•  

    Рубрика: Новости |  Просмотры - 3 633

    Женское начало сельского бизнеса

    Президентский тезис о необходимости превращения казахстанских сел в точки экономического роста и устойчивого развития, озвученный на съезде партии «Nur Оtаn», с воодушевлением восприняли общественные организации страны, реализующие долгосрочные программы поддержки женского бизнеса на селе, пишет «Казахстанская правда».

    Фото: kazpravda.kz

    Фото: kazpravda.kz

    Лучше меньше, да лучше

    Вопросы усиления мер стимулирования и условия взаимодействия в данном направлении обсудили на конференции в Астане представители Коалиции за «зеленую» экономику и развитие G-Global, общественного фонда «Социальная динамика» совместно с депутатами Мажилиса Парламента РК, членами Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографичес­кой политике при Президенте РК, Совета деловых женщин НПП «Атамекен», руководителями департаментов ряда министерств и финансовых институтов страны.

    Напомним, Глава государства поручил Правительству разработать конструктивные предложения по реализации специального проекта «Ауыл – ел бесігі» («Село – колыбель нации»). На осуществление программы в 2019–2021 годах предполагается направить 90 млрд тенге. Соглас­но данным Министерства нацио­нальной экономики, соответствующими мерами будет охвачено примерно 1,5 тыс. перспективных сел, где предстоит масштабная работа по обновлению социальной, дорожно-транспортной и другой инфраструктуры.

    Между тем сегодня значительная часть сельских жителей, нуждающихся в улучшении жизненных условий, в доступе к технологиям и профессиональным компетенциям, которые делали бы их труд более продуктивным и осмысленным, не видят других путей повышения благосостоя­ния, кроме как мигрировать в города на заработки. И это в то время, когда каждая сельская ячейка с традиционным хозяйственным укладом является потенциальным звеном общей системы сельхозпроизводства в стране.

    Ведь что ни говорите, а именно плоды, выращенные руками сельских тружеников, являются основой нашего продовольственного достатка. К тому же села, как и прежде, остаются точками демографического роста. Все это говорит о необходимости улучшения качества жизни на селе, чтобы слово «аул» звучало поис­тине гордо.

    – Во всех этих смыслах инициатива Главы государства о финансировании программы «Ауыл – ел бесiгi» является базовым условием для подъема села на уровень новых точек экономического роста, – отмечает депутат Мажилиса Парламента РК Майра Айсина.

    По ее мнению, в Казахстане немало программ, направленных на поддержку женского предпринимательства. С каждым годом интерес к таким механизмам растет именно среди сельских женщин, стремящихся укреплять благополучие своих семей за счет продуктивной бизнес-деятельности. И это отрадно, поскольку максимум возможностей для процветания дает только труд.

    Следует отметить, что под понятием «продуктивная дея­тельность», как правило, под­разумевается либо предпринимательство, либо занятость в какой-либо другой социально полезной сфере. Однако зачастую между благосостоянием и его отсутствием пролегает бездна неопределенности в вопросах, с чего и как начать первые шаги? Поэтому именно консалтинговая поддержка, проведение тренингов и бизнес-всеобучей непосредственно на местах поз­воляют сдвинуть с места камень сельской безработицы.

    То есть речь идет о том, что любые целевые программы сегодня должны быть мобильными, а не маячить в голубой дали «миражами благоденствия», до которых безработным сельчанам еще нужно добраться, бросив все домашние дела и заботы. Например, сегодня немало критики звучит в адрес программы «Бас­тау Бизнес» за жесткие рамки условий: мол, не получил сертификат обучения – не можешь рассчитывать и на преференции по другим программам.

    – Но далеко не все сельские жители, у которых единственный источник дохода – личное подсобное хозяйство, имеют возможность ехать в города на месяц для постижения азов предпринимательства. Кто будет управляться вместо них, пока они обу­чаются на курсах, – хозяйка или кот Матроскин? – задаются воп­росом участники конференции, говоря о необходимости снятия всех подобных барьеров в рамках разработки новых механизмов развития сельской экономики.

    Как отмечает менеджер прог­раммы компании Coca-Cola по поддержке женского бизнеса в странах Центральной Азии и Кавказа Александра Аккирман, на сегодня в Казахстане обучение основам бизнеса, финансовой грамотности, «зеленых» и других технологий прошли более 11 тыс. женщин преимущественно из сельской местности. Большинство из них нашли свое место в жизни. При этом безвозмездные гранты на открытие своего дела получили более 50 женщин.

    Все они сегодня состоялись в качестве успешных предпринимателей в разных регионах страны. В текущем году проект охватит Акмолинскую, Алматинскую и Карагандинскую области с проведением в сельских районах бизнес-тренингов и конкурсов по отбору лучших 10 проектов женского бизнеса на финансирование.

    – Особенность этой программы состоит в том, что специалисты помогают женщинам вести их проекты с самого начала – от идеи до закупки необходимого оборудования и выпуска продукции. При этом кураторы поддерживают с ними постоянный мобильный контакт, обмениваются опытом и идеями. В этом залог успеха проекта, работающего по принципу «лучше меньше, да лучше», – говорит Александра Аккирман.

    Бизнес-кейсы от практиков

    По мнению лидера Коалиции за «зеленую» экономику и G-Global Салтанат Рахимбековой, сегодня крупный бизнес должен откликнуться на призыв Главы государства о поддержке сельского предпринимательства в рамках проекта «Ауыл – ел бесiгi». В этом плане структура могла бы оказать им посильную помощь.

    За 7 лет активной деятельности в организации наработан солидный опыт, сформирован емкий бизнес-кейс наиболее востребованных проектов сельского бизнеса, есть пул экспертов, которые могут оказывать консалтинговое сопровождение проектов.

    – В программе «Ауыл – ел бе­сiгi» должны быть предусмот­рены все необходимые стимулы для технического и другого оснащения личных подворных хозяйств и мелких фермеров. А здесь опять-таки не обойтись без развития сельской кооперации, ведь такие вопросы, как повышение производительности труда, снижение трудоемкости производства на единицу продукции, сервисное, ветеринарное и санитарное обслуживание, требуют консолидации ресурсов, – отмечает глава коалиции.

    Это мнение поддерживают многие женщины-предприниматели, которые по своему опыту знают, что без наличия в селах молокоприемных пунктов и убойных цехов, отлаженной кормовой базы невозможно обеспечить соответствующее качество производимого мяса и молока. Рынок в этом плане предъявляет жесткие требования. А откуда взять средства на их постройку и оснащение, если в условиях разгула посредничества мелкооптовые сельские товаропроизводители с трудом покрывают свои расходы на содержание скота? Поэтому, как считают практики, здесь должна быть четкая продуманность принципов развития сельского предпринимательства с учетом всех объективных и субъективных сдерживающих факторов.

    Сегодня в сельских районах нашей страны есть немало женщин, возглавляющих крупные или средние сельхозпредприя­тия. Как считают участники мероприятия, при оптимальной пос­тановке дела такие структуры могли бы стать ядром сельского бизнеса на местах, производственными комплексами, концент­рирующими вокруг себя целую сеть фермерских хозяйств, – от производства до сервисного обс­луживания. Для начала диалога с такими субъектами в регионах должны проводиться встречи с участием всех заинтересованных сторон.

    Как отметила в своем выступ­лении заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Лаззат Рамазанова, в период перевода экономики страны на рыночные рельсы именно женщины сумели быстро адаптироваться к новым условиям, взяв на себя активную экономическую роль. В нынешних условиях такие женские качества, как гибкость, креативность, социальная ориентированность, позволят решить те задачи, которые ставит Глава государства.

    – Сейчас в Казахстане женщины составляют 51% населения. Всего лишь 29% женщин во всем мире заняты в системе STEM (S (science) – нау­ка, T (technology) – технологи, E (engineering) – инженерия, M (mathematics) – математика). Если сегодня они не будут вост­ребованы в этих областях как профессионалы, то завтра они не будут конкурентоспособными на рынке труда. Поэтому меры господдержки также должны быть акцентированы на стимулирование женского участия в высокотехнологичес­ких сферах бизнеса, – считает Лаззат Рамазанова.

    В рамках совместного проекта Народного банка и НПП РК «Атамекен» по кредитованию женского предпринимательства порядка 236 женщин-предпринимателей получили кредиты на 1,8 млрд тенге под 5%. В этом году планируется выделить на женский бизнес еще 1 млрд тенге под 5%.

    – Почему мы поддерживаем женщин в бизнесе? Потому что наш анализ платежеспособнос­ти клиентов показывает: они в этом плане более ответственны, аккуратны и трудолюбивы. Среди них наименьшие показатели просрочек и невозвратности банковских займов, – отмечает председатель правления Народного банка Казахстана Умут Шаяхметова.

    Опубликовано 08.03.2019

    Поделиться материалом

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    * Скопируйте этот код *

    * Вставьте этот код здесь *

    Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

    • Курсы валют

      Курсы валют в Республике Казахстан
    • Архивы

    • Опрос

      Как вы относитесь к промышленному выращиванию генно-модифицированных культур?

      Показать результаты

      Loading ... Loading ...
    • Комментарии

    • Калькулятор валют

      Калькулятор валют НБК

    • Погода

      Костанай
      4°
      16°
      Чт
      22°
      Пт
      9°
      Сб
      13°
      Вс
      20°
      Пн
     
  •   Копирование материалов допускается исключительно с письменного разрешения редакции и при условии ссылки (если это печатные издания), гиперссылки (для интернет-изданий) на agroinfo.kz  
     
    Agronationale Яндекс.Метрика
     
     
      Распространяется на территории Республики Казахстан Размещение рекламы 8 (7142) 39-15-12, 54-39-39