Новый земельный налог – «всё выше, и выше, и выше»
Налоговые изменения в части роста ставок земельного налога пока бурной реакции сельхозпроизводителей не вызвали. Так же, как и условие о десятикратном увеличении новой ставки налога по землям, не используемым в соответствии с земельным законодательством. Что думает по этому поводу руководитель ГУ «Управление земельных отношений акимата Костанайской области» Нурлан Абдуов (на снимке), к которому корреспондент газеты «АгроИнфо» обратилась за комментарием.
– Нурлан Абдрахманович, с 1 января 2015 года повышены ставки земельного налога в пять раз и ставки единого земельного налога в 1,5-2 раза. С чем связано такое увеличение, только лишь с использованием землепользователями земельных участков по назначению?
– Разговор о повышении земельного налога вёлся давно. Ещё два года назад, когда началась масштабная инвентаризация сельскохозяйственных земель в республике, стали говорить о необходимости увеличивать ставки налогов на землю. Чтобы сельхозпроизводители не «держали земли про запас».
Сейчас в Налоговый кодекс ещё введено условие о повышении не более чем в 10 раз ставок земельного налога и единого земельного налога на земли, не используемые в соответствии с земельным законодательством РК. Эти меры позволят добиться рационального использования земельных участков в соответствии с их назначением.
– Кто будет определять, использует или не использует крестьянское хозяйство или юридическое лицо – сельхозпроизводитель земельные участки в соответствии с земельным законодательством?
– Пока конкретно ничего сказать не могу, нет ещё никаких правил и постановлений по этому вопросу. Как я предполагаю, и как мы со специалистами налогового органа предварительно обсуждали этот вопрос, весь процесс можно разбить на две части.
Первое: это местный представительный орган, или маслихат, на основании предложения местного исполнительного органа – это акимат, должен вынести решение об увеличении в 3, 5, 7 или 10 раз ставки земельного налога, по своему усмотрению. Эту работу планируется провести до конца марта текущего года.
Второе: как такового нормативно-правового акта, регламентирующего процесс взаимодействия государственных органов в данном вопросе ещё нет. Вскоре, наверняка, пропишут правила, согласно которым мы и будем действовать. Мне кажется, за основу будут взяты материалы последней инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения. Эту глобальную акцию по выявлению фактических площадей сельхозугодий, изучению их состояния и использования проводили нанятые независимые специалисты. Все материалы инвентаризации у нас имеются.
Помимо материалов инвентаризации, большее внимание будет уделено актам по итогам проверок землепользователей.
В марте месяце все соберемся: наше управление, сельхозуправление, департамент госдоходов, пригласим сельхозпроизводителей и решим, как проводить этот процесс. Потом, когда сойдёт с полей снег, земельные инспекторы будут выезжать на поля и проверять, предварительно зарегистрировав проверку в органах правовой статистики, как используются земельные участки и какие имеются нарушения земельного законодательства.
– К примеру, крестьянское хозяйство имеет 300 гектаров земель, из них 57 гектаров – это пастбища коренного улучшения. Занимается посевом сельскохозяйственных культур, и нет животноводства. То у хозяйства возникает обязательство по уплате повышенного земельного налога на эти 57 га?
– Да, если эти 57 гектаров пастбищ не используются по назначению. На пастбище можно сено косить, можно перевести земли из пастбищ в пашни. Переводом угодий из малоценных в более ценные занимается акимат района. Глава КХ может написать заявление в акимат и перевести свои земли.
Если невозможно перевести земли из пастбищ в пашни, то можно использовать их как сенокосные угодья с целью заготовки кормов. 29 декабря 2014 года вышел Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» № 269-V. И внесены изменения в Земельный кодекс РК, теперь есть чёткое определение не используемым по назначению землям. Согласно пункту 4 статьи 92 Земельного кодекса, к случаям неиспользования земельного участка, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства по назначению, относятся:
1) на пашне – непроведение работ по обработке земельного участка под посевы сельскохозяйственных культур;
2) на сенокосах – непроведение на земельном участке сенокошения, наличие зарастания его сорняками, кустарниками, мелколесьем и иных признаков деградации травостоя более двух лет;
3) на пастбищах – отсутствие сельскохозяйственных животных д ля в ыпаса либо их наличие в количестве менее двадцати процентов от предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ, установленной уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса, и (или) сенокошения в целях заготовки кормов.
Таким образом, можно сказать, что если на пастбищном участке не будут соблюдаться данные условия, то земельный налог за этот участок должен уплачиваться повышенный.
– А какое допустимое поголовье животных должно пастись, например, на этих 57 гектарах, чтобы участок оставался используемым по назначению?
– Нормативная нагрузка пастбищ для выпаса одной условной головы животного составляет разные значения, для каждого района своё. По ней и высчитывается предельно допустимое поголовье животных, которое должно пастись на этом участке. Если взять среднюю нормативную нагрузку – 9 га на 1 условную голову, то на 57 гектарах должно пастись 6,3 условные головы, а 20 % от этого поголовья – это 1,27 условных головы. Наличие менее этого предельно допустимого количества животных будет считаться неиспользованием земельного участка, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства по назначению. Ведь наверняка в личном подсобном хозяйстве главы вашего крестьянского хозяйства есть 1,27 условные головы. Это, приблизительно, одна лошадь или одна корова и пять-шесть овец. Если живут в селе, есть растениеводство, то и такое поголовье животных найдётся. Другое дело, что скот не переводят на крестьянское хозяйство, а содержат в личном подсобном хозяйстве.
У нас в области такие случаи были. Бывало, уже в суде идёт разбирательство по изъятию не используемых по назначению пастбищных угодий. И во время судебного процесса ответчики – главы крестьянских хозяйств предъявляют своё поголовье – действительно имеющийся в наличии скот. Его не переводят на баланс крестьянского хозяйства, и числится он на личном подсобном хозяйстве. Хотя никаких дополнительных платежей, обязательств, налогов не возникнет, если перевести скотину с ЛПХ на КХ. Тем не менее, сельхозпроизводители неохотно это делают, даже как-то пытаются скрыть наличие поголовья.
С таким точным определением не использования пастбищ по назначению и поголовье животных выйдет из тени. Мы будем знать точное количество сельскохозяйственных животных в области. Но действовать эти меры начнут не ранее, чем через год. Тогда станут появляться первые результаты.
– Но, ведь, не секрет, что пастбищные участки у растениеводов давно распаханы и засеваются не кормовыми культурами.
– Тогда это нарушение земельного законодательства. Почему они распаханы, когда назначение пастбищ совсем иное? Если землепользователь занимается только растениеводством, то он должен перевести эти пастбищные участки в пашни, оформить все надлежащие документы, как на пашни, а потом высевать. Ведь «телега не идёт перед лошадью». А значит, нет возможности перевода в пашни – надо использовать эти участки для сенокошения и заготавливать корма, потом продавать их. Нет возможности сенокошения – нужно развивать животноводство.
Земельное законодательство нужно соблюдать в полной мере, дополнения в Налоговый кодекс с этой же целью внесены. Теперь, когда налоги станут дороже, то и отношение сельхозпроизводителей к земельному законодательству станет другим.
– Значит, сумма налогового обязательства в части земельного налога сельхозпроизводителя будет зависеть от решения земельного инспектора?
– Земельный инспектор вынесет акт проверки землепользователя на рассмотрение местному исполнительному органу. Который, в свою очередь, сообщит о несоответствиях в налоговый орган.
У землепользователя, и у налогоплательщика всегда есть право обжаловать результаты проверки в судебных инстанциях.
– У юридических лиц – сельхозпроизводителей земельный налог увеличен в 16,5 раз. Согласно последним изменениям в налоговом кодексе, у них повышена в пять раз ставка земельного налога и платы за пользование земельным участком, плюс снята 70- ти процентная льгота. Если они ещё и не будут использовать земельные участки в соответствии с земельным законодательством, то на эти участки налог может возрасти в 165 раз. Не кажется ли Вам, что это жёсткая мера?
– Повторюсь, надо использовать земли в соответствии с земельным законодательством. Если условия по налогам вам кажутся жёсткими, то условия земельного кодекса по землепользованию вполне щадящие. Я уже о них говорил.
В Алтынсаринском районе Костанайской области есть товарищество с ограниченной ответственностью, которое вернуло 1500 гектаров пастбищ. Они сказали, что не будут развивать животноводство и заготавливать корма. Теперь эти земли возвращены в государственный запас. Любой предприниматель может привлечь инвестиции и начать животноводческую деятельность на этих землях.
– Спасибо, что нашли время для беседы.
Жанна Батабаева