Маркировку «Эко» в Казахстане имеют 125 предприятий
В Казахстане быстрыми темпами развивается экологически чистое производство, сообщает сайт телеканала «Хабар».
Логотипы «Эко» можно увидеть на многих отечественных товарах, тем более что здоровый образ жизни набирает популярность среди казахстанцев, а значит и эко-продукция пользуется большим спросом. Но достаточно ли логотипа «Эко» на упаковке, чтобы сделать выбор в пользу того или иного бренда?
Сырым Рахимбаев в эко-бизнесе не так давно. Возглавляет общественное фонд «Эко-стандарт». Компания выдает сертификаты соответствия тем, кто считает себя экологичным предприятием. Говорит, логотип «Эко» зачастую имеет совсем не «природное» значение.
Сырым Рахимбаев, президент ОФ «EcoStandard» – На данный момент существует проблема гринвошинг – это зеленая отмывка, когда компании начинают применять необоснованно знак экологически чистой продукции. То есть в целях маркетинга, брендирования начинают применять знак «Эко».
От молока до хлебобулочных изделий. Мода на здоровый образ жизни, как бы настаивает – в холодильнике должно быть все только «Эко», «Био» и «Органик». И даже стройматериалы сегодня позиционируют как экологически чистые. Вот столичный завод по производству газобетонных блоков. Свою продукцию по чистоте здесь приравнивают к дереву.
Максут Жунусов, главный технолог предприятия:
– Газобетон не подвергается коррозии, как дерево. Он долговечен, потому что в его состав входят минеральные компоненты: негашеная известь, цемент и ангидрид – эти материалы являются минеральными, природными.
Но полной «чистоты» мало, процедура сертификации дело дорогостоящее – от 300 тысяч до миллиона тенге. Впрочем, для компаний сумма незначительная. Тем более что позже все вполне окупится за счет своего контингента потребителей.
И все эти сертификаты качества «Эко» выданы международной академией экологии. Профессор Мусагали Дуамбеков рассказывает, здесь разработали уже порядка 40 стандартов на экологическую продукцию. По его словам, проверяют соответствие в специальной лаборатории. Уверяет, производителей контролируют от поля до прилавка.
Мусагали Дуамбеков, президент международной академии экологии:
– Полностью сама продукция. Это производственный цикл, хранение, транспортировка. Весь цикл должен соблюдаться. С 2006 года мы подписали меморандум с НацЭКС. Лабораторные исследования проводятся. Главные требования по экологии – это отсутствие тяжелых металлов, нитратов, нитритов, отсутствие радиации и ГМО.
Вот только в самом национальном центре экспертизы и сертификации почему-то о таких исследованиях слышат впервые.
Майра Садыкова, начальник испытательной лаборатории АО «НацЭКС»:
– На сегодняшний день с международной академии экологии образцы пищевых продуктов на соответствие нормам экологических стандартов в лабораторию астанинского филиала национального центра экспертизы и сертификации не доставляются, соответственно испытания не проводятся.
Между тем законодательно «Эко» продукты никто не регулирует. Разместить это слово на упаковке никто запретить не может. Порой отличить «Эко» от маркетинга и реальной борьбы за здоровье очень трудно. Да и покупатели проверить качество «природного» товара и защитить свои права не спешат. Пока подобных прецедентов в Казахстане не будет, производители продолжат работать, порой не всегда честно.
Ссылки по теме:
В США рассматривают вопрос об отмене маркировки ГМО-продуктов питания
Казахстанские ученые выступают в защиту ГМО
Китай готов приобретать казахстанские экологические чистые сельхозпродукты
Новые виды муки высшего сорта из экологически чистого зерна выпускают в Атбасаре