеснок, лук, свёк­ла сахарная, яблоки, груши, айва, абрикосы, вишня, перси­ки, сливы,

– шерсть щипаная, шкуры, кожи сырые скота крупного ро­гатого, животных семейства лошадиных, овец, коз.

Доход от личного подсоб­ного хозяйства исключает­ся из доходов, подлежащих налогообложению, при пре­доставлении заготовитель­ной организации следующих документов:

1) справки о наличии лич­ного подсобного хозяйства в соответствии с законодатель­ством Республики Казахстан;

2) подтверждения местного исполнительного органа о на­личии используемых в личном подсобном хозяйстве:

– земельного участка с указа­нием площади;

– домашних животных с ука­занием количества;

– домашних птиц с указанием количества;

3) заявления на применение корректировки доходов, подле­жащих налогообложению. При этом документы представля­ются налоговому агенту не ме­нее одного раза в календар­ный год, в котором применена такая корректировка.

– Эти доходы теперь осво­бождены от уплаты индиви­дуального подоходного нало­га? Ранее такие доходы об­лагались ИПН у источника выплаты, при этом удержа­ние и выплата налога возла­галась на покупателя мяса, молока животных или налого­вого агента. Теперь все по­купатели могут приобре­тать продукцию из личных подсобных хозяйств без уплаты каких-либо налогов, или определённая категория организаций?

Нет, не все, данная льго­та применяется только од­ним налоговым агентом – за­готовительной организацией в сфере агропромышленного комплекса, прошедшей аккре­дитование в местных испол­нительных органах. Список аккредитованных заготови­тельных организаций будет размещён на интернет-ресур­сах местных исполнительных органов.

Кроме того, доход от лично­го подсобного хозяйства не об­лагается ИПН за год в преде­лах 24-кратного минимально­го размера заработной платы.

– На документы, подтверж­дающие доход от личного подсобного хозяйства, есть ли шаблонные формы, виды, в которых они должны предо­ставляться заготовитель­ным организациям?

– Формы предусмотренных документов будут установле­ны уполномоченным органом в сфере агропромышленного комплекса.

– Расскажите о списании сумм штрафов и пеней в со­ответствии со статьями 32-2 и 32-3 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О введении в дей­ствие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и дру­гих обязательных платежах в бюджет». Так называемая на­логовая амнистия. С какого момента, и какие штрафы и пени не признаются нало­говой задолженностью? Как быть тем налогоплатель­щикам, которые уже погаси­ли указанные штрафы и пени?

– Статьёй 32-2 указанного за­кона установлено, что не при­знается налоговой задолжен­ностью и не подлежит внесе­нию в бюджет, а также под­лежит списанию в порядке, установленном уполномочен­ным органом, сумма пеней, числящаяся в лицевых счетах налогоплательщиков по со­стоянию на 1 января 2014 года и не уплаченная по состоянию на 1 октября 2014 года.

При этом сумма пеней, упла­ченная по видам налогов и дру­гих обязательных платежей в бюджет в период с 1 января 2014 года по 1 октября 2014 года, подлежит зачислению в бюджет в счёт уплаты суммы пеней по таким видам налогов и других обязательных плате­жей в бюджет, образованной до 1 января 2014 года.

Положения настоящей ста­тьи не распространяются на налогоплательщиков:

1) соответствующих усло­виям статьи 623 Налогового Кодекса Республики Казахстан (крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу);

2) участвующих в разби­рательствах в международ­ном арбитраже по вопросам исполнения их налоговых обязательств;

3) осуществляющих один или несколько из следующих видов деятельности:

– недропользование;

– игорный бизнес;

– производство подакцизной продукции.

Аналогично по штрафам, в соответствии со ст. 32-3 не признается налоговой задол­женностью и не подлежит вне­сению в бюджет, а также под­лежит списанию в порядке, установленном уполномочен­ным органом, сумма штра­фа, наложенная до 1 января 2014 года и не уплаченная по состоянию на 1 октября 2014 года, за правонарушения в об­ласти налогообложения, на­рушение законодательства о пенсионном обеспечении и (или) обязательном социаль­ном страховании в соответ­ствии с Кодексом Республики Казахстан об административ­ных правонарушениях.

Положения настоящей ста­тьи не распространяются на налогоплательщиков:

1) соответствующих усло­виям статьи 623 Налогового Кодекса Республики Казахстан (крупные налогоплательщики подлежащие мониторингу);

2) участвующих в разби­рательствах в международ­ном арбитраже по вопросам исполнения их налоговых обязательств;

3) осуществляющих один или несколько из следующих видов деятельности: – недропользование;

– игорный бизнес;

– производство подакцизной продукции.

Работа по списанию пеней и штрафов будет производить­ся в соответствии с утверждён­ным Регламентом, который бу­дет доведен по областям вы­шестоящей организацией.

Налогоплательщикам, уже оплатившим суммы пени и штрафов, возврат данных сумм не предусмотрен.

– Хотелось бы узнать о вво­де в действие электронных счетов-фактур, как, где и на­сколько уже действует система. И о всеобщем декла­рировании физических лиц, на какой стадии развития сегод­ня эти новшества?

– С 1 июля 2014 года вступи­ли в силу нормы в Налоговом кодексе о выписке электрон­ных счетов-фактур. Налогоплательщики на доброволь­ной основе могут выбрать ре­жим электронных счетов-фак­тур. Такие уже есть, и система в республике начала работать.

Консультации по всем во­просам, касаемым примене­ния электронных счетов-фак­тур, Вы можете получить в ходе семинаров, которые бу­дут проведены Департаментом государственных доходов по Костанайской области в райо­нах и городах области. Так, в городе Костанае семинар за­планирован на 17 февраля 2015 года.

Что касается всеобщего де­кларирования граждан. В свя­зи с принятием законопроекта «О внесении изменений и до­полнений в некоторые законо­дательные акты Республики Казахстан по вопросам декла­рирования доходов и имуще­ства физических лиц» (далее – законопроект) в ближайшем будущем обязанность пред­ставления декларации о до­ходах и активах в налого­вые органы коснётся каждо­го гражданина РК.

Хотелось бы отметить, что законопроект основан на кон­цепции перехода ко всеобщему декларированию. Основными целями которой являются: по­вышение эффективной борь­бы с коррупцией, снижение ак­тивности теневой экономики, а также получение полной карти­ны фактического уровня жизни граждан.

Всеобщее декларирование планируется ввести с 2017 года, новая норма будет вне­дряться в несколько этапов. Первыми декларировать свои доходы и имущество в новом формате будут государствен­ные служащие, работники го­сударственных предприятий и национальных компаний. С 2018 года – всё население страны.

Жанна Батабаева

 

 

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы