Бакытгуль Ельчибаева: Над раскрытием потенциала сельских женщин нужно ещё много работать
В 2007 году Организация Объединенных Наций учредила Международный день сельских женщин. С тех пор он проводится 15 октября и призван напомнить обществу, насколько многим оно обязано сельским женщинам, насколько ценен их труд. Сельские женщины составляют более четверти всего населения планеты. Женщины-фермеры могут быть такими же производительными и предприимчивыми, как и мужчины, но не могут рассчитывать на полный доступ к земле, кредитам, сельскохозяйственным ресурсам и рынкам сбыта. Такая ситуация складывается в мире, а о том, как живут и с какими проблемами сталкиваются наши казахстанские сельские женщины, корреспондент «Экспресс К» побеседовал с исполнительным директором ОФ «Фонд местных сообществ Енбекшиказахского района» Бакытгуль Ельчибаевой.
– Бакытгуль, расскажите, пожалуйста, об основных проблемах, с которыми сталкиваются женщины в сельской местности на примере хорошо известного вам региона – Алматинской области.
– Согласно официальной статистике, в Алматинской области уровень безработицы в прошлом году составил порядка 4,8%, при этом уровень безработных женщин более чем в два раза выше уровня безработных мужчин, а если говорить конкретно о сельских женщинах, то ситуация еще хуже. Дело в том, что во многих фермерских хозяйствах жены трудятся наравне с мужьями, они также рано встают и также много работают, но считается, что они лишь помогают мужу. Безусловно, учитывая наш менталитет и традиции, вопрос независимости сельских женщин, которые привыкли быть «при муже», остается открытым. Но так или иначе проблема существует, и ее надо изучать и искать наиболее эффективные пути ее решения.
Наш фонд в рамках проекта «Разработка конкретных инструментов политики содействия занятости сельских женщин, в том числе в предпринимательской сфере», который реализован при финансировании «ООН-женщины», провел исследование возможностей и барьеров для экономического и общественного участия сельских женщин в Алматинской области. Если говорить о развитии предпринимательства, то безработных женщин, которые задумываются об открытии своего дела, останавливает отсутствие стартового капитала, незнание основ ведения бизнеса, страх перед неудачей. Также большинство жительниц села не имеют доступа к кредитам в связи с отсутствием или низкой стоимостью залогового имущества.
В среднем 80% сельских женщин имеют профессиональное образование на уровне колледжа (47,5%) или университета (32,5%). В то же время исследование показало, что диплом повышает шансы на трудоустройство в сельской местности по найму, а для занятий предпринимательством или фермерством достаточно получить среднее специальное образование. Существует и проблема несоответствия образовательных программ, предлагаемых учебными заведениями региона, реальным потребностям местного рынка труда. К примеру, предприятия сельского хозяйства активно ведут набор сотрудников, а только 4% колледжей в Алматинской области имеют ярко выраженную сельскохозяйственную направленность.
Нами также изучалась возможность обучения сельских женщин через Интернет. На вопрос: «Пользуетесь ли вы Интернетом?» – 68% безработных женщин ответили положительно, но выяснилось, что большинство из них используют возможности Всемирной паутины для просмотра социальных сетей, фильмов и общения в мессенджерах, и лишь несколько женщин отметили, что Интернет им полезен для получения новой информации, которая может быть использована при трудоустройстве.
Словом, над раскрытием потенциала сельских женщин нужно еще много работать – в чем-то на государственном уровне, в чем-то силами НПО.
– Ваш фонд реализует такие успешные проекты, как комплексная программа «Развитие сельских регионов», и созданный в ее рамках сельскохозяйственный производственный кооператив «Фермеры Чилика». Участвуют ли в нем женщины-фермеры?
– Да, действительно можно считать успешными программу «Развитие сельских регионов» и созданный в ее рамках Агробизнесцентр в селе Шелек, на базе которого на постоянной основе проводятся семинары-тренинги по агротехнике выращивания овощей, маркетингу фермерских хозяйств, учебные курсы по компьютерной грамотности, курсы бухгалтерского учета и многое другое, а также кооператив «Фермеры Чилика», созданный для совместного сбыта сельхозпродукции участников программы.
Они реализуются нами при поддержке компании «Филип Моррис Казахстан» в течение нескольких лет, и, например, в прошлом году проект «Фермеры Чилика» стал обладателем международной премии CSR Excellence Award в Великобритании в номинации «Лучший социально-экономический проект года», а также был удостоен награды Европейской бизнес-ассоциации Казахстана (EUROBAK) как лучший проект в номинации «Социальное партнерство». Но главное, что проект выполняет свою главную цель – способствует улучшению качества жизни и развитию бизнеса фермеров, которые благодаря кооперации и внедрению инновационных методов ведения хозяйства с каждым годом становятся все более и более успешными предпринимателями.
К сожалению, из 26 членов кооператива только пять женщин. Среди них, например, хозяйка успешного фермерского хозяйства, где выращивают овощи, есть теплица и занимаются молочным производством, – Хумабуви Ибрагимова. Очень интересна история другой нашей участницы кооператива – Айгуль Мукановой. Она скрипачка и, когда вышла замуж за сельского парня, долго не могла найти здесь свое место, испытывала ощущение, что не при делах. После того как Айгуль вошла в нашу программу, она не только выиграла небольшую теплицу, но и получила знания, которые позволили ей успешно участвовать в государственных программах льготного кредитования. В результате она выиграла еще и льготный кредит на приобретение крупного рогатого скота и теперь говорит, что ощущает себя полноценным участником семейного бизнеса, а ее самооценка заметно повысилась.
– Сейчас в работе у вас есть какие-либо проекты, адресованные конкретно сельским женщинам?
– В ноябре в нашем регионе традиционно проходит Форум сельских женщин Казахстана, в котором я участвую в качестве посла Целей устойчивого развития OOН, в частности ЦУР № 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития». На многих форумах, в которых принимала участие, я вдохновилась новыми подходами: в частности, мы в Казахстане привыкли, что помогать и поддерживать нужно тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. Грубо говоря, пока у человека все хорошо, он никого не интересует, а вот если он попал в какую-то тяжелую жизненную ситуацию, то для него существуют кризисные центры, центры профилактики суицида и так далее. На самом деле не нужно ждать, когда случится «падение», а еще на этапе, когда все нормально, можно посмотреть, как именно помочь человеку сделать следующий шаг, развиваться.
Исходя из такого подхода, мы сейчас запускаем совершенно новый проект «Школа успешных сельских женщин». Когда мы объединяли фермеров Чилика, они тоже чувствовали неуверенность, а сейчас они ощущают себя бизнесменами, причем успешными: их фотографии в годовых отчетах, к ним приезжают коллеги, чтобы перенять опыт, регулярно в рамках пресс-туров наведываются журналисты и так далее. Хотелось бы, чтобы и в сознании сельских женщин произошел определенный переворот, чтобы у них появилось больше смелости и открытости всему новому.
Пока сложно сказать, по каким именно направлениям будет развиваться практическая часть этого проекта, так как его начальный этап – это проведение маркетингового исследования, призванного выявить, какие именно виды малого бизнеса востребованы и будут рентабельны в нашем районе. Причем проводить это исследование будут сами женщины, конечно, при поддержке профессионалов.
Участницы проекта должны сами увидеть, где они могут приложить свои силы. На самом деле незанятых ниш на рынке очень много, например, сельской женщине недоступны модные сейчас тренинги по развитию, да просто хорошего стилиста не найти. Так почему бы не выучиться чему-то новому и не открыть свой небольшой, но востребованный бизнес?
Проект также подразумевает обучение составлению бизнес-планов, а на завершающем этапе мы планируем организовать ярмарку с привлечением доноров и грантодателей, ведь НПО и бизнес тоже ищут женщин с идеями и желанием реализовать себя, чтобы поддержать их и помочь. Вот мы и хотим свести все стороны на одной площадке. Ведь эффективное взаимодействие с государственными органами, представителями бизнес-сообщества и общественными институтами рождает отличные, очень успешные проекты, яркими примерами которого могут служить наша комплексная программа развития сельских регионов и проект «Фермеры Чилика».