Расчёт на цифру оправдан – доказано CLAAS
40 млрд тенге (120 млн долл.) составляет ожидаемый Правительством Казахстана положительный эффект от внедрения цифровых технологий в рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы.
Помимо цифровизации системы госрегулирования отрасли программа нацелена на технологическое перевооружение сферы сельскохозяйственного производства. Государство планирует создавать условия для вовлечения бизнеса в использование информационных технологий, в том числе технологий точного земледелия и SMART-ферм. Согласно правительственным экспертным оценкам, повышение эффективности производства за счет внедрения электронных карт полей, повышения точности метеоданных, использования сенсоров и датчиков, космомониторинга и других решений поможет снизить потери сельхозпроизводителей на 25%. Конкурентоспособность национальных компаний будет повышена за счет роста на 38% к 2021 году производительности труда в отрасли. Общий выпуск сельхозпродукции, согласно целевым показателям программы, увеличится на 30%, экспорт продовольственных товаров – на 600 млн долл., а импорт сократится на 400 млн долл. Агропромышленный комплекс республики станет более привлекательным для инвестиций, в том числе зарубежных.
Доказано
По мнению экспертов CLAAS, оценка специалистами Минсельхоза Казахстана возможного снижения на четверть потерь сельхозпроизводителей за счет использования цифровых технологий более чем оправданна. Это подтверждают исследования, которые проводились в Германии и Великобритании, когда сравнивалась работа комбайнов TUCANO, настройка которых осуществлялась вручную, с машинами, которые были оборудованы системой контроля и оптимизации работы комбайна TELEMATICS. В частности, результаты испытаний показали, что коэффициент использования рабочего времени повысился на 7%, производительность – на 10%, общие эксплуатационные затраты снизились на 0,5%, а время уборочной кампании сократилось на 3 дня. Кроме того, общая обработанная комбайном площадь увеличилась на 150 га. Итоговую экономию от внедрения системы TELEMATICS на зерноуборочном комбайне TUCANO исследователи оценили в 15 000 € в год. К этому еще следует добавить, что в эксперименте принимали участие опытные механизаторы с тем, чтобы свести к минимуму влияние человеческого фактора. Ведь производительность работы одного и того же комбайна в одних и тех же условиях может отличаться на 40% в зависимости от опыта управляющего им механизатора.
Система TELEMATICS
Устанавливаемая на комбайнах и другой технике CLAAS система TELEMATICS собирает и анализирует широкий спектр данных. Если говорить непосредственно о комбайне, то это более 200 различных параметров, включая условия эксплуатации (какая культура убирается, каковы показатели урожайности, плотности посевов, влажности зерна и т.п.), рабочие характеристики (время выполнения тех или иных работ, их соответствие плану), данные машины (расход ГСМ, параметры работы двигателя и других ключевых узлов), настройки агрегатов (жаток, систем обмолота, сепарации и очистки), геокоординаты (где конкретно в каждый момент времени находится машина). Весь этот массив информации в постоянном режиме передается через Интернет в единую базу данных и в дальнейшем может быть использован для оптимизации работы машин, внесения тех или иных корректировок.
Оптимизация работы комбайна, 100-процентное раскрытие его производственного потенциала осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего, уменьшается пассивное время использования техники: простои, транспортировка и развороты. Ежедневно по каждой машине можно получать отчет с анализом времени работы и, соответственно, выявлять и устранять причины низкой эффективности, совершенствовать логистику, перестраивать порядок вывоза убранного урожая и другие рабочие процессы. Также в режиме реального времени удаленно можно отслеживать и вносить изменения в текущие параметры настроек комбайна, непосредственно влияющие на его производительность. Более того, можно одновременно сопоставить работу сразу трех машин, выявить наименее слабую и привести ее настройки в соответствие с теми, которые используют в работе наиболее производительные комбайны. Эта техническая возможность также помогает повышать уровень квалификации молодых механизаторов, обучает, при каких условиях и как следует настраивать машину. Все это способствует полному использованию доступной производительности комбайна и предотвращает его работу вхолостую при ошибочных настройках, увеличивающих себестоимость каждого убранного центнера урожая.
Еще одна ключевая возможность повышения эффективности сельскохозяйственного производства предоставляется заложенной в систему TELEMATICS функцией картирования урожайности и ее графического отображения. Экспорт карт в систему управления сельхозпредприятием позволяет в последующем корректировать внесение удобрений и средств защиты растений, стоимость которых составляет существенную часть общих затрат на гектар возделываемой культуры.
Наконец, еще одна важная составляющая издержек сельхозпроизводителя, которую можно минимизировать благодаря цифровым технологиям – это расходы и время, необходимое на сервисное обслуживание техники и ремонтные работы. Так, система TELEMATICS интерактивно отображает информацию о текущих неполадках, возможных сбоях в работе и заранее подает сигнал тревоги. Тем самым, ремонт можно выполнить до фактического выхода техники из строя, что экономит не только денежные средства, но и время, которое в период активных сельхозработ может быть еще более ценным, чем услуги сервисных инженеров и стоимость запчастей. При этом выезжающий на место специалист заранее удаленно получает требующуюся информацию о местоположении машины и о том, какой сбой произошел.
***
– Использование цифровых технологий в повседневной работе современной сельскохозяйственной техники в значительной степени является необходимым условием эффективной организации производства. Они позволяют в автоматическом режиме решать многие трудозатратные задачи, предоставляя возможность механизаторам и руководителям хозяйств больше времени и внимания уделять тем проблемам, где роль человека остается незаменимой, – резюмирует региональный менеджер по продажам CLAAS в Казахстане Алексей Зонин.
Региональные представители и сервисные центры
[ezcol_1half]
АСТАНА
Айдос Айтымов
М +7 701 751 02 78
Е aidos.aitymov@ctagro.de
КОКШЕТАУ
Ольга Милованова
М +7 701 751 02 74
Е olga.milovanova@ctagro.de
Бахтияр Шахманов
М +7 771 060 85 86
Е bakhtiar.shakhmanov@ctagro.de
КОСТАНАЙ
Алибек Абилов
М +7 777 222 27 93
Е alibek.abilov@ctagro.de
ПЕТРОПАВЛОВСК и ПАВЛОДАР
Серик Исмуканов
М +7 777 221 50 34
Е serik.ismukanov@ctagro.de
[/ezcol_1half] [ezcol_1half_end]
АКТОБЕ
Бахтияр Шахманов
М +7 771 060 85 86
Е bakhtiar.shakhmanov@ctagro.de
ЕСИЛЬ
Ольга Милованова
М +7 701 751 02 74
Е olga.milovanova@ctagro.de
[/ezcol_1half_end]