Как сработал экспортный акселератор

Треть компаний, выходящих на зарубежные рынки, впервые пробуют себя в этой деятельности.

Фото: pixabay.com

В прошлом году в Казахстане запустили экспортный акселератор – программу, с помощью которой казахстанские предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, могут выходить на зарубежные рынки. Реализует программу центр развития торговой политики QazTrade, единственным акционером которого является министерство торговли и интеграции РК.

«В мире система акселерации – один из важнейших инструментов поддержки и развития экспортеров. При разработке программы за основу был взят успешный опыт Канады, Австралии, США и России, являющихся передовыми странами по внедрению программы», – рассказали inbusiness.kz в центре развития торговой политики.

Акселерация представляет собой сервисную поддержку экспортно ориентированных предприятий, включающую диагностику их экспортного потенциала, обучение и сопровождение предприятия до момента подписания экспортных контрактов с зарубежными контрагентами.

В качестве основной отрасли для первого потока программы, с учетом высокого экспортного потенциала и востребованности на мировом рынке, отобрана пищевая промышленность, целевым рынком определен Китай.

На этапах реализации программы были проведены следующие работы:

  • Отбор участников методом скоринговой модели на основе конкурентоспособности компаний и товаров (цена, качество);
  • диагностика на предмет экспортной готовности предприятия;
  • экспертная оценка конкурентоспособности продукта;
  • проведение обучающих семинаров в целях минимизации рисков и издержек;
  • разработка и реализация индивидуального плана развития и стратегии по выходу на внешние рынки;
  • индивидуальное сопровождение участников во внешнеэкономической деятельности;
  • маркетинговая кампания на целевом рынке по конкретному товару участников программы;
  • поиск потенциальных контрагентов на целевом рынке;
  • проведение постмониторинга до заключения экспортных контрактов.

Представители казахстанских компаний – участниц программы обучились тому, как продвигать товары на рынке Китая, изучили эффективные маркетинговые стратегии, ознакомились с нормативно-правовой базой этой страны, с требованиями к упаковке и маркировке продукции.

Каждому экспортеру – дорожную карту

ЦРТП «QazTrade», используя международный метод исследования, в том числе экономические методы, отобрал 35 компаний. Для каждой компании-участницы, прошедшей во второй этап программы, был создан подробный профиль с оценкой экспертов. Этот профиль включает в себя анализ сильных и слабых сторон компании-экспортера, определяет уровень потенциала в каждой из исследуемых областей посредством скоринговой модели, то есть анализ рынка, финансовых ресурсов, продуктов, компетенции, организационной структуры и степени готовности экспорта в Китай.

Так, на основе проведенного анализа были составлены индивидуальные дорожные карты выхода на рынок и коммерческие предложения. В результате проведенной работы по отбору участников сформирован так называемый short-list программы экспортной акселерации QazTrade-2020, который включает в себя 17 крупных, 14 средних и четыре малых предприятия.

За период реализации программы для 35 участников проведены 160 онлайн-встреч с потенциальными китайскими покупателями с различной вероятностью заключения экспортных контрактов. Ключевая бизнес-миссия прошла на платформе крупнейшей международной выставки Китая – China International Import Expo 2020, в ходе которой была выставлена казахстанская продукция 27 участников программы.

По итогам проведенной работы имеется 18 потенциальных контрактов на сумму около $167 млн.

В прошлом году на границе Казахстана и Китая возникли затруднения с прохождением грузов: сначала КНР усилила контроль из-за ухудшения эпидситуации по коронавирусу в Казахстане, затем обстановка ухудшилась в СУАР и там ввели жесткий карантин. Это привело к простоям автомобильного транспорта и грузовых вагонов в направлении КНР. В январе эту ситуацию на период с июля по декабрь прошлого года официально признали форс-мажором.

Произошедшее на границе помешало участниками экспортного акселератора и потенциальным китайским покупателям реализовать достигнутые договоренности в полном объеме. Поэтому основной объем заключаемых экспортных контрактов ожидается в 2021 году.

География расширяется

В прошлом году программа была рассчитана только на рынок Китая, однако полученный от участия в акселераторе опыт позволяет компаниям самостоятельно экспортировать в любую страну.

«С этой целью и создавался проект – показать нашим производителям методы и способы продвижения товаров на экспорт. В этом году еще не утвердили окончательные целевые рынки и отрасли, однако уже можем сказать, что это будут Китай, Россия, ОАЭ и Узбекистан. Что касается отраслей, то ожидаем продолжать работу по экспорту продукции пищевой, химической, машиностроительной и легкой промышленности», – отметили QazTrade.

Программой экспортного акселератора планируется охватить порядка 1000 отечественных товаропроизводителей в период с 2021 по 2025 годы. Из них 30% ранее не пробовали себя в экспортной деятельности и получат свои первые экспортные контракты, 70% – это участники экспортной деятельности, которые увеличат свои экспортные объемы или же откроют для себя новые целевые рынки с регулярными поставками.

В программе могут принять участие все желающие производители страны, которые хотят выходить на внешние рынки, но при этом отбор проводиться на конкурсной основе.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы