Сохраняем влагу
Одним из эффективных агротехнических приемов сохранения влаги в предпосевной период остается ранневесенняя обработка почвы (закрытие влаги). Казахстанские ученые разработали орудие, позволяющее наиболее действенно закрыть влагу перед севом.
Для закрытия влаги на полях, обработанных с осени, с малым количеством стерни или чистых парах используются зубовые бороны БЗТС-1 и БЗСС-1, на стерневых фонах – игольчатые бороны- мотыги типа БИГ-3А и БМШ-15, средние и тяжелые бороны с пружинными зубьями и зубовые цепные бороны российского (типа бороны Двуреченского БЦД-12) и казахстанского производства. Последние получают широкое распространение на полях северных областей Казахстана благодаря простоте конструкции. У них в качестве рабочих органов используются круглозвенные цепи, вращающиеся в подшипниковых узлах, на каждом звене которых расположены два противоположно направленных заостренных зуба круглого или квадратного сечения. На раме борон рабочие органы расположены в два ряда по ромбовидной схеме с углами атаки 30-35 градусов. Такие орудия шириной захвата 12 м обладают низкой энергоемкостью (агрегатируются с тракторами типа МТЗ-82 или Беларус-1221), высокой рабочей скоростью (до 15 км/ч) и производительностью. Однако высокая производительность таких борон достигается зачастую в ущерб качеству выполнения технологического процесса. Рабочие органы бороны из-за малого удельного веса цепей недостаточно разрыхляют поверхностный слой почвы, не обеспечивают требуемую глубину обработки и качество крошения почвы для создания мульчирующего слоя. При твердости почвы свыше 1 МПа рабочие органы просто выглубляются и перестают выполнять технологический процесс.
Отечественная разработка
В отличие от указанных, на боронах БЗЦ- 12 производства КФ ТОО «Научно-производственный центр агроинженерии», выполненных также по схеме «ромб», используется более тяжелая цепь, что обеспечивает их работоспособность при большей твердости почвы и удлиняет период применения. Кроме того, в целях снижения ее стоимости ряд элементов конструкции бороны упрощен, в частности механизмы опорных колес, задняя рама бороны, подшипниковые узлы цепей, механизмы складывания бороны в транспортное положение. Однако большие площади и ограниченные агротехнические сроки выполнения работ предопределяют необходимость применения высокопроизводительных средств механизации. В этой связи в Костанайском филиале ТОО «Научно-производственный центр агроинженерии» разработаны широкозахватные ротационные зубовые цепные бороны шириной захвата 18 и 24 м (рисунок 1). Указанные бороны, в отличие от существующих, выполнены по схеме лущильника типа ЛДГ-15 или бороны-мотыги БМШ-15 с размещением рабочих органов по схеме «обратный симметричный клин» в два параллельных ряда, что снижает транспортные габариты по ширине и высоте и упрощает перевод в транспортное и рабочее положения. Кроме того, в их конструкции используются рабочие органы бороны, как у БЗЦ-12, что позволяет работать при повышенной твердости почвы.
Технологический процесс выполняется следующим образом. Во время движения цепные рабочие органы под действием собственного веса заглубляют зубья в почву. За счет взаимодействия с почвой рабочие органы вращаются и своими зубьями производят разрушение почвенной корки, крошение и мульчирование поверхностного слоя, выравнивание поверхности, частичное распределение растительных остатков по площади, при этом оставляя основную массу растительных остатков на поверхности поля.
Технические характеристики борон разработки КФ ТОО «Научно-производственный центр агроинженерии» представлены в таблице 1.
Производственные испытания
В 2017 году на полях Карасуского района Костанайской области были проведены производственные испытания новой широкозахватной бороны БЗЦ-24 в агрегате с трактором К-744Р1. За период испытаний было обработано 1790 га. Испытания проводились на ранневесенней обработке почвы на необработанном стерневом фоне в следующих условиях: тип почвы – чернозем южный, по механическому составу – средний суглинок; влажность почвы в слое 0-5 см – 19,8…21,5%, 5-10 см – 22,6…23,5% и в слое 10-15 см – 24,2…27,2%; твердость почвы – 0,61…0,92, 1,25…1,42 и 1,32…1,51 МПа соответственно; количество пожнивных остатков – 172 г/м2. Условия испытаний характеризовались как типичные для зоны.
Результаты испытаний показали, что новая борона обеспечивает качественное выполнение технологического процесса ранневесенней обработки почвы. Так, при скорости движения 15,1 км/ч средняя глубина обработки почвы составила 4,7 см при коэффициенте вариации глубины 16,8%, что удовлетворяет требованиям нормативной документации – соответственно 4,0…5,0 см и не более 20%. При этом рабочие органы бороны разрушают до 82% почвенной корки и обеспечивают хорошее мульчирование поверхностного слоя – крошение почвы составляет 85,2%, что также соответствует агротребованиям – не менее 75,0 и 80% соответственно. После прохода орудия сохраняется до 83,6% стерни, при этом хорошо выравнивается поверхность поля – высота гребней не превышала 2,2 см, что также удовлетворяет требованиям агротехники – не менее 80,0% и не более 3,0 см соответственно. Энергетическая оценка бороны показала, что при агрегатировании с трактором класса 5 на скорости движения 15,1 км/ч устойчиво выполняется технологический процесс. Эксплуатационно-технологической оценкой установлено, что производительность орудия с трактором К-744Р1 за 1 час сменного времени при скорости движения 15,1 км/ч составила 28,9 га/ч. Коэффициент надежности технологического процесса составил 0,99. При этом эксплуатационно-технологические коэффициенты также соответствуют регламентируемым значениям. Эксплуатационный расход топлива составил 1,52 кг/га.
А. А. Курач, М. А. Амантаев
Костанайский филиал
ТОО «Научно-производственный центр агроинженерии»
Статья опубликована в №7 (201) газеты «АгроИнфо» от 22.04.2019 г.