Проблемы с транзитом грузов из КНР: бизнес просит ввести ответные меры

Товары из Китая будут дорожать из-за сбоев в железнодорожной логистике, такие прогнозы делают эксперты Национальной палаты предпринимателей.

Фото: pixabay.com

Причём, касается это и грузов из Южной Кореи, и Японии, которые переправляют транзитом через Поднебесную. Поставляют их с большой задержкой, бизнес терпит убытки. Транспортные расходы обходятся как минимум вдвое дороже, чем раньше. Ещё большие сложности испытывают казахстанские экспортёры. В направлении Поднебесной простаивают около 150 грузовых поездов или свыше семи тысяч вагонов с экспортными товарами. Еще примерно сотня составов задержана в пути, а это ещё пять тысяч вагонов. Такие сведения корреспонденту «Хабар 24» предоставили в КТЖ «Грузовые перевозки». Причина простоев в введенных ограничениях со стороны Китая на границе. С августа КНР сократила приём поездов, аргументируя это решение ухудшением эпидситуации на одной из станций.


По данным национального перевозчика, в ходе недавних переговоров китайские железнодорожники заверили их, что вопросы обсуждают с местным правительством. При снятии ограничений они готовы перейти в штатный режим. Но у казахстанских перевозчиков есть опасения, что решения связаны с проведением в Китае зимних Олимпийских игр. Как известно, они состоятся в феврале. А это значит, что сложности в логистике могут сохраниться до весны следующего года. Чтобы разгрузить пути, 80% вагонов с грузами перенаправляют на станцию Алтынколь-Хоргос. Эксперты Национальной палаты предпринимателей говорят о том, что только собственники вагонов с начала года потеряли свыше 8 миллиардов тенге. День простоя обходится им примерно в 60 миллионов недополученной прибыли. Чтобы не платить штрафы и не попасть в «чёрный список», экспортёры массово обращаются во Внешнеторговую палату Казахстана. В этом году там выдали свыше двухсот свидетельств о наступлении форс-мажора. Заместитель директора департамента транспорта и логистики Национальной палаты предпринимателей Дархан Муратханов говорит, что если решение не будет найдено, ситуация грозит банкротствами в разных отраслях.

Дархан Муратханов, заместитель директора департамента транспорта и логистики НПП «Атамекен»:

– Со стороны Китая нет официальных документов, подтверждающих форс-мажор. Де-юре их железнодорожная система работает в штатном режиме. Однако де-факто грузы либо простаивают на нашей территории, либо их не принимают к отправке в Казахстан, если речь идёт об импорте. В приоритете у Китая европейское направление, на которое приходится больше половины от всего их экспорта. Мы видим здесь нарушение принципов взаимной торговли. В отличие от КНР, Казахстан выполняет все обязательства по транзиту грузов через нашу территорию.

Экспортёры подсчитывают убытки из-за ограничений КНР

Общие убытки грузоотправителей, экспедиторов и собственников вагонов могут составлять сотни миллиардов тенге. По словам официального представителя Зернового Союза Евгения Карабанова, особенно остро проблему ощущают экспортёры сельскохозяйственных товаров. Их продукция портится, ведь некоторые вагоны простаивают на станциях еще с лета. По мнению эксперта, главная причина в том, что Поднебесной нужен чистый транзитный путь. Китай не успевает поставлять контейнеры с комплектующими для европейских автозаводов. Речь идет о миллиардных сделках и росте экономики Поднебесной. Поэтому импорт из нашей страны пока не в приоритете. Евгений Карабанов говорит: госорганам пора действовать по принципу взаимности, используя наши логистические преимущества. Тем временем в КТЖ подтвердили, что транзит китайских грузов в Европу через Казахстан проходит без каких-либо ограничений.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы