Может ли Казахстан накормить себя или нас будут кормить импортом?
О продовольственной безопасности и не только побеседовали с директором компании «МолКом Павлодар» Виталием Михайловым
По данным казахстанских бизнес-ассоциаций, с каждым годом засилье импортного продовольствия на торговых полках Казахстана усугубляется. Осенью в парламент будет внесен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования торговой деятельности», который призван отрегулировать рынок. Производители рассчитывают, что в правительстве поддержат законодательные новации, нацеленные на формирование цивилизованных, честных и прозрачных условий на рынке продовольствия, укрепление продовольственной безопасности страны и поддержку отечественного товаропроизводителя. Директор ТОО «МолКом Павлодар» Виталий Михайлов рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz о том, что больше всего волнует производителей продуктов питания сегодня.
– Виталий Викторович, на днях в Павлодаре состоялся круглый стол с участием представителей региональной палаты предпринимателей и производителей продуктов питания, в котором вы также принимали участие. На чём акцентировали внимание производители?
– В центре внимания были вопросы взаимоотношения производителей с торговыми сетями. Сложилась парадоксальная ситуация, когда импортное продовольствие на торговых полках занимает значительно больше места, чем отечественное. И это несмотря на то, что в Казахстане много сильных производителей, производящих конкурентоспособную продукцию самого высокого качества. Почему так происходит? В ходе круглого стола мы обсудили ряд рыночных факторов, которые способствуют засилью импорта. Это нельзя отдавать рынку, государство должно ввести регулирование с целью защитить национальную экономику, на что, собственно, и нацелен закон по вопросам регулирования торговой деятельности.
– Как сегодня представлены отечественные продукты питания в торговых сетях Павлодара и в регионе в целом? По вашей оценке, какую долю занимает импорт в торговых сетях?
– Производители региона на торговых полках представлены – это и крупные, и средние предприятия. Но, к сожалению, с вводом новых линеек продукции часто возникают сложности. Полки не резиновые, и торговые сети могут либо вообще не заводить новую продукцию от казахстанских поставщиков, либо заводить её на условиях, которые производителю невыгодны.
Например, мы два года назад запустили линейку соусов, майонезов и кетчупов. Но представлена она слабо – полку нам выделили буквально 15 сантиметров. А всё остальное, что находится рядом – это крупные российские игроки, такие как «Махеев», «Ряба» и многие другие. Они занимают солидные площади. Аналогичная ситуация с консервами, сгущённым молоком: наш товар занимает гораздо более скромное пространство, чем импорт. И это если говорить о достаточно крупных казахстанских игроках, таких как наша компания. У средних и мелких производителей положение значительно хуже – у них просто нет возможностей выкупить даже небольшую полку, нет ресурсов для «входа» в торговую сеть. Кроме того, возможно, сами сети особо и не стремятся с такими производителями сотрудничать, так как не рассматривают их в качестве серьёзных поставщиков.
Точные соотношения казахстанского и импортного продукта я назвать не берусь, мы таких исследований не проводили. Но однозначно за последние два года доля товаров из России и Беларуси очень существенно выросла. Сыры, масло, плавленые сыры, сгущённое молоко и другая продукция из других стран сильно потеснила казахстанскую.
– Почему цены на импортные продукты ниже? И что нужно сделать для выравнивания ситуации?
– Этот вопрос уже неоднократно поднимался на различных площадках. У российских и белорусских производителей себестоимость продукта существенно ниже, чем у казахстанских. В частности, за счёт активного субсидирования государством, также у них молочное сырьё существенно дешевле, чем в Казахстане. В целом и в РФ, и в РБ правительства вливают очень много средств в поддержку аграрной отрасли. Отсюда большое количество современных, крупных, высокотехнологичных ферм. Там и надои значительно выше, чем у нас в РК, где многие фермеры работают по старинке, ещё по советским стандартам. Мы проигрываем в надоях, в продуктивности поголовья, часто также и в качестве молочного сырья – поэтому качественное молоко обходится казахстанским пищевым компаниям дороже, чем их белорусским и российским конкурентам. Для сравнения: если молоко от наших фермеров обходится нам по 220 – 250 тенге за литр, то россияне ещё в прошлом году предлагали нам своё молоко, причём ещё и с доставкой на завод в Павлодар (!), по 160 тенге. Почувствуйте разницу. При этом расходы на сырьё занимают не менее 60 процентов в конечной стоимости продукции. Вот и посчитайте, насколько более сильные конкурентные позиции у продукции из России и Беларуси по сравнению с казахстанской.
Другая крупная статья затрат – это сам вход на рынок. Когда мы входим в торговую сеть, нам приходится много платить: за сами торговые полки, за различные планы и акции, ретробонусы, другие бонусы и платежи. Прибавим к этому расходы на маркетинг, возвраты (всё, что сеть не продала, мы должны забрать обратно и утилизировать). В целом затраты производителя, связанные с условиями договора с торговой сетью, в Казахстане значительны. В российских торговых сетях такого нет – там сети не работают с ретробонусами, они зарабатывают исключительно на торговой наценке. Возвратов там также нет, это сфера ответственности сетей: всё смогли продать – хорошо, а если часть осталась не реализованной – то это их проблемы, в следующий раз скорректируют свою заявку.
Более того: в казахстанских торговых сетях цена полки (то есть маржа самих супермаркетов) значительно выше, чем в РФ. Она высока настолько, что даже покупательская способность потребителя падает. Итоговый уровень цен оказывается таким, что люди просто не могут себе позволить купить всё, что они хотят. Мы видим, что многие люди даже яйца уже покупают поштучно, а раньше десятками брали. Продажи творога, сметаны, масла упали. В таких условиях торговым сетям стоило бы снизить цены на 20-30 процентов, тогда рынок бы активизировался. Но этого не происходит. Свои отпускные цены дальше снижать мы не можем, так как сырьё дорогое.
Как итог, мы в настоящее время работаем на минимальном уровне рентабельности. Мы дошли до предела, дальше сокращаться некуда. На фоне усиления демпинга со стороны российских и белорусских конкурентов надо бы торговым сетям поддержать отечественный продукт, чтобы мы могли быть в равной степени представлены на полках с импортом. Сейчас государству нужно оказать поддержку казахстанским производителям, чтобы нас не вытеснили со своего же внутреннего рынка. В частности, пора всерьёз на законодательном уровне задуматься о господдержке фермеров, чтобы те могли внедрить современные технологии и снизить отпускные цены на сырьё. Нужны не заградительные меры для импорта сырья из России, как сейчас предлагают в правительстве, а меры поддержки для отечественных фермеров, чтобы казахстанское сырьё сделать дешевле, и мы, производители, могли поставлять более дешёвые и доступные продукты питания.
– Какие ещё сложности есть в работе с торговыми сетями у казахстанских поставщиков? Например, в крупных городах РК в супермаркетах мы видим целые стенды-отделы белорусских продуктов с красивым оформлением, но подобных стендов с казахстанской продукцией в своей стране пока не видно.
– За последние 2-3 года Россия нас потеснила на торговых полках на 18-25 процентов только по маслам и сырам. В целом по различной нескоропортящейся молочной продукции мы потеряли за полтора года от 8 до 25 процентов рынка. И, конечно же, многочисленные платежи торговым сетям за вход на рынок и по другим условиям договоров приводят к тому, что казахстанские производители не выдерживают конкуренции и закрываются.
Условия у сетей для всех одни: кто заплатит за полку – тот на ней и размещается. У российского и белорусского производителя есть ресурсы платить, вплоть до организации специализированных стендов. А у казахстанских предприятий, которые значительно скромнее по масштабам и которые работают при гораздо более высокой себестоимости, таких ресурсов нет.
Наше предприятие наглядно прочувствовало это на себе. Ранее, видя перспективы на рынке, мы направляли значительные инвестиции в свои производства. Запустили цех по производству ПЭТ-бутылки, линию сгущённого молока, цех консервации соусов, модернизировали другие цеха. Мы каждый год расширялись. Но два года назад из-за агрессивного демпинга россиян и белорусов мы были вынуждены сокращать наши производственные линейки, полностью остановить выпуск продуктов в картонной упаковке PurePak. Кефиры, йогурты, молоко стали убыточными. В целом не менее 25-30 процентов своего ассортимента мы были вынуждены сократить. И по сей день продолжаем сокращаться, не запуская ничего нового, так как просто нет перспектив: всё больше позиций становятся убыточными, и нет шансов, что в обозримом будущем они выйдут на положительную рентабельность. Как нет и чёткого понимания, какой будет политика государства, будет ли отрегулирован рынок, будет ли поддержка аграриям, поэтому что-либо планировать в такой обстановке крайне сложно.
– В текущей геополитической ситуации нашей стране как никогда важно обеспечить продовольственную безопасность. Какие меры необходимо принять в Казахстане для защиты внутреннего рынка и поддержки производителей, чтобы пищевая отрасль развивалась и крепла?
– Да, вопрос стоит о продовольственной безопасности. Или мы свои рынки отдаём на откуп импорту и зависим от других стран, или развиваем своё производство и обеспечиваем Казахстан отечественными продуктами. Вопрос на самом деле стратегический. Очевидно, что достижение продовольственной безопасности требует вложения определённых инвестиций в казахстанский аграрный сектор. От этого зависит, будем ли мы кормить себя сами или нас будут кормить другие. Есть ряд предложений, например, отмена НДС для сельских товаропроизводителей как мера их прямой поддержки. Полезно изучить опыт той же Российской Федерации, которая в 5 раз больше вкладывает в развитие и поддержку фермеров, чем Казахстан. В Беларуси власти вкладывают, по нашим данным, больше в 8-9 раз. Куда мы придём с такими конкурентами, если в нашей стране не пересмотрят подходы к поддержке отечественных аграриев – очень большой вопрос.
Также, на наш взгляд, нужно отдельно проработать вопросы цены молочного сырья на внутреннем рынке – посмотреть, а не слишком ли повышают её фермеры, получая государственные субсидии? Мы были бы более конкурентоспособны, если бы цена на молоко была в пределах 160-170 тенге – и ведь вполне реально довести её до такого уровня. Также мы предлалаем рассмотреть точечное субсидирование социально значимых продуктов со стороны государства – это позволило бы существенно снизить цены, отчего выиграет не только рынок в целом, но и социально уязвимые слои населения.
И, конечно же, необходимо на законодательном уровне проработать вопросы деятельности торговых сетей. Нужно, чтобы отечественному производителю были обеспечены приоритетные условия на торговых полках, чтобы у него были возможности развивать свои производства и обеспечивать казахстанцев качественными отечественными продуктами. Торговая сеть должна зарабатывать на надбавке и только на ней, как это принято в развитых странах. Надеемся, что новый закон отрегулирует эти вопросы.