Казахстан: Опять колхоз, только вид сбоку
Власти под любым предлогом хотят объединить крестьян. Чего только они не придумывали: и сельскохозяйственные кооперативы, и кредитные товарищества, и производственные кооперативы. Понять их можно: крупные предприятия легче контролировать, а от мелких одни проблемы. Это где-то там, на западе фермерство – основа сельскохозяйственного производства. У нас же – курс на крепких хозяйственников, совхозы-миллионеры, как тут не вспомнить начало коллективизации, столетний юбилей которой скоро будем отмечать.
При этом чиновник от Минсельхоза как бы не замечает, что город сейчас кормит как раз мелкий сельхозтоваропроизводитель, которому крупный производитель с чиновником перекрыл выход на экспорт. Вот и осталось мелкому крестьянину отдавать свою продукцию на внутренний рынок. При этом крупные холдинги вроде «Иволги» за все свое время показали несостоятельность своего существования. Как оказалось, они могут лишь брать кредиты, презентовать крупные проекты, а потом просить у власти помощи в разрешении сложившейся ситуации, запугивая тем, что за ними тысячный коллектив потенциально безработных.
Вот и на днях в Костанайской области была представлена очередная программа коллективизации, которая будет протекать под лозунгом борьбы с безработицей. Но, кажется, мы это в начале прошлого века уже проходили – когда в создаваемых колхозах на одного с сошкой приходилось семеро с ложкой и при этом процветало тунеядство.
Так вот, суть нынешней программы в предоставлении населению льготных кредитов на закуп бычков и их кормообеспечение. С 2016 по 2018 годы в Костанайской области планируется создать более 600 (!!!) семейных откормочных площадок. По крайней мере, такое задание поступило из Министерства сельского хозяйства, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz».
– Сегодня в области общее маточное поголовье КРС в личных подсобных хозяйствах составляет около 130 тыс. голов. Из общего количества коров 47 тыс. голов находится в подворьях 6 районов южного региона области, где преобладает мясное скотоводство, – сообщил руководитель управления сельского хозяйства Байбосын Мурзин. – Учитывая особенности данных районов, низкую занятость трудоспособного населения, необходимость увеличения поголовья КРС, наличие пастбищных угодий и возможность повышения объемов производства мяса говядины за счет развития малозатратного отгонного скотоводства, большинство, а точнее 330 этих площадок будет иметь поголовье КРС в количестве 10-15 голов.
Надо признать, лукавит наш брат чиновник. Конечно, через три года они отчитаются, что план по созданию откормплощадок выполнен и даже перевыполнен. Но давайте скажем честно, что 600 откормплощадок в частных подворьях области уже давно существуют – их просто осталось перенести на бумагу, в отчет. 10-15 голов сегодня имеет в своем подворье любой не обленившийся сельский житель – другой работы-то все равно в аулах нет.
По мнению экспертов, после предварительного откорма молодняка на семейных площадках, животных можно будет поставлять на крупные промышленные откормочные площадки в ТОО и КХ для завершающего откорма, забоя и реализации мяса как на внутреннем рынке, так и на экспорт. То есть хотят чиновники поставки мяса на наши столы удлинить. Чтобы не покупали мы говядину не непосредственно у фермера, а с наценочкой убойного пункта и колбасного производства, кои загружены у нас не на полную мощь. А это еще одна строчка для отчета о будущих достижениях: индустриализация в АПК удалась.
Но больше всего смущают расчеты по организации таких вот мини-ферм. По мнению чиновников, стоимость одной площадки на 5 голов составит 1 млн тенге, на 10 голов – почти 2 млн тенге, а на 15 голов – около 3 млн тенге. Общая стоимость необходимых средств на три года для их создания составит 2,3 млрд тенге. Представляете, сколько может получить только одна область ради того, чтобы завалить наши столы говядиной. А теперь представьте цену этого мяса на выходе…
Может, лучше все оставить как есть, а на выделяемые деньги купить говядину в Аргентине. Ведь все равно выяснится, что где-то какую-то часть украдут, где-то съедят. Да и потом, сложную ветеринарную обстановку никто не отменял. Одно дело – соблюсти все правила ветеринарии в стаде на 200-1000 голов, другое дело – на откормплощадках в 5 – 15 голов, скот из которых планируют перебрасывать на докорм в крупные сельхозпроизводства. В связи с чем возникает еще один вопрос: а у крупных ТОО и КХ кто-нибудь спрашивал – нужно им такое счастье? Сибирская язва, бруцеллез, карантин на вывоз мяса в Россию?
Но на идею по реализации экспортного потенциала в животноводстве у нас работают на самых разных уровнях. При этом мало понимая, что в силу климатических условий вырастить дешевую говядину, хотя бы дешевле аргентинской и белорусской, у нас не получится никогда.
Вот, к примеру, по итогам 2015 года управлением по контролю за использованием и охраной земель Костанайской области было выявлено 270 участков невостребованных пастбищ. Это был первый этап проверок, сейчас начинается второй, после которого будет полная картина по использованию земель сельхозназначения.
По результатам проверок землепользователи по собственному желанию отказались от 38 земельных участков общей площадью 21,6 тыс. гектаров, которые возвращены в государственную собственность. Некоторые из них устранили замечания, приобрели скот и приступили к использованию пастбищ. Оставшиеся земли, как утверждают в ведомстве, будут проверяться.
– Мы проводим только внеплановые проверки, – отметил заместитель руководителя областного управления по контролю за использованием и охраной земель Габдылкадим Магзумов. – Например, сейчас комиссия объезжает поля, идет их приемка в районах.
Стоит ли говорить, что сельхозтоваропроизводители подали заявки на получение субсидий, но пока их не проверят, дотации хозяйства не получат
– Во многих сельхозформированиях есть пастбища, но нет скота, – говорит Магзумов. – В этом случае запрашиваются справки из базы данных ИСЖ о зарегистрированном количестве животных за конкретным субъектом. Если у него нет наличия 20% по установленному нормативу, а это минимальное требование, проводится проверка. Аналогично даем предписание на год, после истечения данного срока осуществляем контроль и выписываем штраф. Если арендатор не устранил замечания, еще раз даем предписание и год на их исправление, а затем либо снимаем с контроля, либо подаем иск на изъятие. Однако в данном случае есть особенность: когда мы проводим первую проверку, требуем наличие поголовья скота не менее 20% от норматива нагрузки. Затем уже начинают работать правила, которые прописаны в Земельном кодексе: если в течение трех лет в хозяйстве наблюдается снижение нагрузки, это признается нерациональным использованием пастбищ.
Согласно приказу об утверждении правил рационального использования земель сельскохозяйственного назначения при использовании угодий для животноводства, фермер обеспечивает наличие скота в количестве не менее 50% от предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ. Кроме того, получение или приобретение сельхозтоваропроизводителем дополнительных земельных участков является основанием для перерасчета нагрузки на пастбища. Следует отметить и тот факт: если на земельном участке пасется скот селян, это тоже не учитывается. Признается только отношение самого землепользователя к своему участку.
– Иногда мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда руководители ТОО говорят, что на пастбищах, закрепленных за хозяйством, они косят сено для подворья своих работников или там пасется их скот, – рассказал Габдылкадим Магзумов. – Такие факты не учитываются, потому что есть проекты земельнохозяйственного устройства населенных пунктов. В них предусмотрены пастбища, сенокосы для жителей этого населенного пункта. Если участок предоставлен юридическому лицу, именно оно должно заниматься животноводством. Руководитель сельхозформирования может лишь отдавать излишки кормов за какую-то цену своим работникам.
У арендаторов земель возникает немало вопросов по нормативам нагрузки на пастбища, как он определяется и как его высчитать, так как для каждого района области он различен.
– Для наглядности возьмем общий норматив для севера и юга области, – пояснил Магзумов. – В Мендыкаринском, Сарыкольском, Алтынсаринском и Федоровском районах на одну голову КРС необходимо от 4,5 до 6,5 гектара, для МРС – от 0,9 до 1,3 гектара, для лошадей – от 5,4 до 7,8 гектара. Что касается районов, расположенных гораздо южнее с более бедной почвой, таких как Амангельдинский и Жангельдинский, там для КРС предусмотрено от 16 до 25 гектаров на одно животное, для МРС – от 3,2 до 5, для лошадей – от 19,2 до 30 гектаров.
Вот так и получается комплексный подход в решении проблемы производства говядины.
Для начала нужно изъять у крестьян земли. Потом нужно другим крестьянам дать в долг деньги на обустройство мини-ферм. Далее нужно выращенных ими бычков отправить на убой. Потом – на экспорт, на прилавки магазинов. На каком из этих этапов новоявленный фермер сможет рассчитаться с кредитом и сможет ли вообще – тот еще вопрос. А может, оставить все как есть? Не создавать в добровольно-принудительном порядке мясной кластер, а простимулировать крупный бизнес. Ведь на определенном этапе мы уже это проходили. Помните, когда колхозницы и колхозники брали себе на откорм свиней, телят, а потом возвращали их хозяйству и получали деньги за разницу в весе?
Так почему бы те миллиарды тенге, которые государство планирует отдать на создание мини-ферм не отдать крупным откормплощадкам? Чтобы они и сами откармливали, а если бы и захотели – населению скот на откорм поставили. И контролировать бы этот процесс, как нравится власти, было бы легче.
Ссылки по теме:
Создаем культурное пастбище. Урок экологии
Орган, ответственный за рациональное использование пастбищ, могут создать в Казахстане
Даются субсидии, если выращивается сено для скота, и как можно получить?