Казахстан «ушёл в минус», торгуя в Евразийском союзе
За девять месяцев 2019 года Казахстан экспортировал товары в другие страны ЕАЭС на $4,4 млрд, а импортировал на $10,3 млрд. По данным Министерства национальной экономики РК, этот показатель оказался самым высоким среди стран союза, пишет «Курсив».
Статистика – вещь упрямая
Если сравнить позиции Казахстана по итогам показателей за январь – сентябрь 2018 и 2019 годов с другими странами – участницами ЕАЭС, то РК действительно находится не в числе лидеров.
Согласно данным сайта национальной экономики РК, с января по сентябрь 2019 года Казахстан в страны ЕАЭС вывез продукции на $4,4 млрд, импортировал на $10,3 млрд. Что касается экспорта казахстанской продукции в страны, не входящие в Евразийский экономический союз, то и здесь наблюдается снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше всего Казахстан в 2019 году отправил своих товаров в Китай (на $5,9 млрд) и Италию (на $6,2 млрд), из стран СНГ – в Узбекистан (на $1,5 млрд).
В разрезе регионов РК по показателям взаимной торговли с участниками ЕАЭС за январь – сентябрь по экспорту в 2019 году лидируют Карагандинская область ($814 млн), в аутсайдерах по этим показателям Мангистауская область ($13 млн).
Неравные возможности
Казалось бы, именно на территории ЕАЭС имеются равные возможности для торговых отношений между странами – участницами союза. Но казахстанские предприниматели жалуются на недобросовестную конкуренцию, множество существующих административных и технических барьеров.
По словам члена коллегии евразийской экономический комиссии, вице-министра национальной экономики РК Серика Жумангарина, завоевывать рынок ЕАЭС необходимо: это территория с населением 180 млн человек, где только объем госзакупок оценивается в $123 млрд. Но, по мнению директора региональной палаты предпринимателей Игоря Шацкого, сделать это не так легко.
«Доля восточноказахстанского экспорта в торговом балансе с Российской Федерацией занимает всего 17%. Остальное – 83% – российский импорт. Отечественные товары становятся просто неконкурентоспособными. Одна из причин – разница в налоге на добавленную стоимость. Наши компании работают на внутреннем рынке с НДС в 12%, а российские предприниматели ввозят свою продукцию на территорию Казахстана по нулевой ставке, изначально выигрывая в цене», – сказал Игорь Шацкий.
Непростая ситуация сложилась во многих сферах. Например, из-за существующих нерешенных вопросов между отраслевыми ведомствами местная цементная компания не смогла получить российский сертификат на ввоз цемента. Без него за каждый вагон сырья предусмотрен штраф в размере 100 тыс. рублей. Понятны меры, предпринимаемые российской стороной с целью защиты своего рынка. Вот только у себя на родине казахстанские товаропроизводители защищены слабо: российский цемент беспрепятственно поступает в РК.
В похожую ситуацию попало и другое предприятие из Усть-Каменогорска – АО «Казэлектромонтаж», которое решило принять участие в госзакупках и продать национальной компании РФ электрический шкаф. Проведение необходимой отраслевой сертификации изделия требовало «пожертвовать» для испытаний такой же шкаф стоимостью 10 млн тенге. Сделка не состоялась. Показательно, что ранее компания экспортировала в Россию 60% своей продукции, сейчас – 2%.
Свои особенности
Впрочем, проблемы с экспортом отечественных товаров возникают не только в странах ЕАЭС. Не меньше барьеров насчитывается и при продвижении изделий и сырья в другие государства, приоритетными из которых в Министерстве торговли и интеграции РК называют Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Иран, Германию. По данным заместителя генерального директора РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» Еркежан Амирхановой, только на долю Китая приходится 20% всей вывозимой казахстанской продукции.
Эксперт признает, что казахстанские товаропроизводители мало осведомлены о том, что в каждой стране действуют свои правила. Особенно остро стоит вопрос сертификации товаров.
«Надо учитывать, что, к примеру, Китай не признает никаких международных стандартов, кроме своих, а в ОАЭ и Иране вся пищевая продукция и косметика должны не только иметь сертификат «Халяль», но и полностью соответствовать этим требованиям», – говорит Еркежан Амирханова.
Например, в Туркестанской области неожиданно столкнулись с проблемой экспорта сухого кобыльего молока в Китай. Оказалось, что для Поднебесной это очень специфичный продукт, и на него просто нет стандартов, а казахстанские нормативы в этой стране не действуют.
Где медом не намазано
ТОО «SUN-BEE ALTAI» из Усть-Каменогорска – практически единственная компания, которой удалось пройти все необходимые для экспорта в Китай согласования. На это ушло три года, много сил и денег, и это при том, что основные формальности по подготовке, отправке документов, регистрации предприятия взяло на себя государство.
Уже почти два года ТОО поставляет свой мед в Поднебесную, но, по признанию главного технолога предприятия Сергея Павлова, прибыли предприятие пока не получило.
«Всего нам удалось отправить только четыре партии меда, который реализуем ниже той стоимости, по которой продаем в Казахстане. Смысл такого сотрудничества – в перспективе. Китай – это очень большой, а значит, выгодный рынок», – сообщил «Курсиву» Сергей Павлов.
По его словам, сложности возникают при исследовании продукции. В Казахстане нет лабораторий, способных делать качественный анализ, соответствующий китайским требованиям. А соответствовать всем требованиям зарубежных чиновников по качеству экспортируемого продукта непросто.
На казахстанском предприятии считают, что смогут составить вполне достойную конкуренцию остальным экспортерам меда в Китай, но не раньше чем через пять лет.