Земельная реформа: все точки над «i» (для анализа)
Вице-министр Министерства национальной экономики РК Каирбек Ускенбаев, посетивший Костанайскую область с рабочим визитом, разъяснил чиновникам и аграриям изменения в земельном законодательстве.
Каирбек Айтбаевич курирует вопросы строительства, земельных отношений, ЖКХ и развития местного самоуправления (на снимке). На встречу с высокопоставленным чиновником были приглашены акимы городов и районов, руководители и специалисты управлений земельных отношений и сельского хозяйства, сельхозпроизводители региона. Целью встречи стало разъяснение норм применения практики земельного законодательства в связи с принятыми изменениями. В начале своего выступления Каирбек Ускенбаев выразил желание построить встречу в форме диалога. Он отметил, что ожидает услышать от костанайских чиновников и фермеров вопросы, предложения и комментарии.
Еще раз о выкупе земель
По словам Каирбека Ускенбаева, на сегодняшний день в Казахстане 99,5 млн га (98,7%) земель сельскохозяйственного назначения находится в долгосрочной аренде и только 1,3% площадей – в частной собственности. Государственные земли запаса сельскохозяйственного назначения остаются не вовлечёнными в рыночный оборот. В соответствии с изменениями в Земельном кодексе эти земли будут предоставляться физическим и юридическим лицам РК на праве частной собственности посредством продажи через аукционы.
– В период поездки по регионам нам часто задают вопрос об изменении кадастровой стоимости земельных участков, – говорит вице – министр. – На что я отвечаю: кадастровая стоимость земельных участков меняться не будет.
Казахстанцы, едва узнав из СМИ о начале продаж земель с аукционов, были весьма обеспокоены – они посчитали, что с аукционов начнут продавать сельхозучастки иностранцам. Однако вице–министр подчеркнул: иностранным гражданам и юридическим лицам земли сельскохозяйственного назначения в собственность продаваться не будут.
– А землепользователи – сельхозпроизводители ближе и лучше ознакомлены с земельным законодательством. Они знают, что иностранцы земли не смогут выкупить, – продолжает Каирбек Айтбаевич. – Даже если гражданин Казахстана выкупит участок в собственность, то в дальнейшем этот участок он не вправе перепродать иностранному лицу.
Рассказал вице-министр Ускенбаев и о предоставлении льготных условий по выкупу земельных участков землепользователям. Им предоставлено право выкупа в частную собственность ранее предоставленных земельных участков до окончания срока аренды по льготной цене, определяемой в размере 50% от его кадастровой стоимости с рассрочкой до 10 лет. Все эти условия будут обозначены в договорах купли-продажи земельных участков, заключаемых между землепользователем и отделом земельных отношений.
– Также часто я слышу вопрос о том, не связано ли начало продаж земель с кризисными явлениями в стране, – отмечает Ускенбаев. – Якобы, чтобы залатать бюджетные дыры, стали продавать земли в собственность. Вы все прекрасно знаете, что ни один тенге с продажи земель не идет в бюджеты страны – ни в республиканский, ни в местные. Средства, вырученные от продажи земельных участков, идут в Национальный фонд Республики Казахстан, где они аккумулируются как резерв нашей страны.
Дискуссия
После выступления Каирбека Ускенбаева присутствующие на встрече начали задавать свои вопросы. Первый из них прозвучал от директора ТОО «Каркын» Сайрана Буканова:
– Вы сказали, что кадастровую стоимость земель изменять не будете. В нашем хозяйстве один гектар обыкновенных черноземов оценен в 51 тысячу тенге согласно документам на землю. Плюс к этой сумме применяется поправочный коэффициент. Причем, чем дальше от населенного пункта клетка, тем меньше коэффициент. Выходит, у нас к дальним клеткам с высоким баллом бонитета применяется коэффициент – 0,7-0,8, и участки стоят 37 тысяч тенге за 1 га. А на ближних клетках, где бонитет ниже, поправочный коэффициент составляет 1,1-1,2. Почему не сделать поправочный коэффициент на бонитет почвы, на ее механический состав? Пересмотреть подход к расчетам кадастровой стоимости при продаже земель?
– Уважаемые коллеги, я уже говорил, что при предоставлении земель в собственность, кадастровая стоимость земельных участков изменению не подлежит, – сказал Ускенбаев. – По землям запаса мы этот коэффициент, возможно, будем учитывать. Хотя аукционные торги сами урегулируют вопрос повышения или понижения спроса и стоимости земель. По участкам землепользователей мы не хотели бы менять существующую структуру оценки. Когда вам правоустанавливающие и оценочные документы на земли выдавали, там все параметры были указаны. Если начнем менять, пересчитывать кадастровую стоимость, то у одних землепользователей вырастет цена, у других снизится. Процесс переоценки и изменения кадастровой стоимости земли очень долгий, емкий и затратный, – заключил вице-министр.
– Я арендую земли у АО «Социально-предпринимательская корпорация «Тобол», на эти участки распространяются нормы и правила выкупа земель? – задал вопрос сельхозпроизводитель Тарановского района Жумабай Хамитов. – Мне выдали в аренду одним лотом земельный участок, там есть и пашни, и пастбища коренного улучшения. Могу ли я выкупить лишь пашни без пастбищ? На части земель арендованного участка просто невозможно работать.
Каирбек Ускенбаев ответил, что на все земли распространяются нормы Земельного кодекса.
– Думаю, с 1 июля вы сможете выкупить ту часть площадей, которая вам интересна, – ответил заместитель министра.
Вопрос от руководителя хозяйства Карабалыкского района:
– Наше предприятие находится на приграничной территории с Российской Федерацией. В июле прошлого года у нас забрали приграничную полосу, проходящую вдоль границы. В общей сложности мы лишились 526 гектаров земли. По земельным актам этот участок до сих пор закреплен за нами. Могут ли нам предоставить альтернативные участки взамен утраченных?
Вице-министр Ускенбаев обратился к акиму Карабалыкского района:
– Посмотрите, если это добросовестный землепользователь, и есть возможность сделать обмен утраченных участков на равнозначные, то до 1 июля 2016 года вы можете переоформить участки в связи с изъятием на приграничной территории.
Начальник отдела земельных отношений Мендыкаринского района Адил Кушанов задал вопрос о мерах стимулирования сельхозпроизводителей к выкупу земель в частную собственность.
– Какие меры будут применяться к тем землепользователям, кто не хочет выкупать земли, тем, кто будет тянуть с выкупом до конца срока аренды? Будет ли повышение арендной платы за землю, земельного налога?
– Да, эти вопросы сейчас рассматриваются и обсуждаются, стоимость аренды земли будет повышаться, – ответил Каирбек Ускенбаев.
Налоговые проекты
На совещании сельхозпроизводители задавали наболевшие вопросы о применении специальных налоговых режимов, о регистрации земельных участков на сельскохозяйственные кооперативы.
Директор ТОО «Зуевка» Александр Бородин спросил о том, как можно зарегистрировать земельный участок за вновь создаваемыми сельскохозяйственными кооперативами:
– Согласно статье 448 Налогового кодекса, сельхозкооператив имеет право применять специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции лишь при наличии земельного участка на праве собственности или праве землепользования. Без земли льготный режим налогообложения кооперативом не применим. В Земельном кодексе нет нормы, которая позволила бы регистрировать на имя кооператива земельный участок, внесенный в качестве вклада в кооператив. Кроме того, крестьянские хозяйства не вправе применять режим единого земельного налога, если занимаются другими видами деятельности, кроме производства и реализации своей продукции. Вот такие недоработки в налоговом и земельном законодательстве существуют, – сказал аграрий.
Заместитель директора департамента налоговой и таможенной политики министерства национальной экономики Абдуали Дарын пояснил: предполагается реформирование всех действующих специальных налоговых режимов для сельхозпроизводителей.
– С этой целью сейчас функционирует рабочая группа по воросам изменений в Налоговом кодексе. В альтернативу предлагается создать один общий льготный налоговый режим для сельхозпроизводителей как для крестьянских хозяйств, так и для ТОО, АО и прочих форм. По проекту с 2017 года налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога будет исключен из Налогового кодекса. Так же, как и налоговый режим с 70-процентной льготой для сельхозпроизводителей, – говорит Дарын Абдуали. – Условия применения нового льготного налогового режима наверняка останутся прежними. В этой связи нужно передавать ваши предложения по условиям применения режима в рабочую группу через общественные объединения.
Практически все льготы по налогам для сельхозпроизводителей останутся. Но крестьянским и фермерским хозяйствам придется вести строгий учет доходов и расходов, вести точную бухгалтерию, поскольку свои вычеты при исчислении прибыли нужно будет подтверждать первичными документами. Известно, что главы КХ часто приобретают материальные ресурсы и оборотные средства производства без документов. Для этого предусмотрено право на вычет без подтверждающих документов. В 2017 году это будет 30% от подтвержденных документами расходов, в 2018 году – 20% суммы расходов можно будет вычесть из доходов хозяйства. Также для заинтересованности сельхозпроизводителей в легализации полной суммы зарплаты своих работников будет предусмотрен вычет в размере фонда оплаты труда. Повторю, что все это только проекты нормативно-правовых актов.
Сельхозпроизводители выразили недовольство проектом по замене налога на добавленную стоимость на налог с продаж. Никакого эффекта от нового налога, кроме многократного безосновательного увеличения себестоимости сельхозпродукции фермеры не видят. Каирбек Ускенбаев предложил сформулировать все вопросы в письменном виде для передачи их рабочей группе по вопросам изменения Налогового кодекса.
Гани Ермек
Статья от 10.05.2016 г.
Также читайте:
Земельная реформа: вето президента
Озвучены решения Комиссии по земельной реформе
От аренды к частной собственности