Бизнесу предложили самостоятельно отстаивать интересы с железнодорожными перевозками
Глава правительства заявил, что работа по демонополизации ведется.
Защита имущественных прав предпринимателей осуществляется в судебном порядке. Так в ответе на депутатский запрос, касающийся защиты прав частных предприятий от олигополии в сфере железнодорожных путей в лице АО “ЦТС” (100% акций которого принадлежат АО “КТЖ”) и ему подобных структур, заявил премьер-министр РК Алихан Смаилов, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Проблему признали, но не решили
“К сожалению, вынуждены констатировать, что все эти годы ответы госорганов на сигналы бизнеса о беспределе, рейдерстве и закабалении добросовестного бизнеса – олигархами и железнодорожной мафией – показывают безразличие чиновников к проблемам предпринимателей, даже несмотря на прямые поручения главы государства и создание комиссии по демонополизации экономики. Единственное, что на сегодня сделала комиссия для бизнеса – добилась снижение тарифов. Это огромная помощь, которая прямо влияет на стоимость продукции. Но при этом остаются нарушенными права частной собственности, никуда не исчезли монополии (значит, сохраняется угроза последующего завышения тарифов и иных поборов с бизнеса), ж/д пути по-прежнему не передаются тем, кто на них работает”, – отметил в запросе в середине декабря депутат мажилиса Азат Перуашев.
По его словам, еще раньше было установлено необоснованное завышение тарифов АО “ЦТС” и с частных предпринимателей как минимум в 12 раз, и именно настолько эти тарифы обязали сократить. Однако почему-то никто не собирается взимать с монополиста те лишние 95% тарифа, которые АО “ЦТС” незаконно взимало с предпринимателей на протяжении более 5 лет?
“Остался без правовой оценки и приказ комитета по регулированию монополий минэкономики от 24 июня 2016 года, который и узаконил повышение тарифа для ЦТС со 153 до 2250 тенге. Как сообщают предприниматели, именно ссылаясь на этот приказ, до сих пор суды и следствие выводят их предприятия из статуса потерпевших по делу ЦТС и не дают возможности требовать с этого монстра возврата сотен миллионов незаконно переплаченных тарифов”, – подчеркнул депутат.
По словам Перуашева, согласно закону, монополист обязан возмещать потребителям незаконные тарифы. По данным прокуратуры, пострадавших от таких тарифов ЦТС насчитывается более 4 тысяч субъектов бизнеса.
Тогда депутаты просили выявить в активах АО “ЦТС” ж/д пути, незаконно изъятые не только у КТЖ, но и у бывших частных предприятий, и вернуть их законным владельцам. Рассмотреть вопрос об инициировании новых судебных претензий к АО в части возмещения предпринимателям незаконно удержанной части тарифа, начиная с 24 июня 2016 года. Помимо ЦТС, изучить рынок на предмет незаконной деятельности и других подобных монополистов в сфере ж/д путей, сообщения о злоупотреблениях которых продолжают поступать. Проработать механизм прямой продажи подъездных путей в собственность самим производственным предприятиям, работающим на данных ветках, без всяких новых монополистов.
Свой запрос фракция адресовала не только главе правительства, но и генеральному прокурору, но пока ответ пришел только от Алихана Смаилова, но, судя по комментарию Азата Перуашева, который он разместил у себя в Telegram-канале, государство намерено защищать свои интересы, а бизнесу напоминает, что он имеет право отстаивать свои.
“Предприниматели имеют право оспорить решения”
“На сегодняшний день ранее принадлежащие АО “ЦТС” 439 путей переданы в государственную собственность. Также определено 142 подъездных пути, принадлежащих 25 компаниям, по которым ведется соответствующая работа по передаче в государственную собственность, по 49 подъездным путям Генеральной прокуратурой проводится работа по установлению владельцев. При этом в случае установления фактов незаконного изъятия указанных путей у частных предпринимателей правоохранительными органами будет проведена работа по возврату их законным владельцам. В свою очередь, защита имущественных прав предпринимателей осуществляется в судебном порядке”, – отметил Алихан Смаилов.
Согласно ответу, АО “ЦТС” было включено в республиканский раздел государственного регистра субъектов естественных монополий по регулируемым услугам подъездных путей. В этой связи с введением института предельных долгосрочных (пятилетних) тарифов были утверждены предельные тарифы на регулируемые услуги подъездных путей АО “ЦТС” на 2016-2020 годы. Повышение тарифов осуществлялось на основании представленных тарифных смет и инвестиционных программ, с учетом увеличения стоимости неконтролируемых и контролируемых затрат, учитываемых в тарифной смете АО. В этой связи предельные тарифы на подъездные пути были утверждены в рамках Закона “Об естественных монополиях”. А предприниматели имеют право оспорить решения уполномоченного органа в судебном порядке.
В ответе также было отмечено, что до конца января 2023 года АО “НК “Қазақстан темір жолы” завершит работы по ревизии и анализу технического состояния подъездных путей, переданных в государственную собственность. По итогам данной работы будут проведены восстановительные работы данных путей. В дальнейшем с учетом экономической целесообразности и в случае отсутствия других услугополучателей будет рассмотрен вопрос передачи ж/д путей в собственность производственных компаний.
“Мы получили ответ правительства на очередной (седьмой?) с 2017 года депзапрос фракции. Подчеркну: незаконность тарифов была подтверждена самим правительством в феврале 2022 года, обязавшим АО “ЦТС” понизить тарифы в 12 раз. Хорошо хоть, что подтвердили наличие 191 пути, не относящихся к государственной собственности, а принадлежащих частным предприятиям и иным лицам (ранее отвечали, что таких нет). И что же в итоге сообщает правительство? Опять то же самое: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Хотите – судитесь, а чиновники занимаются только государственной собственностью и не собираются помогать частным предпринимателям защищать их права. Хотя Конституция утверждает: “В Республике Казахстан равным образом признаются и защищаются государственная и частная собственность”, – прокомментировал ответ Смаилова мажилисмен Азат Перуашев.