Разъясните, как вести налоговый и бухгалтерский учет средств пожарной безопасности и расходов по заправке огнетушителей?

Вопрос

Разъясните, как вести налоговый и бухгалтерский учет (с корреспонденцией счетов) средств пожарной безопасности и расходов по заправке огнетушителей?  Наше ТОО (СНР для производителей сельхозпродукции) приобрело пожарный щит и огнетушители, а также ежегодно несет расходы по заправке огнетушителей.  1. Являются ли средства пожарной безопасности (пожарные щиты, огнетушители) основными средствами или расходы на их приобретение списывать на административные, общехозяйственные или накладные расходы?  2. Также, как учитывать расходы по заправке огнетушителей, которые производятся ежегодно: сразу списывать на расходы или же по сроку действия зарядки огнетушителя. Например, заправили в июне текущего года, срок действия заряда огнетушителя по июнь следующего года, т.е. нужно в текущем году на вычеты взять только расходы по зарядке за 6 месяцев, а оставшуюся сумму взять на расходы в следующем году? Как вести налоговый и бухгалтерский учет (корреспонденция счетов) средств пожарной безопасности и расходов по заправке огнетушителей?

ОТВЕТ на первую часть вопроса

Анализ ситуации

Ведение бухгалтерского и налогово­го учета первичных средств пожароту­шения зависит от того, какими стандар­тами финансовой отчетности вы руко­водствуетесь на предприятии и вашей учетной политики. Как правило, юри­дические лица в Республике Казахстан осуществляют бухгалтерский учет в со­ответствии с Международными стан­дартами финансовой отчетности (далее – МСФО). Крестьянские и фермерские хозяйства ведут учет в соответствии с Национальным стандартом финансовой отчетности (далее – НСФО), утвержден­ным приказом Министра финансов РК от 31 января 2013 года № 50.

Наш пример мы разберем в обоих слу­чаях применения разных стандартов.

1. В соответствии с МСФО IAS 16, Основные средства — это материаль­ные активы, которые:

(a) предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административ­ных целях;

(b) предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетно­го периода.

Пожарные щиты и огнетушители не используются в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, но, в то же время, используются в течение более чем одного отчетного пе­риода (календарного года).

Согласно пункту 8 МСФО IAS 16 «Основные средства», при признании основных средств, если запасные ча­сти и сервисное оборудование можно использовать только в связи с эксплуа­тацией объекта основных средств, они учитываются как основные средства.

Ответ

Таким образом, по МСФО, первичные средства пожаротушения можно отнести к основным средствам. Единственное, что учитывать их следует отдельным пун­ктом, как малоценные основные сред­ства, со сроком использования более 12 месяцев.

Корреспонденция счетов:

Дт 2420 – Основные средства – мало­ценные со сроком пользования более 12 месяцев.

Кт 3310 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

По налоговому учету на вычеты в со­ответствии с Налоговым Кодексом будут идти амортизационные отчисления, ис­численные с этих средств пожаротуше­ния. Согласно пункту 43 МСФО IAS 16 «Основные средства», каждый компо­нент объекта основных средств, се­бестоимость которого составляет значительную величину относительно общей себестоимости объекта, амор­тизируется отдельно. Предприятие вправе начислять амортизацию отдельно по компонентам объекта, себестоимость которых не явля­ется значительной по отношению к себестоимости всего объекта.

Дополнительные пояснения

Учитывая изложенное выше, средства пожаротушения в бухгалтерском и нало­говом учете могут быть признаны основ­ными средствами, а можно признать и то­варно-материальными ценностями.

Поскольку МСФО IAS 16 «Основные средства» не определяет единицу изме­рения, которая должна использоваться при признании, т.е., что именно состав­ляет объект основных средств. Таким образом, при использовании критери­ев признания основного средства при­менительно к конкретной ситуации, в которой находится предприятие, тре­буется профессиональное суждение. В некоторых случаях целесообразно объ­единить отдельные незначительные объекты, например, шаблоны, инстру­менты и штампы, и использовать кри­терии применительно к их агрегиро­ванной (совокупной) стоимости.

Профессиональное суждение обычно связано с оценкой существенности актива и ожидаемых экономических выгод от его использования и срока использования. В практике обычно такие малоценные акти­вы, как средства пожаротушения, не при­знаются в качестве основных средств, а приходуются как материальные запасы и списываются на расходы периода.

Но наиболее безопасным для налого­плательщика, с точки зрения дополни­тельного обложения налогами во время проведения налоговой проверки, видит­ся признание средств пожаротушения как основных средств.

2. Согласно пункту 12 НСФО, Основные средства и нематериальные ак­тивы признаются в качестве актива, если:

существует вероятность того, что будущие экономические выгоды, связан­ные с активом, поступят субъекту;

– себестоимость актива может быть надежно измерена;

– актив приобретается не для по­следующей продажи в ходе обычной деятельности.

Кроме того, согласно пункту 13 НСФО, к основным средствам относятся акти­вы, имеющие материально-веществен­ную форму. Например, недвижимость, транспортные средства, машины и оборудование, животные и многолет­ние растения, а также иное имуще­ство, определяемое Гражданским ко­дексом РК, как недвижимое и движимое имущество, которые удерживаются субъектом для использования в произ­водстве или поставки товаров (работ, услуг), для сдачи в аренду другим лицам, или прироста стоимости, или в адми­нистративных целях, и которые пред­полагается использовать в течение бо­лее чем одного периода.

Ответ

Таким образом, первичные средства пожаротушения согласно НСФО не при­знаются основными средствами. Здесь лучше оприходовать как товарно-матери­альные ценности и списать на расходы периода в том же году, когда были при­обретены активы.

Корреспонденция счетов:

Дт 1350 – Прочие запасы.

Кт 3310 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

Списание запасов:

Дт 7210, 7470 – Административные или прочие расходы.

Кт 1350 – Прочие запасы.

Но опять же все зависит от профес­сионального суждения при оценке при­обретаемых средств пожаротушения. Можно и отнести на малоценные основ­ные средства, и списывать через амор­тизационные отчисления.

Выбор одного из методов учета первич­ных средств пожаротушения за бухгалте­ром организации. Поэтому ему необхо­димо в учетной политике предприятия прописать порядок отнесения на расхо­ды первичных средств пожаротушения.

ОТВЕТ на вторую часть вопроса

Чтобы поддерживать огнетушители в исправном состоянии, организации должны периодически их перезаряжать. Расходы на перезарядку огнетушите­лей для целей бухгалтерского учета включаются в общехозяйственные рас­ходы в том периоде, в котором они были осуществлены.

Корреспонденция счетов:

Дт 7470 – Прочие расходы.

Кт 3310 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

По налоговому учету суммы рас­ходов на перезарядку огнетушите­лей признаются в составе прочих рас­ходов в том периоде, к которому они от­носятся. Согласно пункту 3 статьи 100 Налогового Кодекса РК, данные расходы подлежат вычету в том налоговом пе­риоде, в котором они фактически были произведены.

Жанна Батабаева

Для того чтобы задать вопрос в редакцию, нужно:

1. Кликнуть на раздел “Задать вопрос”, заполнить указанное поле и оставить свои координаты.

2. Также Вы можете отправить нам письмо по электронной почте. Адрес: agro_info@bk.ru

Поделиться материалом
  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы