Новый земельный налог – «всё выше, и выше, и выше»

IMG_5722Налоговые изменения в части роста ставок земель­ного налога пока бурной реакции сельхозпроизводи­телей не вызвали. Так же, как и условие о десятикрат­ном увеличении новой ставки налога по землям, не используемым в соответствии с земельным законода­тельством. Что думает по этому поводу руководитель ГУ «Управление земельных отношений акимата Коста­найской области» Нурлан Абдуов (на снимке), к кото­рому корреспондент газеты «АгроИнфо» обратилась за комментарием.

– Нурлан Абдрахманович, с 1 января 2015 года повышены ставки земельного налога в пять раз и ставки единого зе­мельного налога в 1,5-2 раза. С чем связано такое увели­чение, только лишь с исполь­зованием землепользовате­лями земельных участков по назначению?

– Разговор о повышении зе­мельного налога вёлся давно. Ещё два года назад, когда на­чалась масштабная инвента­ризация сельскохозяйствен­ных земель в республике, ста­ли говорить о необходимости увеличивать ставки налогов на землю. Чтобы сельхозпро­изводители не «держали зем­ли про запас».

Сейчас в Налоговый кодекс ещё введено условие о повы­шении не более чем в 10 раз ставок земельного налога и единого земельного налога на земли, не используемые в со­ответствии с земельным зако­нодательством РК. Эти меры позволят добиться рациональ­ного использования земель­ных участков в соответствии с их назначением.

– Кто будет определять, использует или не исполь­зует крестьянское хозяй­ство или юридическое лицо – сельхозпроизводитель зе­мельные участки в соот­ветствии с земельным законодательством?

– Пока конкретно ничего ска­зать не могу, нет ещё никаких правил и постановлений по этому вопросу. Как я предпо­лагаю, и как мы со специали­стами налогового органа пред­варительно обсуждали этот во­прос, весь процесс можно раз­бить на две части.

Первое: это местный пред­ставительный орган, или мас­лихат, на основании предложе­ния местного исполнительно­го органа – это акимат, должен вынести решение об увеличе­нии в 3, 5, 7 или 10 раз ставки земельного налога, по своему усмотрению. Эту работу плани­руется провести до конца мар­та текущего года.

Второе: как такового норма­тивно-правового акта, регламентирующего процесс взаимодействия государствен­ных органов в данном вопросе ещё нет. Вскоре, наверняка, пропишут правила, согласно которым мы и будем действо­вать. Мне кажется, за осно­ву будут взяты материалы по­следней инвентаризации зе­мель сельскохозяйственного назначения. Эту глобальную акцию по выявлению факти­ческих площадей сельхозуго­дий, изучению их состояния и использования проводили на­нятые независимые специа­листы. Все материалы инвен­таризации у нас имеются.

Помимо материалов ин­вентаризации, большее вни­мание будет уделено ак­там по итогам проверок землепользователей.

В марте месяце все соберем­ся: наше управление, сельхо­зуправление, департамент госдоходов, пригласим сель­хозпроизводителей и решим, как проводить этот процесс. Потом, когда сойдёт с полей снег, земельные инспекто­ры будут выезжать на поля и проверять, предварительно зарегистрировав проверку в органах правовой статистики, как используются земель­ные участки и какие имеют­ся нарушения земельного законодательства.

– К примеру, крестьянское хозяйство имеет 300 гекта­ров земель, из них 57 гекта­ров – это пастбища коренно­го улучшения. Занимается по­севом сельскохозяйственных культур, и нет животновод­ства. То у хозяйства возника­ет обязательство по уплате повышенного земельного на­лога на эти 57 га?

– Да, если эти 57 гектаров пастбищ не используются по назначению. На пастбище мож­но сено косить, можно переве­сти земли из пастбищ в пашни. Переводом угодий из малоцен­ных в более ценные занимает­ся акимат района. Глава КХ мо­жет написать заявление в аки­мат и перевести свои земли.

Если невозможно перевести земли из пастбищ в пашни, то можно использовать их как се­нокосные угодья с целью заго­товки кормов. 29 декабря 2014 года вышел Закон «О внесении изменений и дополнений в не­которые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для пред­принимательской деятельно­сти в Республике Казахстан» № 269-V. И внесены изменения в Земельный кодекс РК, теперь есть чёткое определение не используемым по назначе­нию землям. Согласно пункту 4 статьи 92 Земельного кодек­са, к случаям неиспользова­ния земельного участка, пре­доставленного для ведения сельскохозяйственного про­изводства по назначению, относятся:

1) на пашне – непроведение работ по обработке земель­ного участка под посевы сель­скохозяйственных культур;

2) на сенокосах – непрове­дение на земельном участке сенокошения, наличие зарас­тания его сорняками, кустарни­ками, мелколесьем и иных при­знаков деградации травостоя более двух лет;

3) на пастбищах – отсут­ствие сельскохозяйствен­ных животных д ля в ыпаса либо их наличие в количестве менее двадцати процентов от предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ, установленной упол­номоченным органом в обла­сти развития агропромышлен­ного комплекса, и (или) сено­кошения в целях заготовки кормов.

Таким образом, можно ска­зать, что если на пастбищном участке не будут соблюдаться данные условия, то земельный налог за этот участок должен уплачиваться повышенный.

– А какое допустимое пого­ловье животных должно па­стись, например, на этих 57 гектарах, чтобы участок оставался используемым по назначению?

– Нормативная нагрузка паст­бищ для выпаса одной услов­ной головы животного состав­ляет разные значения, для каждого района своё. По ней и высчитывается предельно допустимое поголовье живот­ных, которое должно пастись на этом участке. Если взять среднюю нормативную нагруз­ку – 9 га на 1 условную голову, то на 57 гектарах должно па­стись 6,3 условные головы, а 20 % от этого поголовья – это 1,27 условных головы. Наличие менее этого предельно допу­стимого количества животных будет считаться неиспользова­нием земельного участка, пре­доставленного для ведения сельскохозяйственного произ­водства по назначению. Ведь наверняка в личном подсобном хозяйстве главы ва­шего крестьянского хозяйства есть 1,27 условные головы. Это, приблизительно, одна ло­шадь или одна корова и пять-шесть овец. Если живут в селе, есть растениеводство, то и та­кое поголовье животных най­дётся. Другое дело, что скот не переводят на крестьянское хо­зяйство, а содержат в личном подсобном хозяйстве.

У нас в области такие случаи были. Бывало, уже в суде идёт разбирательство по изъятию не используемых по назначе­нию пастбищных угодий. И во время судебного процесса от­ветчики – главы крестьянских хозяйств предъявляют своё по­головье – действительно име­ющийся в наличии скот. Его не переводят на баланс кре­стьянского хозяйства, и чис­лится он на личном подсобном хозяйстве. Хотя никаких допол­нительных платежей, обяза­тельств, налогов не возникнет, если перевести скотину с ЛПХ на КХ. Тем не менее, сельхоз­производители неохотно это делают, даже как-то пытаются скрыть наличие поголовья.

С таким точным определени­ем не использования пастбищ по назначению и поголовье жи­вотных выйдет из тени. Мы бу­дем знать точное количество сельскохозяйственных живот­ных в области. Но действовать эти меры начнут не ранее, чем через год. Тогда станут появ­ляться первые результаты.

– Но, ведь, не секрет, что пастбищные участки у рас­тениеводов давно распаханы и засеваются не кормовыми культурами.

– Тогда это нарушение зе­мельного законодательства. Почему они распаханы, ког­да назначение пастбищ со­всем иное? Если землеполь­зователь занимается только растениеводством, то он дол­жен перевести эти пастбищ­ные участки в пашни, офор­мить все надлежащие доку­менты, как на пашни, а потом высевать. Ведь «телега не идёт перед лошадью». А значит, нет возможности перевода в паш­ни – надо использовать эти участки для сенокошения и за­готавливать корма, потом про­давать их. Нет возможности се­нокошения – нужно развивать животноводство.

Земельное законодатель­ство нужно соблюдать в полной мере, дополнения в Налоговый кодекс с этой же целью внесе­ны. Теперь, когда налоги станут дороже, то и отношение сель­хозпроизводителей к земель­ному законодательству станет другим.

– Значит, сумма налогово­го обязательства в части земельного налога сельхоз­производителя будет зави­сеть от решения земельного инспектора?

– Земельный инспектор выне­сет акт проверки землепользо­вателя на рассмотрение мест­ному исполнительному органу. Который, в свою очередь, сооб­щит о несоответствиях в нало­говый орган.

У землепользователя, и у налогоплательщика всегда есть право обжаловать ре­зультаты проверки в судебных инстанциях.

– У юридических лиц – сель­хозпроизводителей земель­ный налог увеличен в 16,5 раз. Согласно последним из­менениям в налоговом кодек­се, у них повышена в пять раз ставка земельного налога и платы за пользование земель­ным участком, плюс снята 70- ти процентная льгота. Если они ещё и не будут использо­вать земельные участки в со­ответствии с земельным за­конодательством, то на эти участки налог может возра­сти в 165 раз. Не кажется ли Вам, что это жёсткая мера?

– Повторюсь, надо использо­вать земли в соответствии с зе­мельным законодательством. Если условия по налогам вам кажутся жёсткими, то условия земельного кодекса по земле­пользованию вполне щадящие. Я уже о них говорил.

В Алтынсаринском районе Костанайской области есть то­варищество с ограниченной от­ветственностью, которое вер­нуло 1500 гектаров пастбищ. Они сказали, что не будут раз­вивать животноводство и за­готавливать корма. Теперь эти земли возвращены в государ­ственный запас. Любой пред­приниматель может привлечь инвестиции и начать живот­новодческую деятельность на этих землях.

– Спасибо, что нашли время для беседы.

Жанна Батабаева

 

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы