Серый импорт и санкционка: как решить проблемы с перемещением грузов в ЕАЭС
Евразийская экономическая комиссия на заседании Совета 10 июля сформировала оперативный комитет для решения спорных вопросов при перемещении товаров через границы ЕАЭС.
Разногласий между странами-участницами Союза назрело немало, отметили участники совещания: длительная проверка грузов на границах внутри ЕАЭС, реэкспорт санкционных товаров в Россию через Беларусь и Казахстан и серый импорт из Китая. С помощью каких инструментов можно решить нынешние проблемы и почему они возникли, разбирался Sputnik.
“Дорожная карта” и новый комитет
Проблемы связаны с тем, что на границах внутри Союза стали возникать мероприятия по контролю за перемещаемыми грузами. Об этом в комментарии Sputnik заявил министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Олег Панкратов.
“Все мы понимаем, что единое таможенное и экономическое пространство не предполагает наличие такого контроля, но есть объективные причины его применения (речь может идти о проверках грузов со стороны РФ на наличие продукции, запрещенной к ввозу в Россию – ред.)”, – добавил член ЕЭК.
Сейчас страны Союза разрабатывают “дорожную карту” по решению противоречий, возникающих при перемещении грузов в ЕАЭС. К мерам оперативного реагирования в ЕЭК отнесли идентификацию санкционки, применение навигационных пломб, администрирование импорта товаров из третьих стран и обмен информацией между государствами ЕАЭС, уточняется в пресс-релизе комиссии.
“Мы понимали, что сложившаяся ситуация ведет к снижению внутренней торговли и возникновению определенной напряженности. Поэтому в комиссии решили создать группу высокого уровня (оперативный комитет – ред), которая оперативно сформирует “дорожную карту” по разрешению спорных ситуаций”, – говорит Панкратов.
Задача “дорожной карты” как раз и будет состоять в том, чтобы найти баланс интересов государств, отмечает министр.
“Меры будут выстраиваться таким образом, чтобы страны, которые ограничивают доступ на свой рынок, были заинтересованы такой доступ открыть. А страны, которые поставляют на этот рынок товары, захотели максимально быстро внедрить у себя современные технологии, которые покажут, что все товарные потоки являются “белыми”, проходят полную таможенную очистку”, – комментирует член коллегии ЕЭК.
По словам министра, эти технологии обеспечат полную оплату налоговых пошлин в бюджет ЕАЭС и выполнение налоговых обязательств перед бюджетами стран.
Предполагается, что оперативный комитет возглавит председатель Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович. К тому же, в рабочую группу войдут еще пять министров комиссии: Гегам Варданян, Тимур Жаксылыков, Олег Панкратов, Виктор Назаренко и Андрей Слепнев.
Кроме того, от каждой страны в комитет войдут по три-четыре представителя органов государственной власти, которые отвечают за вопросы внутренней торговли, таможенную сферу и фискальные поступления.
Раз в квартал новый орган будет отчитываться о своей работе на Совете ЕЭК и, при необходимости, на Высшем экономическом совете.
Разработанные меры должны помочь, уверены эксперты.
“С одной стороны, страны заинтересованы в том, чтобы была единая зона свободной торговли, все строят единый общий рынок, но при этом, конечно же, государства стараются защищать своего производителя, и отсюда, на самом деле, происходят все конфликты”, – считает старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.
Он приводит в пример проблемы между Кыргызстаном и Казахстаном в отношении сельхозпроизводителей.
“Есть определенные ограничения для поставок кыргызских товаров на более близкий рынок Казахстана, который достаточно емкий. Казахские власти стараются защитить своего производителя и запрещают продавать ряд кыргызских товаров”, – объясняет эксперт.
По словам Притчина, создание оперативного комитета – “тот шаг, который позволит решить существующие противоречия”.
Целый комплекс проблем на границах ЕЭАС возник из-за того, что Союз слишком быстро развивался, считает Станислав Притчин.
“Если сравнить путь, который Евразийский экономический союз прошел от момента создания до нынешней стадии интеграции, то у Европейского союза это заняло несколько десятков лет. Мы идем с опережающим графиком, соответственно, есть болезни роста”, – полагает эксперт.
Он отмечает, что запрос на купирование проблем возник сейчас еще из-за необходимости принять Стратегию развития ЕАЭС до 2025 года. Документ должны были согласовать на заседании Высшего Евразийского экономического совета 19 мая, но президенты стран ЕАЭС решили, что Стратегию необходимо доработать.
“Решение многих проблемных вещей, которые являются причиной возникновения спорных ситуаций, уже заложены в Стратегию. Поэтому рабочая группа будет акцентировать внимание все-таки на краткосрочных мероприятиях, которые будут ориентированы на 1-3 года”, – отметил министр ЕЭК Панкратов.
Электронные чипы минимизируют коррупционные риски
Первоочередная задача оперативного комитета – внедрение современных навигационных пломб, которые в реальном времени отслеживают местонахождение и перемещение транспортного средства, рассказал член ЕЭК Олег Панкратов.
“Пломбы позволят минимизировать коррупционные риски, которые имеют место быть. Также уменьшат число контактов грузоперевозчиков с государственными контрольными структурами. Это позволит государственным фискальным органам в онлайн-режиме отслеживать все товарные потоки. На первом этапе мы предполагаем, что это будут товарные потоки, по которым особо много рисков возникает”, – пояснил министр.
В экспертной среде также считают, что навигационные пломбы смогут решить часть спорных вопросов между государствами-участниками Союза.
“Сейчас существуют бумажные накладные, которые сопровождают товар и все, перемещение продукции никак не отслеживается”, – отмечает специалист Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.
Решить текущие разногласия поможет прозрачная законодательная система для транспортных компаний, считает экономист, политолог Дмитрий Болкунец.
“Часто вносят какие-то поправки, а перевозчики могут ничего и не знать об этом. Это создает проблемы и приводит к нарушениям законодательства”, – рассуждает специалист.
По мнению собеседника Sputnik, в крайних спорных случаях страны должны иметь возможность обратиться в суд Евразийского экономического союза.
“Суду Евразийского союза необходимо дать полномочия – чтобы его решения были обязательны для исполнения. Сейчас они носят рекомендательный характер. Хотя это, конечно же, один из последних инструментов, который бы урегулировал всякого рода разногласия”, – предлагает Болкунец.
Санкционка и небезопасные товары из третьих стран
Сейчас рынок Союза и потребители не в полной мере защищены от ввозимой из третьих стран небезопасной продукции, отмечал ранее министр по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко. Дело в том, что в ряде случаев необоснованно выдаются серийные сертификаты иностранным изготовителям.
“На рынке существуют органы по оценке соответствия и испытательные лаборатории, которые проводят процедуры некорректно, и результатом их деятельности являются необоснованно выданные документы. Комиссию особенно беспокоят серийные сертификаты, которые выдаются на длительный срок – до 5 лет”, – обратил внимание Назаренко.
Предполагается, что страны ЕАЭС будут бороться с небезопасными товарами следующим образом: подать заявку на оценку соответствия продукции сможет только изготовитель, а не его представитель. Кроме того, в стране Союза обязательно должен присутствовать уполномоченный изготовителя, который будет нести ответственность за то, чтобы продукция отвечала требованиям союзных техрегламентов.
Ввоз в Россию санкционных продуктов из Евросоюза – также находится в числе нерешенных проблем. В ЕАЭС общая таможенная зона, и все товары, которые попадают на территорию Союза, могут беспрепятственно перемещаться, несмотря на ограничения на поставку европейских товаров на российский рынок.
“Этим как раз активно пользовались белорусские и казахстанские предприниматели, которые пунктом назначения товара прописывали Казахстан или Беларусь, а в конечном итоге продавали его на рынке России. Те же самые проблемы существуют в отношениях с Китаем. Как правило, серый импорт из Китая попадает в Россию через Казахстан и Кыргызстан в обход таможенных сборов”, – говорит Притчин.
В настоящий момент для того, чтобы остановить поставки “санкционки” на рынок РФ, в Москве рассматривают введение ответственности для транспортных компаний за перевозку попавших под запрет товаров.