Кооператив жив?

Агропромышленного чуда не получилось. Закон «О сельскохозяйственных кооперативах» ничего особо не изменил. Об этом сообщил первый вице-министр сельского хозяйства Арман ЕВНИЕВ. Напрашивается не очень утешительный вывод, что убрать административные барьеры – мало. И без умения и желания сельчан кооперироваться ничего не выйдет. Но они станут это делать только тогда, когда оно будет им выгодно, передаёт корреспондент Rezonans.kz.

Иллюстративное фото из открытых источников
Иллюстративное фото из открытых источников

ЧТО ЖЕ ЭТО БЫЛО, СКАЖИ? МИРАЖИ!

По словам Евниева, согласно статистике, сейчас в стране зарегистрировано 2 849 кооперативов, объединяющих более 60 тысяч граждан.

– По итогам проверки выявлен ряд системных проблем, сдерживающих эффективное развитие сельхозкооперации, – деликатно констатировал вице-министр.

Пожалуй, самой большой проблемой стоит признать тот факт, что 18 процентов имеющихся кооперативов бездействуют, а еще 42 процента – формально созданные организации. Разумная и рабочая идея оказалась миражом. В числе прочих бед Евниев назвал проблемы с переработкой и сбытом аграрной продукции и нехватку земель сельскохозяйственного назначения.

– А также несоответствие данных акиматов статистическим данным, – уточнил он.

В дальнейшем проблемы только дополняют друг друга. Из-за скромного уровня образования наших сельчан и небогатой техники никак не может вырасти производительность труда и конкурентоспособность, а так же, соответственно, доходы от продажи продукции. Что в свою очередь ставит в тупик перерабатывающие предприятия, испытывающие недозагрузку. Высокими остаются только накладные расходы. А если к этому добавить приписки и фальсификацию показателей, то картина получается совсем печальная.

– Целью программы развития агрокооперации предлагается определить постоянное повышение производительности труда и конкурентоспособности участников сельскохозяйственной кооперации, – считает вице-министр.

САДИМСЯ НА ЯКОРЬ!

Говоря о конкретных мерах помощи, вице-министр предложил равные условия субсидирования сельхозкооперативов по всем имеющимся мерам государственной поддержки.

– Предлагается сохранить инвестсубсидии, субсидирование НДС заготовительных организаций, а также товарно-специфические субсидии в животноводстве за счет средств местного бюджета, – заявил он. Местные акиматы, видимо, должны быть в восторге от этой идеи.

Для поддержания восторга вице-министр заявил, что предлагается исключить установки индикативных планов для акиматов по созданию кооперативов, а также индикативные показатели по деятельности кооперативов.

– Будет продолжено предоставление микрокредитов для крестьянских, фермерских хозяйств, сельхозкооперативов, индивидуальных предпринимателей, – отметил он.

Ключевым инструментом повышения эффективности производства будут являться два механизма кооперации: горизонтальная кооперация и вертикальная (якорная) кооперация.

– Якорная кооперация предусматривает партнерство мелких и средних крестьянских (фермерских) хозяйств и созданных ими кооперативов предприятиями переработки и системообразующими предприятиями, – подчеркнул Евниев.

Не обойдется и без цифрового обеспечения. Теперь для обслуживания деятельности кооперативов будет создан специальный сайт-портал, где должен зарегистрироваться каждый кооператив. Этот портал даст возможность автоматизации сбора информации и мониторинга данных кооперативов, оценивать результаты, вести учет рабочих мест и производительности труда каждого участника, обучение цифровой грамотности, рейтинг между кооперативами и участниками и другие.

– Кроме того, планируется осуществление ряда мероприятий по поддержке развития кооперации, к которым относится продолжение обучения и информационное сопровождение кооперативов, – сообщил вице-министр.

Местные исполнительные органы теперь должны обеспечить, прежде всего – доступ кооперативов к рынкам сбыта, формирование отраслевых региональных коопераций. За НПП «Атамекен» — обучение, консультации, маркетинг.

– Таким образом, мы завершаем начальный этап сельхозкооперации, – уверен Евниев. – Мы переходим к качественно новому этапу ее развития в статусе одного из ключевых инструментов повышения производительности труда в сельском хозяйстве.

Этот пламенный спич нашел поддержку и в лице премьер-министра Бакытжана САГИНТАЕВА. Правда, весьма спорную.

– Надо посмотреть, на «до и после создания кооперативов», – уточнил премьер. – Сколько мяса, молока, другой продукции производилось в областях. Увеличилось ли? Сколько рабочих мест создано, сколько граждан устроили на работу? И потом — произведенное мясо, молоко, какие изменения на рынок оказывают. Изменилась ли цена на продукцию? Понизился ли спрос? Какой эффект от этих кооперативов.

МЕСТЬ «МЕРТВЫХ» БУРЕНОК

Для народных коммунистов, в отличие от чиновников, ситуация с кооперативами отнюдь не секрет. Если кто владеет реальной информацией с мест, так это они.

– Мы знали, что идут приписки, – говорит депутат от КНПК Айкын КОНУРОВ. – Раз был поставлен план перед местными исполнительными органами, они любой ценой план этот делают. И получилось даже, что они его перевыполнили.

По словам коммуниста, основная проблема в том, что никто не спрашивает с чиновников итогов этой деятельности. Привели они, эти итоги, к положительному результату, к отрицательному, или вообще ничего не вышло.

– Многие благие начинания, которые зарождаются в Правительстве, которые предлагает депутатский корпус, – говорит Конуров, – сталкиваются с тем, что местные исполнительные органы власти фактически безответственно относятся к этим инициативам и сводят больше к вопросу статистики, чем к реальным результатам.

А это, по словам мажилисмена, в целом плохо отражается и на отрасли, и потом даже на горожанах. Потому что низкоэффективное производство, которое присутствует в АПК, дает всем нам мультипликативный эффект, в виде роста цен на продукты питания казахстанского производства.

– Они потом становятся неконкурентоспособными с продуктами питания импортного производства, – отмечает Конуров. – В итоге мы сталкиваемся с засильем импортных продуктов питания в торговых сетях. Вот такой, так называемый отрицательный мультипликативный эффект.

Бороться с этим можно только одним способом, как подчеркнул депутат, «не изобретая велосипед».

– Как раз проблема заключается в безответственности, – считает народный избранник. – Они (акиматы – авт.) приписали эти кооперативы, сделали некоторые из них «для картиночки», куда можно возить высшее руководство и депутатов, когда они приезжают в регионы. А за количественные показатели, в принципе, вообще никто не отвечает. Я думаю, что надо повышать ответственность местных исполнительных органов. И речь тут идет даже не о финансовых показателях, а именно о количественных.

В отличие от чиновников, парламентарий ратует за реальный прирост продукции. А чтобы это подсчитать, нужно переходить именно на количественные показатели. Уже не первый раз Казахстан сталкивается с проблемой, когда органы статистики давали одну информацию, на которую опирается Министерство сельского хозяйства, а в результате выясняется, что того скота просто-напросто в регионах нет.

– Так называемые «мертвые души» наших буренок уже оказали медвежью услугу центральным исполнительным органам власти Минсельхоза, который рапортовал о готовности, – напомнил Конуров. – Это привело, после земельных митингов к отставке министра, который на сегодняшний момент является уже ответственным секретарем этого министерства.

Идею с «якорными хозяйствами» коммунист, кстати, одобряет.

– У кооперативов должен быть локомотив, – считает он. – Если Минсельхоз создаст реальные условия долгосрочного фондирования крупных сельхозформирований, которые станут якорными локомотивами, я думаю, что это позволит многим фермерам уже гарантировано иметь сбыт. Они не будут конкурировать между собой.

Распределение обязанностей, по мнению депутата, позволит всем получать свою долю прибыли. Кто-то выращивать скот, кто-то откармливать, кто-то – забивать.

– Это напоминает уже более-менее планово-рыночную экономику, а не тот хаос, который был, – уверен Конуров. – Поэтому я думаю, что это правильно. Сам по себе рынок ничего не расставит и ничего не рассудит. Он только приведет к тому, что какие-то компании будут разоряться, а в результате из разорения будут появляться новые компании. Это мы уже не раз проходили. Зачем создавать излишнюю конкуренцию в том секторе, который может развиваться поступательно, на основе нормального плана?

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы