А утильсбор и ныне там
Не утихают споры и дебаты вокруг утильсбора, не прекращаются критичные замечания в адрес национального оператора РОП. Представители казахстанских бизнес-сообществ обсудили расширенные обязательства производителей, подробности у корреспондента ИА «АгроИнфо».
Онлайн-телемост был сегодня организован представителями казахстанских бизнес-ассоциаций. На площадке пресс-клуба в г. Алматы и СПП «Ел Тiрегi» в г. Нур-Султан участники онлайн-встречи обсудили вопрос внесения предложений в новый экологический кодекс Республики Казахстан в части расширенных обязательств производителей по улучшению бизнес-климата и свободы предпринимательства.
Участники встречи высказались о высоких тарифах действующего в РК утилизационного сбора, которые в десятки раз превышает аналогичные ставки сборов в соседних странах. В России ставка утилизационного сбора рассчитывается от массы облагаемого объекта, а не от стоимости товара, на который распространятся расширенные обязательства производителей.
Все суммы обязательного утилизационного сбора аккумулируются в руках частного товарищества с ограниченной ответственностью «Оператор РОП». Контроль, сбор, распределение и расходование получаемых оператором РОП огромных средств абсолютно неизвестны и неведомы казахстанцам. Предпринимательский кодекс РК защищает частную компанию «Оператор РОП» от раскрытия своей финансово-хозяйственной деятельности. Мировая практика подтверждает принцип расширенных обязательств производителей, как адекватную и законодательно закрепленную систему сбора и расходования средств, поступаемых как утилизационный сбор. Учредителями зарубежных операторов РОП являются те же производители и импортеры товаров, на которые распространятся расширенные обязательства. Они коллективно создают компанию, которая прозрачно выполняет утилизационные функции, и куда они же и уплачивают средства утильсборов. Прозрачность отечественного оператора РОП вызывает много вопросов, также, как и некорректная организационно-правовая форма этого предприятия.
На сегодня в отечественном законодательстве нет четкого механизма распределения и расходования средств утилизационных сборов. Детальный и точечный расчет всех сумм, необходимых на утилизацию каждого вида товара и продукции, на которые распространяются расширенные обязательства согласно Экологическому кодексу РК, предлагают ввести участники мероприятия. Расширенные обязательства производителей превратились в дополнительную фискальную нагрузку на бизнес. Все больший спектр отечественного бизнеса становится субъектами обложения. Увеличение ставок плат происходит без должных процедур анализа регуляторного воздействия (АРВ) для сравнения ущерба бизнесу и обществу с выгодами от стимулирования нескольких предприятий.
В результате диалога, мнений и высказываний спикеров телемоста и представителей бизнес-сообществ озвучены следующие выводы о действующих нормах экологического законодательства:
– необоснованно завышенные тарифы на утилизационный сбор (особенно на кабель: в РФ ставка УС в 170 раз ниже, чем в РК);
– инвестиционное субсидирование всех видов сельскохозяйственной техники обходится бюджету в 40 млрд тенге в год, а утилизационный сбор обходится производителям в 35 млрд тенге в год, смысл государственных дотаций и стимулирования на обновление парка сельскохозяйственной техники теряется;
– функционирование ТОО «Оператор РОП» вызывает множество вопросов без ответов, зона ответственности национального оператора перед плательщиками неизвестна;
– утилизационный сбор повлечет рост цен на продовольственные товары и снижение покупательской активности.
Также участники обсуждений обратились к законодателям, общественным союзам и деловому сообществу Казахстана с предложениями по проекту Экологического кодекса РК:
- Положения проекта Экологического кодекса, регламентирующие деятельность национального оператора РОП, синхронизировать с принятием Национального плана по развитию конкуренции, в соответствии с посланием президента.
- Исключить самоходную сельхозтехнику из расширенных обязательств производителей.
- Исключить из проекта Экологического кодекса нормы по использованию средств утилизационного сбора на стимулирование производства.
- Установить норму в Экологическом кодексе о формировании коэффициента утильсбора уполномоченным органом в сфере экологии только в размере, необходимом исключительно для утилизации с учетом стоимости получаемого после утилизации сырья.
- Установить в проекте Экокодекса порядок расходования средств утильсбора, а также контроль и подотчетность общественности операторов РОП.
6. Включить механизмы по организации альтернативной системы сбора, транспортировки и утилизации в отношении всех товарных позиций расширенных обязательств производителей.
***
Много полезных, конструктивных и деловых высказываний еще было озвучено на онлайн-встрече. Много вопросов все еще оставляет эта спорная правительственная мера – введение утилизационного сбора. Все без исключения присутствующие на мероприятии представители общественных организаций и бизнесмены согласны с необходимостью введения мер по улучшению экологической обстановки в стране и важностью сохранения окружающей среды. Но, инструменты, которыми власти пытаются эти меры внедрять пока безрезультатны, безуспешны и малоперспективны.
Гани Ермек