Использование современных тракторов производства стран дальнего и ближнего зарубежья

Читатели, присылающие анкеты в редакцию, пишут, что хотели бы больше читать в газете «АгроИнфо» о сельхозтехнике. Конечно же, мы идем вам навстречу и в этом номере публикуем материал рекомендательного характера от костанайских ученых.

С.И. Бобков, канд. техн. наук, М.А. Плохотенко, инженер.
Костанайский филиал «Казахского научно-исследовательского института
механизации и электрификации сельского хозяйства».

По данным исследований, проведенных в области оптимизации сельскохозяйственных работ, установлено, что при соблюдении агросроков возможно повысить урожайность в среднем на 20-25%. Если учесть, что в последнее время наблюдается тотальный дефицит механизаторских кадров, то в данных условиях своевременность выполнения работ может быть достигнута только за счет применения более производительной техники, в частности, тракторов, как основы механизации сельского хозяйства.

Одна из основных технических характеристик трактора – это его тяговый класс. Чем он выше, тем больше тяговые возможности трактора. Например трактор тягового класса 4 обладает номинальным тяговым усилием 36-45 кН (или 3600-4500 кг), трактор класса 5 – 45-54 кН (или 4500-5400 кг) и т.д.

В Северном Казахстане, по данным Министерства сельского хозяйства РК, на данный момент в структуре парка применяемых тракторов наибольший удельный вес занимают тракторы производства стран СНГ тягового класса от 1,4 до 5. При этом, по данным управления сельского хозяйства Костанайской области, мощные трактора тягового класса от 5 и выше производства стран дальнего зарубежья составляют не более 6 % от общего количества используемых тракторов.

Анализ природно-производственных условий

Большая часть территории Северного Казахстана представлена обширными, более или менее равнинными пространствами, что обусловило и характер распашки земель крупными сплошными массивами. Поэтому здесь значительная (около 60%) часть полей правильной (квадратной или прямоугольной) формы, больших размеров (около 400 га) с длиной гона 1,5-2,2 км. Прошедший процесс разукрупнения совхозов и колхозов, создание небольших и мелких хозяйств с последующим их объединением и укрупнением практически не сказался на условиях работы машинно-тракторных агрегатов. В таких условиях использование тракторов класса тяги 1,4…5, да еще при дефиците механизаторов, негативно сказывается на сроках проведения работ. При этом необходимость повышения производительности вызывают и специфические особенности зоны: засушливый климат, короткий безморозный период, сжатые сроки проведения работ. А большие размеры полей создают благоприятные условия для эффективного использования тракторов высоких тяговых классов.

Для сельскохозяйственного производства Север-ного Казахстана наибольший практический интерес представляют мощные тракторы высоких тяговых классов (5…16), которые применяются при возделывании зерновых и масличных культур, и универсально-пропашные тракторы тяговых классов 1,4; 2; 3; 4, применяемые при возделывании пропашных культур, многолетних и однолетних трав, картофеля.

Современный рынок тракторов

В Костанайском филиале КазНИИМЭСХ был сделан анализ рынка выпускаемых тракторов стран СНГ и дальнего зарубежья, которые за последние годы поступают в Республику Казахстан. Была собрана информация по тракторам ведущих производителей России, Украины, Беларуси, США Германии и других.

Установлено, что на рынке тракторов производства стран СНГ преобладают колесные трактора (91,9%) класса тяги 0,6…10, гусеничные трактора класса 3…6 составляют 8,1% от общего количества. При этом трактора класса 1,4 и 2 составляют 27,4 % от общего количества производимых тракторов (см. Таблицу 1). Трактора класса 3 и 4 – 24,2 %, класса 5 и 6 – 17,8 %, класса 8 и 10 – 20,9 %.

traktora_05

 

В странах дальнего зарубежья преобладает выпуск более мощных тракторов (Таблица 1), 67,3 % из которых составляют колесные трактора тягового класса от 3 до 16. При этом гусеничные трактора тягового класса 8…14, которые по своим технико-эксплуатационным показателям (производительности и расходу топлива) превосходят колесные трактора, составляют 32,7 %.

Рекомендации

По данным сравнительных испытаний, проведенных в Костанайском филиале КазНИИМЭСХ, за счет лучших тягово-сцепных свойств и меньшего буксования производительность при использовании гусеничного трактора по стерне повышается на 16%, а на поле, подготовленном под посев, – на 28% по сравнению с использованием колесных тракторов равного класса тяги.

При этом расход топлива снижается на 19 и 27% соответственно.

Таким образом, анализ парка применяемых и рынка перспективных тракторов производства стран СНГ и дальнего зарубежья позволяет сделать вывод, что при сжатых сроках проведения сельскохозяйственных работ и при дефиците механизаторских кадров есть резерв повышения производительности за счет рационального применения тракторов высоких тяговых классов.

При этом выбор трактора должен осуществляться в зависимости от конкретного вида работ в различных природно-производственных условиях (с учетом возделываемой культуры, урожайности, размера полей, наличия механизаторов и т.д.).

Специалистами КазНИИМЭСХ разработана Система технологий и машин для возделывания сельскохозяйственных культур, рекомендации по техническому обеспечению технологий возделывания зерновых культур в системе сберегающего земледелия, а также нормативы потребности в технических средствах для механизации растениеводства Северного Казахстана. Данные методические пособия отражают оптимальный по структуре и количественному составу парк машин, обеспечивающий выполнение всего годового объема механизированных работ, предусмотренного технологией сельскохозяйственного производства, с высоким качеством и в оптимальные сроки при минимально возможной сумме затрат.

Если у кого-то из аграриев возникнут конкретные вопросы, то наши специалисты могут их проконсультировать как лично, так и через газету «АгроИнфо». Мы будем рады помочь!

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы